Основные черты логического мышления Принципы мыслительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ законов логики и основных принципов мышления. Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть законы логики и основные принципы мышления.
3. Проанализировать специфику законов логики.
Прежде чем рассмотреть содержание и специфику законов логики целесообразно определить родовое понятие "закон". Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие. На основе этой общей дефиниции определим категорию "закон мышления".

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….2
Основные черты логического мышления…………………………………………….3
Принципы мыслительной деятельности………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

Логика контрольная.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Типы и виды мышления

 

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное  — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально  формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

 

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное  мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

 

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает  наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

 

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет  связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

 

Мышление отдельных  людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

 

Но в процессе жизнедеятельности  у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид  мышления. Так, бытовые дела требуют  практически-действенного мышления, а  доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

 

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.

 

Структурная единица  практически-действенного (оперативною) мышления — действие; художественного  — образ; научного мышления — понятие.

 

В зависимости от глубины  обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Мыслительная деятельность людей совершается посредством  специфических мыслительных операций, к которым относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

 

Сравнение — это мысленное  сопоставление предметов и явлений  с целью установления сходства и  различий между ними. По К.Д, Ушинскому, операция сравнения является основой  понимания. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту.

 

Анализ — это мысленное  расчленение предмета или явления  на составляющие его части, выделение  в нем конкретных элементов, признаков  и свойств. Анализ может быть простым  и сложным, т.е. сводиться к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними.

 

Синтез — операция, противоположная анализу, которая  выражается в мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков

познаваемого объекта  в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом — в их единстве обеспечивается целостная  мыслительная деятельность.

 

Абстрагирование — мысленное  отвлечение от второстепенных признаков  и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции — в оптимальном сокращении избыточного объема информации, что в свою очередь сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения. Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого существенного возможно использование в мышлении абстрактных понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм и т.д.

 

Конкретизация — это  мысленный переход от общего к  частному, т.е. операция, противоположная  абстрагированию. Примером может служить переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры — частные случаи их проявления.

 

Обобщение — основанное на анализе выделение свойств  и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений. Причем «общее» понимается двояко, как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот. Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным для исследуемой группы. Так, опираясь на сходные признаки, мы можем заключить, что кит — это рыба, однако, выделив самое существенное, отнесем его к млекопитающим.

 

Классификация — это  разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям (основаниям). Примерами могут служить приведенные в этом пособии всевозможные классификации психических явлений, объединенных & группы по генетическому, функциональному, временному, анатомо-физиологическому и др. критериям.

 

Систематизация —  также разделение и последующее  объединение, но уже не отдельных  объектов познания (как при классификации), а их групп или классов. Примерами  систематизации могут служить различные  таксономические системы, служащие для описания сложноорганизован-ных областей действительности, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты геологии, языкознания, этнографии и т.д.). Данное пособие — частный случай систематизации психологических знаний, теорий и понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование

действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для  которой нет готовых средств решения.  Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,

с удивления или недоумения, с противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Логика-Лекции-Основные черты правильного мышления [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://studentu-vuza.ru/logika/lektsii/osnovnyie-chertyi-pravilnogo-myishleniya.html  [1]
  2. Психология ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Ф.Р. Филатов [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://metropolys.ru/artic/11/01/h-0088-03684.html [2]

 


Информация о работе Основные черты логического мышления Принципы мыслительной деятельности