Коррекционная работа при ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Коррекционная работа при ОНР
1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
2. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

сдавать (3).docx

— 23.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ» В Г.КАНСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Факультет «Специальное (дефектологическое) образование»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО АЛАЛИИ

 

Тема: «Коррекционная работа при ОНР»

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. 11\45\БДЗ – 3,5-3

Куденкова А.В.

Проверил преподаватель:

Шаповаленко Л.О.

 

 

Г.КАНСК            

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. Коррекционная работа при ОНР

1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

2. Организация коррекционно-развивающей  работы с детьми (I уровень развития речи)

3. Организация коррекционно-развивающей  работы с детьми (I уровень развития речи)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и  сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как  фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. 
      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). 
      Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.  
      Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе. 
      Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. 

 

I. Коррекционная работа при ОНР

1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Необходимость раннего (с 3-летнего  возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе. 
      Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников. 
      Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.  
      Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: 
      • развитие понимания речи; 
      • развитие активной подражательной речевой деятельности; 
      • развитие внимания, памяти, мышления детей.

2. Организация  коррекционно-развивающей работы  с детьми (I уровень развития речи)

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем  планируются с учетом результатов  их логопедического обследования, позволяющих  выявить потенциальные речевые  и психологические возможности  детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада. 
      Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.

В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по: 
      1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; 
      2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; 
      3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов. 
      В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

    • развитие понимания речи;
    • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
    • развитие произносительной стороны речи;
    • развитие самостоятельной фразовой речи.

Выделяются следующие  виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

    1. словарного запаса;
    2. грамматически правильной речи;
    3. связной речи;
    4. звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

Подгрупповые занятия  проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

3. Организация  коррекционно-развивающей работы  с детьми (I уровень развития речи)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей  является продолжение работы по развитию:

    1. понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
    2. произносительной стороны речи;
    3. самостоятельной развернутой фразовой речи;
    4. подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием  речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных  занятиях со всей группой. Сказываются  не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также  частично и воспитательных занятий  делить группу на две подгруппы с  учетом уровня речевого развития. 
      Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

    • связной речи;
    • словарного запаса, грамматического строя;
    • произношения.

Количество занятий, реализующих  коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОНР – аббревиатура, обозначающая такую проблему в становлении  речи, как общее недоразвитие речи. 

ОНР представляет собой системное  проявление речевой аномалии, при  котором происходит нарушение или  отставание от нормы в основных компонентах  речевой системы: лексическом, грамматическом и фонетическом строе. 

К наиболее часто встречающимся  причинам, приводящим к повреждениям или недоразвитию мозга, можно отнести  следующие: инфекция или интоксикация матери во время беременности, резус - конфликт матери и ребенка, употребление матерью алкогольных напитков или  курение во время беременности, травма, полученная ребенком во время родов, кислородная недостаточность, токсикозы, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы ребёнка в первые годы жизни. 

Нарушения лексики у детей, страдающих общим недоразвитием реи, выделяются три уровня развития речевой системы. 

На первом уровне речевого развития, детская речь является малопонятной для окружающих и характеризуется  наличием жёсткой ситуативной привязанности. Речь ребенка на данном уровне развития нельзя характеризовать как инструмент коммуникативного процесса. 

У детей со вторым уровнем ОНР  активная речь может выступать в  качестве средства коммуникации лишь при выполнении условия постоянного  оказания помощи ребенку, проявляющейся  в виде дополнительных вопросов, оценочных  суждений и т.п. 

У детей с третьим уровнем  речевого недоразвития активная речь уже используется в качестве средства коммуникации, но в ней преобладают  слова, которыми означаются действия, предметы, с которыми ребенок постоянно  сталкивается в повседневной жизни. Слова же менее вхожие в обиход отсутствуют.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с. 

2. Воспитание и обучение детей  с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с. 

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с. 

4. Громова О.Е. Методика формирования  начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. 

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с. 

6. Иваненко А.П. Словарная работа  в детском саду. – Запорожье, 1975

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекционная работа при ОНР