Деление понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:52, реферат

Краткое описание

Разнообразие окружающего нас мира обусловлено существованием множества отдельных материальных предметов, обладающих различными свойствами и находящихся между собой в определенных связях. Познание природы этих предметов, выявление их сущности и оперирование полученными знаниями требует мыслительных образов, которые заменяли бы эти предметы объективного мира и служили средством развития мышления и преобразования действительности. Однако из таких средств – понятия. Понятия не существуют в объективном мире, возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и язык наук информационно более емкими, насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знакомых средств.

Содержание

Стр.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2Понятие как форма мышления………………………………………………….5
3. Процесс образования понятия ………………………………………………..6
4.Виды понятий…………………………………………………………………..8.
5. Деление понятий………………………………………………………………12
5.1 Сущность деления…………………………………………………………...12
5.2 Виды деления………………………………………………………………...12
5.3 правила деления……………………………………………………………...13
5.4Классификация……………………………………………………………….14
5.5Операции с классами…………………………………………………………16

6 Правила и ошибки при деления понятий……………………………………16
7. Дихотомическое деление……………………………………………………..21
7. Задания………………………………………………………………………...23
4 Заключение…………………………………………………………………….24
5. Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

институт логика.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.  

   Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.  

в) Понятия конкретные и абстрактные.  

В зависимости  оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).  

Понятие, в котором  мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.  

Понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение  между предметами, называется абстрактным.  

Различие между  конкретными и абстрактными понятиями  основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и  свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.  

Абстрактные понятия  образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного  признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты  мысли.  

Не следует  смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).  

г) Понятия положительные и отрицательные.  

В зависимости  от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.  

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.  

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: грамотный и порядок, являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок - отрицательными.  

д) Понятия безотносительные и соотносительные.  

В зависимости  от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.  

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и  мыслящиеся вне их отношения к  другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия студент, государство.  

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: родители (по отношению к понятию дети) или начальник (подчиненный).  

Определить, к  какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деление понятий. 

   При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.  

Сущность  деления 

    В операции деления следует различать делимое понятие - объем, которого следует раскрыть, члены деления - соподчиненные виды, на которые делится понятие, (они представляют собой результат деления), и основание деления - признак, по которому производится деление.  
 
 

   Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам.

   Делимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды.

   Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, глубже познать весь класс в целом.  

Виды  деления

Более сложными операциями над понятиями являются деление и классификация.  

        Деление - логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. Например, органы чувств разделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; Пища - вкусная и невкусная; Вещи - дорогие и дешевые. Понятие, подвергающееся данной операции, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому происходит деление, называется основанием деления. Операция деления выделяет виды, ближайший род которых определяется исходным понятием (делимым).  

Различают деление:  

1) Деление  по видоизменению признака.  

  Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные.

  Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность основания.

  Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.  
 
 

Правила деления 

В процессе деления понятия необходимо соблюдать  четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.  

1. Деление  должно быть соразмерным.  

Задача  деления заключается в том, чтобы  перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления  должен быть равен в своей сумме  объему делимого понятия.

  Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода.  

2. Деление  должно производиться только  по одному основанию.  

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.  

3. Члены  деления должны исключать друг  друга.  

Это правило  вытекает из предыдущего. Если выбрано  не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.  

4. Деление  должно быть непрерывным. 

 В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.  

Классификация 

Особым  видом деления является классификация, представляющая собой распределение  предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

   Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.

   Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

   Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно к какой-либо определенной группе явлений.

  Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнести к какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуется как материальными, так и духовными процессами.

   Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятся в непрерывном процессе изменения и развития.

        Классификация - это распределение  предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место.

        Различают 2 вида классификации:  Естественная классификация - это  распределение предметов по группам  (классам) на основании их существенных  признаков (Таблица Менделеева, в  ней хим. Элементы расположены  в порядке возрастания их атомного веса), Вспомогательная классификация - на основании несущественных признаков

        Пример: Классификация по алфавиту - вспомогательная, классификация  по росту или группе крови  естественная 

Операции  с классами 

  При помощи логических операций из двух или нескольких классов могут быть образованы новые классы.

  Операция объединения классов сложение состоит в объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.

  Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элементов, исключающих элементы вычитаемых классов.

  Операция пересечения классов умножение состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств).  
 

Правила и ошибки при делении понятий 

  Как вы видите, существует много способов сделать ошибку. Поэтому в неправильных делениях часто встречается сразу много ошибок. 

  Для начала давайте проанализируем одно высказывание известного польского писателя Станислава Ежи Ленца. Оно гласит следующее: «Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и не людей. И сказал удивленный палач: «А я делю их на головы и туловища».

 Анализ начнем, естественно, с конца. Эффект от фразы палача имеет логическое происхождение. Мы ожидаем, что палач будет делить людей логически, т.е. по какому-либо признаку. А он вместо этого предлагает нам физическое деление, поскольку в этом случае целый предмет (человек), правда пока, что мысленно, делится на части голову и туловище.

      

 При  совершении деления необходимо соблюдать некоторые правила:  

соразмерности: сумма объемов членов деления  должна совпадать с объемом делимого - иначе возникают ошибки:

- неполного деления, когда не названы все члены деления, например: "Видами искусства являются музыка, изобразительное искусство, кино, театр" (не названы литература, танец и т.д.);

- деления с лишними членами, когда названы виды, не соответствующие основанию деления, например, "Видами искусства являются музыка, кино, подлинное искусство, искусство рекламы и т.д.";

- несовместимости: члены деления должны быть несовместимы друг с другом; в противном случае последует ошибка перекрестного деления (пример: студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники);

- последовательности: деление должно осуществляться только по одному основанию (пример: головы бывают умными и 58-го размера);

- непрерывности: деление должно осуществляться путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам. Нарушение этого правила ведет к ошибке "скачок в делении": мебель - это столы, шкафы, венские стулья и т.д.

Информация о работе Деление понятий