Понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

1.Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы. Утверждающий модус (modus ponens)отрицающий модус (modus tollens). Разделительно-категорический силлогизм
2. Фигуры и модусы категорического силлогизма
3.Укажите, какой из формальных законов логики нарушен в следующем рассуждении: Учащийся спрашивает учителя: «Можно ли ругать или наказывать человека за то, что он не сделал?» - «Нельзя, конечно же», - отвечает учитель. «В таком случае, не ругайте и не наказывайте меня,- говорит учащийся, - я не сделал сегодня домашнее задание».
а) закон тождества;
б) закон непротиворечия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Обоснование модуса Celarent означает, что умозаключение данной формы правильно для любых непустых и неуниверсальных терминов S, Р и М. Так, взяв в качестве S термин «правильный модус по 1 фигуре», в качестве Р - «физический закон» и в качестве М - «силлогизм», можем утверждать, что так как предложения «Ни один силлогизм не является физическим законом» и «Любой правильный модус по 1 фигуре - это силлогизм» истинны, то по модусу Celarent обязательно должно быть истинным и предложение «Любой правильный модус по 1 фигуре не есть физический закон».

 

Модельные схемы позволяют не только устанавливать, но и опровергать наличие логического следования. Для этого необходимо сначала выявить логическую форму рассуждения, а затем указать хотя бы одну модельную схему, на которой посылки будут истинными, а заключение - ложным. Пусть проверяется рассуждение:

1.Некоторые вещества, ускоряющие химические реакции, не участвуют в реакции.

2.Все катализаторы являются веществами, ускоряющими химические реакции.

3.Все катализаторы не участвуют  в реакции.

Положив, что S - это «катализаторы», М - «вещества, ускоряющие химические реакции» и Р - «вещества, участвующие в химических реакциях», находим, что рассуждение имеет форму модуса оае 1 фигуры, т.е:

      1. Некоторый М не есть Р.
      2. Всякий S есть М.
      3. Ни один S не есть Р.



Данная модельная схема, опровергает данный модус, так как на предложенной схеме обе посылки силлогизма истинны, а заключение - ложное.

Умозаключения рассматриваемого вида не удовлетворяют отношению логического следования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Укажите, какой из формальных законов логики нарушен в следующем рассуждении: Учащийся спрашивает  учителя: «Можно ли ругать или наказывать человека за то, что он не сделал?» - «Нельзя, конечно же», - отвечает учитель. «В таком случае, не ругайте и не наказывайте меня,- говорит учащийся, - я не сделал сегодня домашнее задание».

а) закон тождества;

б) закон непротиворечия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания.

 

Закон тождества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.

Закон непротиворечия - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли

Закон исключенного третьего — закон классической логики, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными.

Закон достаточного основания — закон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.

 

Ответ: Нарушен закон тождества.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  • Батурин В.К. Логика: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФРЛ-М, 2012.
  • Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРЛ-М, 2008.
  • Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. – М.: Юристъ, 2008.
  • Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Информация о работе Понятие