Логика вопросов и ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:05, реферат

Краткое описание

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

Вложенные файлы: 1 файл

глава 3.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно  не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают  из рассмотрения. Появление таких  ответов в дискуссии или в  процессе допроса —-.либо результат  заблуждения, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но все же пытается как-то отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа.

Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие иразвернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.

Прямым  называется ответ, взятый непосредственно  из области поиска ответов, при конструировании  которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

При конструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени  окончания русско-японской войны, но и о времени совершения Первой русской революции (1905 г.), а также  информацией о том, что она  произошла через год после  окончания русско-японской войны. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее  животное и что млекопитающие  и рыбы образуют два непересекающихся класса.

3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или  «нет».

Развернутые — это ответы, в каждом из которых  повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; при сложных  вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные  ответы в этом случае нередко оказываются  двусмысленными.

4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный  ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный  ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных  частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

На вопрос «Кем, когда  и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?»  неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым  в связи с трагической гибелью  А.С. Пушкина».

Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации г форме  участия Иванова и Сидорова в  совершении преступления, второй ответ  не указывает время написания  стихотворения.

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы! Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью  и определенностью имеется в  виду логическая, т.е. понятийно-структурная  характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.

Неточность  вопросов выражается в двусмысленном  употреблении понятий и вопросительных слов.

Двусмысленные понятия нередко  используются в улавливающих, или  «провокационных» вопросах, в которых  содержится скрытая информация. К  таким вопросам прибегали древнегреческие  софисты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое  в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера  ответа — «да» или «нет» —  отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или  были раньше рога.

: Неопределенность в ответах  может быть результатом неясности  используемых при постановке  вопроса понятий. Примером может  служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из  кучи песка удалить одну из  песчинок, останется ли куча?»  На вопрос отвечают: «Да». Софист  продолжает: «А если удалить еще  одну песчинку, останется ли куча?»  Снова ответ: «Да». Отвечающий  будет, по-видимому, говорить «да»  до тех пор, пока от кучи  ничего не останется.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие  качественные характеристики, как форма  и относительная величина объекта.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами 8 по себе, без  учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

В вопросе «Кто открыл Америку?»  под словом кто имеется в ; виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть ; выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые трудности возникают  при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором  «Одиссеи»?» краткий отрицательный  ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:

  1. «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;
  2. «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;
  3. «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи». Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:
  • 1) «Курение вредно и аморально»;
  • 2) «Курение вредно, но не аморально»;
  • 3) «Курение не вредно, но аморально».

Неопределенность кратких  ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответом.

Знание логического механизма  постановки вопросов и конструирования  ответов на них служит рациональной основой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и  других су-дебно-следственных действий, продуктивных в социологии и эффективных  полемических выступлений в политике.

Объединенную типологию  вопросов и ответов см. на рис. 45 и 46.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды вопросов и ответов Вы знаете?
  2. В чем специфика ли-вопросов и что-вопросов?
  3. Какие Вы знаете типы вопросов?
  4. Какие виды ответов Вам известны?

Гл а в а VI 
Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений

§1. Умозаключение  как форма мышления. Виды умозаключений

В процессе познания действительности мы приобретаем новы^ знания. Некоторые  из них— непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Но большую часть  знаний мы получаем путем выведения  новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными, или выводными.

Логической формой получения  выводных знаний является умозаключение.

Умозаключение — это форма мышления, посредством  которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Любое умозаключение состоит  из посылок, заключения и вывода. Посылкамиумозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Например: «Судья не может  участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим (1). Судья  Н. — потерпевший (2). Значит, судья  Н. не может участвовать в рассмотрении дела (3)».

В этом умозаключении 1-е  и 2-е суждения являются посылками, 3-е  суждение — заключением.

При анализе умозаключения  посылки и заключение принято  записывать отдельно, располагая их друг под другом. Заключение записывают под горизонтальной чертой, отделяющей его от посылок и обозначающей логическое следование. Слова «следовательно» и близкие ему по смыслу («значит», «поэтому» и т.п.) под чертой обычно не пишутся. В соответствии с этим приведенный пример примет следующий вид:

  • Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим.
  • Судья Н. — потерпевший.
  • Судья Н. не может участвовать в рассмотрении дела. 119

Отношение логического следования между посылками и заключением  предполагает связь между посылками  по содержанию. Если суждения не связаны  по содержанию, то вывод из них невозможен. Например, из суждений: «Судья не может  участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим» и «Обвиняемый  имеет право на защиту» нельзя получить заключения, так как эти  суждения не имеют общего содержания и, следовательно, логически не связаны  друг с другом.

При наличии содержательной связи между посылками мы можем  получить в процессе рассуждения  новое истинное знание при соблюдении двух условий: во-первых, исходные суждения — посылки умозаключения должны быть истинными; во-вторых, в процессе рассуждения следует соблюдать  правила вывода, которые обусловливают  логическую правильность умозаключения.

Умозаключения делятся на следующие виды.

  1. В зависимости от строгости правил вывода различают демонстративные(необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения. Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представляет собой логический закон. В Важное значение имеет классификация умозаключений по направленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении. С этой точки зрения различают три вида умозаключений:дедуктивные (от общего знания к частному), индуктивные (от частного знания к общему), умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).

Эта классификация будет  положена в основу дальнейшего изложения.

Рассмотрим дедуктивные  умозаключения.

Дедуктивными (от латинского deductio — «выведение») называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Информация о работе Логика вопросов и ответов