Закупочная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая норм вариант.docx

— 70.58 Кб (Скачать файл)

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

  • потребность в комплектующем изделии невелика;
  • отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.
  • Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
  • потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
  • комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

 

1.2. Методы определения  потребности в материалах

 

Виды потребностей в материалах

Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.

Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она складывается из первичной, вторичной и третичной.

Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях. Расчет первичной потребности осуществляется с помощью методов математической статистики и прогнозирования, дающих ожидаемую потребность. Риск неправильной оценки или неточного прогноза потребностей компенсируется соответствующим увеличением страхового запаса.

Первичная потребность является основой управления материальными потоками на предприятиях, работающих в сфере торговли. Для промышленных предприятий первичную потребность следует раскладывать на вторичные составляющие.

Под вторичной понимается потребность в комплектующих узлах, деталях и сырье, необходимых для выпуска готовых изделий.

При расчете вторичной потребности предполагаются заданными: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; спецификации или сведения о применяемости; возможные дополнительные поставки; количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов.

Под третичной понимается потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте. Она может быть определена исходя из вторичной на основе показателей использования материалов путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.

В зависимости от учета наличных запасов различают брутто- и нетто-потребности в материалах.

Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве. Соответственно под нетто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов. Она определяется как разность между брутто-потребностью и наличными складскими запасами к определенному сроку.

На практике суммарная потребность в материалах увеличивается относительно показателя брутто на дополнительную потребность, обусловленную браком в производстве и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. После сопоставления с величиной наличных складских запасов остаточная потребность корректируется на величину текущих запасов. Соотношение различных видов потребностей в материалах показано на рис. 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Соотношение различных видов потребностей в материалах

 

Методы определения потребностей

Необходимым условием эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу. Методы, используемые для ее определения, представлены на рис. 2.1.2.

Рис. 2.1.2. Классификация методов определения потребностей

 

Детерминированные методы расчета служат для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной. При аналитическом методе расчет идет от спецификации изделия по ступеням иерархии сверху вниз. Синтетический метод предполагает проведение расчетов для каждой группы деталей исходя из степени их применяемости на отдельных ступенях иерархии.

Стохастические методы расчета позволяют установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих ее изменения на протяжении определенного промежутка времени. С этой целью используют аппроксимацию средних значений, метод экспоненциального сглаживания и регрессионный анализ.

Аппроксимация средних значений используется в условиях, когда потребность в материалах колеблется по месяцам при устойчивом среднем значении. Прогнозирование этим методом представляет собой процедуру усреднения известных значений потребности в материалах.

Метод экспоненциального сглаживания применяют в том случае, когда прогнозирование процесса изменения потребности в материальных ресурсах производится на основе уровней ряда динамики, веса которых убывают по мере отдаления данного уровня от момента прогноза. Для этой цели в расчеты вводится постоянный коэффициент сглаживания а, значение которого подбирается таким образом, чтобы свести ошибку прогноза к минимуму.

Регрессионный анализ предполагает приближение известных тенденций потребления материальных ресурсов с помощью математических функций, которые могут быть экстраполированы на будущий период.

 

Глава2. Анализ состояния управления логистикой закупок в ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ».

2.1.Анализ состояния  работы руководства по управлению  закупочной логистикой.

Выбор и оценка поставщика.

Выбор поставщиков играет очень важную роль в деятельности предприятия. Для того чтобы фирма получала прибыль, существует множество факторов, один из которых – бесперебойность поставки сырья и материалов. Это может обеспечиваться именно поставщиками, эффективно и качественно занимающимися своей деятельностью.

Решение о размещении заказа определенного объема у того или иного поставщика должно приниматься на основе совокупности критериев, разрабатываемых каждой компанией для своего производства.

Все критерии, применяемые при оценке потенциального поставщика, классифицируются на три группы – техническую, организационно-экономическую и психологическую.

Техническая группа критериев включает оценки потенциальных поставщиков:

  • производственная мощность поставщика;

  • соответствие современному уровню технологии;

  • комплектность поставляемой продукции и возможные нарушения;

  • развитость инфраструктуры (транспорт, информационные системы);

  • ассортимент поставляемой продукции, т.е. возможности поставщика;

  • наличие дефектов в продукции (оценка постоянства качества).

Организационно-экономическая группа критериев включает в себя:

  • доступность продукции (наличие продукции на различных складах);

  • условия доставки продукции (выбор транспортного средства);

  • сроки поставки и условия оплаты продукции;

  • удаленность поставщика;

  • финансовое положение поставщика (долги, кредиты, грань банкротства);

  • организация логистики;

  • стабильность стиля поставки (восприятие продукции потребителем).

Психологическая группа критериев включает в себя:

  • надежность поставщика (честность, порядочность и т.д.);

  • предыдущая история поставщика, его репутация (период существования поставщика на рынке в условиях конкуренции);

  • местонахождение поставщика (климатические и другие условия расположения потенциального поставщика);

  • договорная дисциплина (выполнение своих обязанностей).

Информацию по перечисленным критериям выбора поставщика не всегда удается получить у потенциальных поставщиков, поэтому необходимо прибегать к услугам предприятий, владеющих определенными данными, характеризующими поставщика.

Одним из важных вопросов при работе с потенциальными поставщиками является принятие альтернативного решения:

  • иметь одного поставщика на условиях прямых длительных производственно-хозяйственных связей;

  • сотрудничать с несколькими источниками материально-технических ресурсов.

Оба варианта решения этой проблемы имеют, соответственно, положительные стороны и целый ряд преимуществ, представленных в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1 Преимущества при выборе одного или нескольких источников снабжения

Один поставщик

Несколько поставщиков

1. Долгосрочный контакт может  исключать возможность разделения  заказа

1. Решение проблемы при появлении  срочных и объемных заказов

2. Поставщик является эксклюзивным  обладателем патентов

2. Повышение гарантий снабжения  за счет использования нескольких  источников

3. Поставщик удовлетворяет критериям  качества продукции и стоимости

3. Значительное снижение зависимости  потребителя от поставщика

4. Объем заказа достаточно мал, и нецелесообразно делить его  между поставщиками

4. Возможность предоставления дополнительных  сервисных услуг

5. Концентрация закупок может  привести к соответствующим скидкам

5. Гибкость снабжения и снижение  риска несвоевременности поставок  продукции


 

 

Для поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса, размещение рекламы в Интернете, изучение каталогов, объявлений в СМИ, посещение выставок и ярмарок, переписка и личные контакты с возможными поставщиками, обращение к специальным посредникам. Наиболее распространенными и эффективными методами получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков являются конкурсные торги и письменные согласования между поставщиками и потребителями.

Основной показатель профессионализма любого специалиста по закупкам – знание источников. А инструменты, к которым наиболее часто прибегают эти специалисты в настоящее время, - онлайновые поиски, электронные каталоги и веб-сайты компании. К другим источникам этого рода относятся профессиональные журналы, рекламные объявления, переговоры с торговыми представителями, коллегами, профессиональные контакты и собственные учетные документы отдела продаж.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

  1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, в независимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

  1. Как минимум 1 из используемых источников должен быть независимым.

После принятия решения о выборе поставщика осуществляется работа с ним. Проводится подготовка и планирование переговоров; знакомство с торговыми представителями поставщика и анализ предлагаемых условий; обсуждение технических условий с указанием типа, количества, качества и цены продукции, места и времени исполнения заказов, условий обслуживания и гарантийных обязательств. Как правило, на начальной стадии работы с поставщиками практикуется вариант проведения пробных заказов, по результатам которых проводится оценка способности поставщика по обеспечению потребности потребителя в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В дальнейшем осуществляется оперативная работа в различных режимах, используемых на конкретном предприятии.

Таким образом, сущность закупочной деятельности предприятия будет складываться из самого процесса снабжения и выбора оптимального метода закупки, а также из поиска и выбора поставщиков ресурсов и сырья для данного предприятия, и все это необходимо рассматривать в разрезе с информационным обеспечением закупочной деятельности данной фирмы.

Все эти составляющие закупочной деятельности важны для каждой организации, и их подробное рассмотрение необходимо совместить с эффективным применением на практике.

Формирование базы поставщиков.

Информация о работе Закупочная логистика