Контрольная работа по предмету логика Кем ГУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Нарушение каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:
Молчит – значит согласен. Ведь не зря говорят, что молчание знак согласия.
Ответ:
Нарушен закон достаточного основания. Нам не известно, почему молчит собеседник. Возможно, он дал обет молчания, поспорил или является глухонемым. Причин его молчания может быть очень много, и это не означает его согласие.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика_вар2.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ № 2

 

 

2.1. Нарушение каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:

Молчит –  значит согласен. Ведь не зря говорят, что молчание знак согласия.

Ответ:

Нарушен закон достаточного основания. Нам не известно, почему молчит собеседник. Возможно, он дал обет молчания, поспорил или является глухонемым. Причин его молчания может быть очень много, и это не означает его согласие.

 

2.2. Осуществите по две последовательных операции обобщения и ограничения следующих понятий:

правовая система, судебная власть, Российская Федерация, планета, цветок.

Во всех ли случаях  удалось выполнить задание? Если нет, то почему?

Ответ:

а)  правовая система России – правовая система большого государства – правовая система – система государственных органов – система;

б) Шариат – мусульманская судебная  власть – судебная власть – власть государственных органов – власть – форма контроля за обществом;

в)   ……- Российская федерация – правовое государство – государство

Понятие «Российская Федерация» является единичным, поэтому            операцию его ограничения произвести невозможно;

г)   Земля – планета Солнечной системы – планета – космическое тело – тело;

д)  лилия – белый цветок – цветок – растение – живой организм.

 

2.3. Ниже приведены примеры деления понятий. Укажите вид деления. Правильно ли произведено деление? Если имеются ошибки, укажите какие.

А) Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

Б) комедия  делится на комедию ситуаций, комедию  характеров, черную комедию, слезливую  комедию, комедию идей и комедию нравов.

В) «-Разделим буханку хлеба ножом – что  будет?

-По-моему…-начала  Алиса, но тут вмешалась Черная  Королева.

-Бутерброды, конечно, - сказала она».

Г) Соучастниками  преступления являются подстрекатели  и пособники преступления.

Д) Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

Е) Школа: администрация  школы, педагогический коллектив школы, учащиеся.

Ответ:

А) Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

Понятие «государственные налоги» - является родовым, члены деления «прямые»   и «косвенные»   - его видами. Деление произведено верно.

Б) комедия делится  на комедию ситуаций, комедию характеров, черную комедию, слезливую комедию, комедию идей и комедию нравов.

Деление произведено неверно, так как имеются разные основания деления: комедия по художественному жанру делится на черную и слезливую, а по жизненным обстоятельствам – на все остальное.

В) «-Разделим буханку  хлеба ножом – что будет?

       -По-моему…-начала  Алиса, но тут вмешалась Черная  Королева.

       -Бутерброды, конечно, - сказала она».

         Произведено деление не понятия, а предмета.

Г) Соучастниками преступления являются подстрекатели и пособники преступления.

Здесь ошибка неполного деления,   пропущены  исполнитель и организатор.

Д) Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

Деление неправильное: произведено  по двум основаниям – «характер  правонарушения» и «этическая оценка правонарушения». Кроме того, деление  несоразмерно: в него не включены гражданские  проступки (ошибка неполного деления). Из нарушения правила деления по одному основанию вытекает также нарушение правила о том, что члены деления должны исключать друг друга: так, и административный, и дисциплинарный проступок может быть аморальным.

Е) Школа: администрация школы, педагогический коллектив школы, учащиеся.

Произведено деление не понятия, а  коллектива школы.

 

2.4. С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:

А) Субъект  Российской Федерации, республика Карелия, Краснодарский край.

Б) Преступная группа, вооруженная группа, банда, преступник.

В) адмирал, английский адмирал, адмирал Нельсон, русский  адмирал, адмирал Ушаков.

Ответ:


а)  1 – субъект Российской Федерации                           


     2 – республика Карелия


     3 – Краснодарский край

 

 

    

  


б)  1 – преступная группа                                    


     2 – вооружённая группа


     3 – банда

     4 - преступник

 

в)   1 – адмирал


      2 – английский адмирал


      3 – адмирал Нельсон


      4 – русский адмирал

      5 – адмирал Ушаков

2.5. Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения (вид, соответствие правилам, определение ли это):

А) Кавычки  – парный знак препинания, используемый для прямой речи.

Б) Резидент –  тайный представитель разведки в каком-нибудь районе иностранного государства.

В) Безапелляционное решение – решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном  порядке.

Г) Дезертирство – неявка на военную службу с  целью уклониться от нее.

Д) Стадион  – место для показа спортивных игр без повторения интересных моментов.

Е) Энциклопедист  – это человек, который даст ответ  на любой вопрос.

Ж) Коллегия –  группа должностных лиц, образующих административный, совещательный или  распорядительный орган.

З) Термин «клика»  в переводе с французского означает группу людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

И) Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями..

Ответ:

А) Кавычки – парный знак препинания, используемый для прямой речи.

реальное, явное, атрибутивное

Б) Резидент – тайный представитель разведки в каком-нибудь районе иностранного государства.

реальное, явное, атрибутивное

В) Безапелляционное решение  – решение, не подлежащее обжалованию  в апелляционном порядке.

реальное, неявное, индуктивное (операциональное)

Г) Дезертирство – неявка на военную службу с целью уклониться от нее.

реальное, явное, атрибутивное

Д) Стадион – место  для показа спортивных игр без  повторения интересных моментов.

реальное, явное, определение через абстракцию

Е) Энциклопедист –  это человек, который даст ответ  на любой вопрос.

реальное, неявное, атрибутивное

Ж) Коллегия – группа должностных лиц, образующих административный, совещательный или распорядительный орган.

реальное, явное, операциональное

З) Термин «клика» в переводе с французского означает группу людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

номинальное

И) Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями..

реальное, явное .

 

2.6. Определите вид и запишите структуру (форму) суждения:

А)Некоторые  рынки- нерегиональные.

Б) Среди преподавателей есть мужчины.

В) Каждый человек  имеет право на труд.

Г) «Он и  швец, и жнец и на дуде игрец» (Русская пословица).

Д) Если он честный, то он даст правдивые показания.

Е) «Если хочешь быть умным, то научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше сказать» (Лафатер).

Ответ:

А) Некоторые  рынки- нерегиональные.

S – P (частноутвердительное суждение). Является простым категорическим суждением, так как имеется один субъект S – рынки, и его свойство P – нерегиональные.

Б) Среди преподавателей есть мужчины.

S – P (частноутвердительное суждение). Является простым категорическим суждением, т. к. имеется один субъект S – преподаватели, и его свойство P – мужчины.

В) Каждый человек имеет  право на труд.

S1RS2 (релятивное суждение). Является простым категорическим суждением, т. к. имеются субъекты S1 – люди, S2 – право на труд, R – имеет.

Г) «Он и швец, и жнец и на дуде игрец» (Русская пословица).

Сложное суждение; имеет форму А В С, где А – он – швец, В – он жнец, С – он – на дуде игрец.

Д) Если он честный, то он даст правдивые показания.

Сложное суждение. Имеет форму А В, где А – он честный, В – он даст правдивые показания.

Е) «Если хочешь быть умным, то научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше сказать» (Лафатер).

А С D E), где А – хочешь стать умным, В – научись разумно спрашивать, С – внимательно слушать, D – спокойно отвечать, Е – умолкать, когда нечего больше сказать.

 

2.7. Произведите операцию отрицания атрибутивных суждений. Представьте результаты в символической форме и на естественном языке:

А) Часть студентов не готова к экзаменам.

Б) Ни один из нас не решился  возражать против этого веского  довода.

Ответ:

А) Часть студентов  не готова к экзаменам.

( S Р) S – P. Отрицание: Все студенты готовы к экзаменам.

Б) Ни один из нас не решился возражать  против этого веского довода.

( S Р) S – P. Отрицание: Некоторые из нас решились возражать против этого веского довода.

2.8.   Произведите операцию отрицания сложных суждений:

А) Я постараюсь занять деньги у знакомых либо возьму кредит в банке.

Б) Если самому не делать контрольную  работу, то трудно будет сдать экзамен.

 Ответ:

А) Я постараюсь занять деньги у знакомых либо возьму кредит в банке.

В) А В. Я не буду занимать деньги у знакомых и не буду брать кредит в банке.

Б) Если самому не делать контрольную работу, то трудно будет сдать экзамен.

(А В) А В. Если  самому сделать контрольную работу, то не трудно будет сдать экзамен.

 

2.9. Произведите превращение следующих суждений:

А) Некоторые  юристы – адвокаты.

Б) Некоторые члены  профсоюза не платят членские взносы.

Ответ:

А) Некоторые юристы –  адвокаты.

S – P Р – S. Некоторые адвокаты являются юристами.

Б) Некоторые члены профсоюза не платят членские взносы.

 S P S - P. Некоторые члены профсоюза есть не те, кто платит членские взносы.

 

2.10. Произведите обращение следующих суждений:

А) Люди –не  ангелы.

Б) Большая  часть жителей нашего городка  активно занимается спортом.

 Ответ:

А) Люди –не ангелы.

 S – P Р – S. Некоторые люди ангелы

Б) Большая часть жителей нашего городка активно занимается спортом.

S – P Р – S. Некоторые из тех, кто активно занимается спортом есть жители нашего городка.

 

2.11. Определите вид и проверьте правильность следующих умозаключений:

А) В бюджете  возникнет дефицит, если не повысят  пошлины. Если в бюджете возникнет  дефицит, то государственные расходы  на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят пошлины, то государственные  расходы на общественные нужды не сократятся.

Б) Если не знаешь весь курс логики, то экзамен не сдашь. А если пропускаешь занятия, то не знаешь весь курс. Значит, если студент  сдал экзамен по логике, то он не пропускал  занятия.

Внимание: эти умозаключения  нужно разбить на проверяемые  формы и каждую проверить отдельно.

Ответ:

А) В бюджете возникнет  дефицит, если не повысят пошлины. Если в бюджете возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят  пошлины, то государственные расходы  на общественные нужды не сократятся.

              А В, В А, ┐А преобразуем формулу:      А С,  ┐А

        ┐С                                                        возможно┐С        ,              

где А – не повысят пошлины,

        В – в бюджете возникнет дефицит,

        С – государственные расходы на общественные нужды сократятся.

    Не дедуктивное умозаключение. Второй вероятностный модус.

Б) Если не знаешь весь курс логики, то экзамен не сдашь. А если пропускаешь занятия, то не знаешь весь курс. Значит, если студент сдал экзамен по логике, то он не пропускал занятия.

Информация о работе Контрольная работа по предмету логика Кем ГУ