Логико-психологические основы спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:22, реферат

Краткое описание

Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении. Умение правильно аргументировать свои доводы - большое искусство. На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по логике.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Институт управления и права

Факультет Юриспуденции

                                                                      

 

 

 

Реферат

         по дисциплине «логика»

на тему: «Логико-психологические основы спора»

 

 

Работу выполнил студент Перекатнов Константин Александрович

           

 

 

                  

 

 

 

 

 

Москва 2014 
Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы много и часто спорим с родными дома, с коллегами на работе, с продавцами в магазине, и т.д. По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий.

Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении. Умение правильно аргументировать свои доводы - большое искусство. На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается под спорами.

 

1. Понятие и содержание спора

Существует множество определений о том, что такое спор, но мне ближе: Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны. В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений - дискуссия, полемика, спор, дебаты.

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. 
Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия — это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение. Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает. Результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, устраняется момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность. Слово "полемика" в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный.

Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить, как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Полемика носит боевой, решительный характер.

Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм. Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия, и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения. Искусство вести спор называется эристикой. История эристики (от греч. Eristika, подразумевается eristikē technē — искусство спорить) уходит своими корнями в Древнюю Грецию.

Первоначально эристика понималась как средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и, соответственно, умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно эристика выродилась в обучение тому, как вести спор, чтобы достигнуть единственной цели – выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Эристика распалась на две части, диалектику, которую разрабатывал Сократ и софистику. Целью диалектики остался поиск истины в результате попыток установления истины обоими участниками спора, а целью софистики, которая со времен Аристотеля отождествлялась с эристикой, стала победа в споре любой ценой, независимо от того, на чьей стороне истина.

1.2 Условия спора

Прежде чем вступать в спор, следует посмотреть, выполнены ли некоторые простые условия, наличие которых только и делает разговор спором.

1) умение правильно определить  предмет спора и выделить пункты  разногласий. Предмет спора –  это те положения, которые подлежат  обсуждению путем обмена различными  точками зрения, сопоставления мнений;

2) умение не упускать  из виду главных положений, из-за  которых ведется спор. Чтобы не  потерять предмет спора, не дать  увести себя в сторону от  обсуждаемой проблемы, полемист  должен хорошо знать предмет  спора, разбираться в поставленных  задачах, тонкостях дела, быть эрудированным  и компетентным;

3) умение четко определить  свою позицию в споре. Спор  становится более плодотворным, если у участников полемики  есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание. Мнения  участников спора могут быть  абсолютно различны, но их должна  объединять цель, стремление найти  правильное решение, желание разобраться  в спорном вопросе и достичь истины;

4) правильное использование  понятий. Необходимо выделить основные  понятия, связанные с предметом  спора, и термины, их обозначающие;                                                              

  5) уважительное отношение  к оппоненту, стремление понять  взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности  публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;

6) умение сохранить выдержку  и самообладание в споре. Психологи  установили, что при попытке навязать  оппоненту мнение, расхожее с  его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое;

7) умение обращать внимание  на поведение оппонента, верно  оценивать его действия. Здесь  многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения;

8) умение подбирать убедительные  аргументы для обоснования своей  позиции и опровержения позиции оппонента. Необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства.

1.3 Виды спора

Виды спора очень многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. На сегодняшний день логикой выделяется несколько видов споров по следующим критериям.

1. По преследуемой цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора;

2. По количеству участников: простой спор, сложный спор;

3. По наличию или отсутствию  слушателей: спор наедине, публичный спор, спор для слушателей.

2. Логико-психологические основы спора

Логический скелет любого спора - доказательство и опровержение.                                                                                                                                                                                                                                       Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое доказательство как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов: тезиса, доводов (аргументов) и способа доказывания (демонстрация). Доказывать означает устанавливать истинность тезиса.

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис всегда должен быть истинным, иначе никаким доказательствам не удастся его обосновать. При выдвижении тезиса руководствуются тремя правилами:

1) тезис должен быть  четко сформулирован;

2) тезис должен оставаться  одним и тем же в ходе всего доказательства;

3) тезис не должен содержать  в себе логического противоречия. 
Доводы (аргументы) – это различные формы доказательности истинности тезиса. В качестве доводов различают факт и мнение.

Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают и используют в своих целях. 
Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое. Различают доводы слабые и сильные. Довод, против которого легко найти возражения, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод.

Подбирая те или иные доводы, участник спора должен позаботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету спора. Итак, спор выстраивается его участниками с обязательным взаимным учетом тезиса, аргументов и демонстрации. Различают два вида доказательств: прямое и косвенное.

1. При прямом доказательстве  тезис обосновывается аргументами  без помощи дополнительных логических  построений. Для достижения победы  в споре наиболее грамотно  применять в качестве доказательства  критику несостоятельных аргументов

2.При косвенном доказательстве предполагается обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса выводится заключение об истинности тезиса. Такой вид доказательства предполагает одновременное использование прямого и косвенного доказательства. Специфической разновидностью доказательства является опровержение.

Опровержение – есть доказательство неистинности, ложности тезиса или аргумента. Иными словами, опровержение – это как бы доказательство с обратной целью.

Различают три основных способа опровержения. Первый способ относится к опровержению аргументов, служащих основой рассуждения. Второй способ опровержения связан с анализом необходимой логической связи между аргументами и тезисом, которые служат соответственно посылками и заключением дедуктивного вывода. Третий способ относится к опровержению самого тезиса. В принципе такое опровержение может быть применено к любому утверждению.

Убедительность — психологическое понятие, в основе которого вера в правдивость излагаемого, связанная с определенными эмоциями слушателя. 
Убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. Убедить участников спора – значит заставить их согласиться со спорящим, принять его взгляды как свои собственные.

Одной из форм убеждения является такой вид воздействия на участников спора, как внушение. Стремясь внушить определенную мысль, участник спора апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям, традициям. Определенной силой внушения обладают яркие впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, а также авторитет оратора.

2.1. Психологические уловки

Психологические уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В частности, к ним относят:

Информация о работе Логико-психологические основы спора