Деление понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:52, реферат

Краткое описание

Разнообразие окружающего нас мира обусловлено существованием множества отдельных материальных предметов, обладающих различными свойствами и находящихся между собой в определенных связях. Познание природы этих предметов, выявление их сущности и оперирование полученными знаниями требует мыслительных образов, которые заменяли бы эти предметы объективного мира и служили средством развития мышления и преобразования действительности. Однако из таких средств – понятия. Понятия не существуют в объективном мире, возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и язык наук информационно более емкими, насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знакомых средств.

Содержание

Стр.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2Понятие как форма мышления………………………………………………….5
3. Процесс образования понятия ………………………………………………..6
4.Виды понятий…………………………………………………………………..8.
5. Деление понятий………………………………………………………………12
5.1 Сущность деления…………………………………………………………...12
5.2 Виды деления………………………………………………………………...12
5.3 правила деления……………………………………………………………...13
5.4Классификация……………………………………………………………….14
5.5Операции с классами…………………………………………………………16

6 Правила и ошибки при деления понятий……………………………………16
7. Дихотомическое деление……………………………………………………..21
7. Задания………………………………………………………………………...23
4 Заключение…………………………………………………………………….24
5. Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

институт логика.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

   Первый вид деления (на людей и не людей) удивляет нас по другой причине. Оказывается, мы ожидаем не только логического деления, но более того: правильного логического деления. Мы ожидаем, что предлагаемое нам деление будет удовлетворять требованию соразмерности. Нам же предлагают совершенно невозможное с логической точки зрения деление (на людей и не людей). Это пример логической ошибки «обширное деление», поскольку объединение объемов членов деления явно превышает объем делимого понятия.

Типичные  ошибки, связанные с нарушением этого  правила, следующие:

  Слишком широкое определение, когда определяющее понятие по объему оказывается шире, чем определяемое понятие, например, "Гравитация - это взаимодействие двух материальных тел", "Лампа - источник света". В данных определениях определяющие понятия значительно шире по объему, чем определяемые, ибо взаимодействие материальных тел включает в себя не только гравитацию, но и электромагнитные взаимодействия, ядерные взаимодействия, соударения; а источники света - помимо лампы - вообще трудно перечислить из-за их многочисленности, это и электрические фонари, свечи и спички, Солнце и звезды… 

  Слишком узкое определение, когда определяющее понятие по объему меньше, чем определяемое понятие, например, "Треугольник есть плоская геометрическая фигура с тремя равными сторонами", это определение исключает из числа треугольников разносторонние треугольники.

    В одном отношении слишком широкое, а в другом - слишком узкое определение, например, "Бочка есть сосуд для хранения жидкостей". С одной стороны, это слишком широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и банка, и ведро и т. п.; с другой стороны, это определение является слишком узким, так как бочка пригодна не только для хранения жидкостей, но и твердых тел.

  Недопустимость "порочного круга" в определении. Понятия, входящие в определяющую часть, сами должны определяться без помощи определяемого понятия. Здесь мы впервые встречаемся с "порочным кругом", который проникает во многие логические операции.

        Например, в определении "Вращение  есть движение вокруг своей  оси" будет допущена ошибка  круга, если понятие "ось"  само определяется через понятие  "вращение": ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение. Частным случаем этой ошибки является тавтология - повторение в определяющей части самого определяемого понятия, например: "Сканер есть прибор, осуществляющий сканирование", "Фильтрование - процесс разделения с помощью фильтра". 

Определение должно быть четким и ясным, т. е. смысл, содержание всех понятий, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и их объемы должны быть достаточно четко ограничены. Требование кажется весьма простым, однако его не всегда легко выполнить, ибо слова нашего естественного языка часто имеют весьма расплывчатые значения, и мы порой склонны принимать за определения метафоры, сравнения и иные риторические фигуры. Например, не являются определениями следующие утверждения: "Быстрота - мать успеха", "Пехота - царица полей", "Хлеб - всему голова" и т. п., ибо хотя они, может быть, и остроумны, однако не раскрывают содержания определяемых понятий. 

  Желательно, чтобы определение не было отрицательным. Определение должно нести информацию, отрицательные же определения содержат ничтожно малую информацию

Еще одно деление мы встречаем у знаменитого  писателя Гилберта Кита Честертона: «Грубо говоря, в миру есть три типа людей.

- Первый тип — это люди; их больше всего, и, в сущности, они лучше всех... - Второй тип назовем из вежливости «поэты». Они большей частью сущее наказание для родных и благословение для человечества.

- Третий же тип — интеллектуалы; иногда их называют мыслящими людьми. Они истинное и жесточайшее проклятие и для своих, и для чужих. Конечно, бывают и промежуточные случаи, как во всякой классификации... Но в основном люди делятся именно так». 

 Каждый, кто читал эссе Честертона «Три типа людей», понимает, что такое деление людей необходимо Честертону для защиты обычных людей от «мыслящих». Почему это деление неожиданно и даже парадоксально? Потому что мы ожидаем, что оно выполняет правило исключения, но в таком случае если в первую категорию попадают люди, то поэтому правит у второй и третий тип не должны включать в себя людей. Но мы-то знаем, что поэты и интеллектуалы, что бы мы о них, ни думали, также являются людьми. Следовательно, правило исключения нарушено. Именно от этого столкновения нашего бессознательного ожидания выполнения правила исключения и явного его нарушения возникает парадоксальность деления, которой так умело, пользуется Честертон для своих целей. 

Приведенные примеры делений еще раз подтверждают наш тезис, согласно которому логика, как мольеровская «проза», живет  в наших душах. Мы инстинктивно ожидаем  выполнения логических правил, даже не подозревая о них. Однако, не будучи осознаны, эти правила могут быть, во-первых, не полными, а, во-вторых, могут применяться неправильно. Логика дает нам полный систематический набор таких правил рассуждений и обращения с элементами рассуждений, а логические упражнения позволяют нам развить способность успешно применять эти правила.

  Операция деления существенна для мышления не только потому, что она позволяет решать задачи типа той, которая была упомянута в вышеприведенном диалоге. На основе операции деления строится такая важная для науки, педагогической и учебной практики операция, как классификация. Поэтому рассмотрим операцию деления подробнее. Деление это логическая операция, раскрывающая объем понятия путем выделения в нем возможных видов объектов. Каким образом раскрывается объем понятия? Давайте посмотрим на примере. Так, треугольники можно делить на (1) равносторонние и разносторонние, или, например, (2) на равноугольные и равноугольные. А можно последнее деление сделать более подробным, т.е. разделить все треугольники (3) на остроугольные, тупоугольные и прямоугольные. Нетрудно заметить, что в основании этих делений лежит некоторый признак, в случае (1) соотношение сторон треугольника, а в случае (2) соотношение углов, а в случае (3) величина углов треугольника. В результате же получается систематический обзор всех предметов, которые содержатся в объеме данного понятия. В нашем примере в объеме понятия треугольник. Операция деления, во-первых, обеспечивает доступ к любому интересующему нас виду предметов, содержащемуся в объеме данного понятия, и, во-вторых, приводит рассматриваемое понятие к такой форме, при которой объем этого понятия легко держать в памяти. Структура деления В структуру деления входят три составные части: делимое понятие, члены деления, основание деления. Делимым называется понятие, в объеме которого выделяются возможные виды. Членами деления называются понятия видов, на которые делится объем делимого понятия. Основанием деления называется признак, в соответствии с которым выделяются члены деления. Пример. По Канту, религия в соответствии с тем, что является предшествующим, божественная заповедь или нравственный долг, делится на откровенную и естественную. 
 
 

Дихотомическое  деление 

        Деление бывает двух видов:  дихотомическое и по видоизменению признака.

        Дихотомия - это деление понятия  на два противоречащих, например, "студент: успевающий и неуспевающий", "человек: плохой и неплохой".

        Дихотомическое деление - простая  и очевидная операция, но ее  существенным недостатком является недостаточная определенность второго (отрицательного) члена деления, а при последующих шагах его четкость и последовательность еще более снижаются.

     Дихотомическое деление, или дихотомия, представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А - делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не- В. Например, все современные государства можно разделить на демократические и недемократические, всех граждан - на совершеннолетних и несовершеннолетних.

   Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

   По сравнению с делением по видоизменению признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды.

   Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.  

    Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким по объему и неопределенным. Во-вторых, строгим и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность нарушаются. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

   Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества — на классовые и бесклассовые, общественно опасные деяния - на действия и бездействия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака.

   Деление по видоизменению признака - это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Частным случаем деления по видоизменению признака является классификация.

Задания 

  1. Приведите примеры деления объема и членения целого на части.

Примеры:

- Средства  производства делятся на средства труда и предметы труда.

- Акт  экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

- Земной  шар делится на Восточное и  Западное полушария.   
 
 

2.  Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.

1. Науки делятся на гуманитарные и естественные.

2. Леса  делятся на лиственные и хвойные.

3. Лето  бывает сухим и влажным.

4. Договоры  делятся на устные, письменные  и долгосрочные.

5. Преступления  делятся на умышленные, должностные  и неосторожные. (деление должно производится только по одному признаку)

6. Люди  делятся на мужчин, женщин и  детей.

7. Денежные  знаки делятся на металлические  и бумажные.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М., 2005. 

2.Васильченко В.П. Логика для юристов: Учебное пособие. – Белгород, 2004.

3.Демидов  И,В Логика: Учебник/Под ред. Проф. Б.И. Каверина. – 3-е изд. –  М.: Издательско – торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2007. – 348 с.

.

4. Логика: учеб. пособие/ И.В. Дмитриевская. – М.:Флинта: МПСИ,2006. –384с.

5.Ивин А.А. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2004.

6.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 1999. 

7.Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005. 

8.Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1975. 

9.Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2005. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деление понятий