Логика вопросов и ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:43, реферат

Краткое описание

Рассматриваемая тема является своеобразным продолжением темы «Суждение», поскольку вопросы в языке, как и суждение, выражены предложением. Суждение в языке выражается предложением повествовательным. Вопрос – предложением вопросительным; ответ – предложением повествовательным. Вопросно-ответная ситуация возникает там, где образуется неполнота информации, что не позволяет однозначно решить существующую проблему.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………… 3
1. Логическая сущность вопроса……………………………….…..…….…4-6
2. Логическая структура вопроса.………………………………..……….....7-8
3. Классификация вопросов.……………………………………………..…9-12
4. Правила постановки вопросов……………………………………….…13-15
5. Логическая сущность и структура ответов……………….……...…….16-17
Заключение…………………………………………………………….……....18
Список используемой литературы…………………………………...………19

Вложенные файлы: 1 файл

Логика. Реферат. Логика вопросов и ответов.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

(Реферат)

 

Дисциплина:       Логика       ___________ 

 

Тема:  _________             Логика вопросов и ответов.                               ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Роор Ольга  

Владимировна   

Поток:ЮН-172(2)   

Адрес: Тюменская обл. г.Радужный

9 мкр. 43 дом 24 кв.     

______________________________

Проверил:           

Оценка:     

Дата:      

 

 

 

 

 

 

2013г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………..………… 3

1. Логическая сущность  вопроса……………………………….…..…….…4-6

2. Логическая структура вопроса.………………………………..……….....7-8

3. Классификация вопросов.……………………………………………..…9-12

4. Правила постановки вопросов……………………………………….…13-15

5. Логическая сущность  и структура ответов……………….……...…….16-17

Заключение…………………………………………………………….……....18

Список используемой литературы…………………………………...………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

Рассматриваемая тема является своеобразным продолжением темы «Суждение», поскольку вопросы в языке, как  и суждение, выражены предложением. Суждение в языке выражается предложением повествовательным. Вопрос – предложением вопросительным; ответ – предложением повествовательным. Вопросно-ответная ситуация возникает там, где образуется неполнота информации, что не позволяет  однозначно решить существующую проблему. Приступая к изучению логики вопросов и ответов, надо обратить внимание на то, что вопрос – это не отдельная  форма мышления, а выраженная в  форме вопросительного предложения  неполнота знания. Восполнением этой неполноты будет ответ, выраженный новым суждением. Новизна суждения (ответа) означает, что в предыдущем знании явно данное суждение не присутствует.

История традиционной логики свидетельствует о том, что логика вопросов и ответов интересует ученых со времен софистов. В современной  логике сформировалась классификация  вопросов по разным основаниям. Прежде всего, необходимо различать вопросы  риторические, не требующие ответа, и вопросы, которые позволяют  осуществлять целенаправленный поиск  необходимого ответа. Соответственно классификации вопросов в логике разработана и классификация  ответов.

Овладение логикой вопросов и ответов, умение правильно задавать вопросы очень актуально и  для науки, и для юридической  практики. Если ученый задает вопросы  природе или иному изучаемому объекту, то юрист задает вопрос человеку, что имеет существенную специфику. В первую очередь именно для юристов вопросно-ответная ситуация выступает как поединок, требующий умения задавать вопросы и быстро анализировать получаемые ответы.

 

 

 

 

 

 

 

1. Логическая сущность  вопроса.

Необходимым звеном познавательного  процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом  в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.  

     Важная роль  принадлежит вопросно-ответному  комплексу в правовой сфере,  особенно в судопроизводстве. Поиск  ответов на вопросы, интересующие  следствие и суд, составляет  основное содержание допросов, следственных  экспериментов, освидетельствований,  очных ставок и других следственных  действий.

Вопрос –  это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Например, чтобы оценить следственную ситуацию, следователю необходимо ответить на вопросы:

 а) какие обстоятельства, в какой мере установлены по  делу и насколько ясна сущность  расследуемого события? 

б) какие сведения об источниках других доказательств имеются в  его распоряжении?

в) насколько очевидны пути и способы дальнейшего расследования?

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного  предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая  некоторыми признаками вопросов, они  не содержат при этом побуждения к  ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые, также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение  –   «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение   –     «Может быть, уступите место пожилому человеку?», требовательное запрещение  –   «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва  –   «Ребята, не Москва ль за нами?» и пр. В то же время, вопрос может выражаться не только вопросительным предложением, но и повествовательным   –   «Расскажите, каким орудием были причинены телесные повреждения потерпевшему» или «Поясните, в каких документах вы фиксировали отпуск со склада материальных ценностей». Вопрос может выражаться и словосочетанием. Такая форма широко применяется в учебном процессе при формулировке вопросов, выносимых на занятия, зачеты и экзамены (например, «Основные этапы развития логики как науки» или «Правила деления понятия и возможные ошибки при их нарушении»). В социологических исследованиях, кроме этого, используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы  незаполненными местами, множества вариантов ответов и т.д. 

Термин «вопрос» в содержательном плане связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (от греч. problema   –    преграда, трудность, задача) –   вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и кончается ее решением. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная неопределенность. От проблемы принято отличать псевдопроблемы   –   вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколь-нибудь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемами нет, однако, четкой границы. Проблемная ситуация –  это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

Следует также отличать вопрос от задачи и упражнения. Строгое  разграничение здесь провести довольно трудно. В конкретных случаях вопрос нередко может выступать как  задача, задача - как упражнение, а  упражнение требует ответа на вопрос. И все же это не тождественные  понятия.

Задача представляет собой  установку, требование совершить какое-либо теоретическое или практическое действие в условиях неполной информации о его средствах и путях. Решение задачи обязательно предполагает поиск необходимой информации, выбор вариантов, комбинирование имеющихся элементов информации, возможных средств, способов действий. При этом вопрос является элементом задачи.

Задача обязательно содержит:

1) условие   –    «входные данные», информацию о явлениях действительности или положениях теории;

2) установку на действие  с «входящими данными», на получение  требуемого результата, выраженную  обычно в форме одного или  нескольких вопросов.

Под упражнением понимается процесс формирования навыков путем  многократного повторения каких-либо теоретических или практических действий. Вместе с тем в учебном  процессе упражнением называют и  ту задачу или задание, выполнение которых  приводит к формированию соответствующих  навыков. К упражнению также будут  отнесены такие задачи, в которых  менее выражен поисковый, комбинационный характер действий и которые служат преимущественно для тренировки памяти. Таковы некоторые особенности  соотношения вопроса, задачи и упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логическая структура  вопроса.

Вопрос как форма мысли  имеет свою логическую структуру.

Ее элементами являются:

1) искомое знание;

2) исходное знание (базис  или предпосылка вопроса);

3) требование перехода  от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию.

Например, следователь, задавая  вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.

Однако нельзя сказать, что  искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе  в виде неполного, незавершенного, неопределенного  знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следователь направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью. 

Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто звонил подозреваемому после 19 часов и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует человек, звонивший подозреваемому после 19 часов, а также назначенное время встречи подозреваемого и потерпевшего. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим подозреваемому в указанное время, и не всякое время можно считать назначенным временем встречи подозреваемого и потерпевшего. 

Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

Важно также отметить, что  вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые  сведения, неизвестное. В этом плане  он выступает как продукт осознания  разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности. 

Постановка вопроса связана  с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. Например, позитивной предпосылкой вопроса «Преступление совершил Зайцев или Волков?» является суждение «Преступление совершил Зайцев или Волков». Позитивная предпосылка вопроса «Какие акции котируются на рынке ценных бумаг?» может быть представлена суждением «Существуют акции, пользующиеся повышенным спросом на рынке ценных бумаг». 

Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании  хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией  отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании  предмета, которому не принадлежат  свойства, зафиксированные основой  вопроса. 

Позитивную и негативную предпосылки вопроса следует  отличать от «позитивной» («Вы позвоните  мне сегодня вечером?») и «негативной» («Вы не позвоните мне сегодня  вечером?») постановки вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация  вопросов.

Вопросы можно сгруппировать  по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере:

1.    По степени выраженности знания в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное.

Например, «Когда состоится  судебное заседание по делу N?». Скрытый  вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное  восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан  становятся собственниками акций, и  рано или поздно приходит день, когда  появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2.    По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или, «если, то» и др.

Информация о работе Логика вопросов и ответов