Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:28, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных этапов истории логики.
Задачами работы являются:
- изучение возникновения и этапов развития традиционной логики,
- изучение истории создания символической и диалектической логики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Возникновениеи этапы развития традиционной формальной логики…………………………………………………………………………….4
Раздел 2. Создание символической логики……………………………………11
Раздел 3. Становление диалектической логики………………………………14
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Маша логика реф.docx

— 43.45 Кб (Скачать файл)

 К. Маркс в «Капитале»  попытался применить диалектическую  логику к анализу современного  ему общества. Однако специальных  работ по диалектической логике  у Маркса и Энгельса нет.

 Становление диалектической  логики как науки продолжалось  в разных странах и в конце  XIX в., а также на протяжении  всего XX в. В России разработку  отдельных проблем диалектической  логики, ее соотношения с логикой  формальной осуществили Г. Плеханов (1856-1918) и В. Ленин (1870—1924). Так,  Плеханов, выступая против тех,  кто отвергал диалектическую  логику, следующим образом раскрывал  ее соотношение с формальной  логикой: «Как покой есть частный  случай движения, так и мышление  по правилам формальной логики (согласно «основным законам»  мысли) есть частный случай  диалектического мышления». Диалектика, считал он, «не отменяет формальной  логики, а только лишает ее  законы приписываемого им метафизиками  абсолютного значения».

 Ленин в работе «Еще  раз о профсоюзах...» показал, прежде всего, принципиальное различие между формальной логикой и логикой диалектической. Логика формальная берет формальные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Логика диалектическая требует, чтобы мы шли дальше. В этой связи Ленин сформулировал основные требования диалектической логики:

1) всесторонность анализа  («чтобы действительно знать предмет,  надо охватить, изучить все его  стороны, все связи и "опосредствования"»);

2) учет развития («брать  предмет в его развитии, самодвижении... изменении»);

3) связь с практикой  («вся человеческая практика должна  войти в полное «определение»  предмета и как критерий истины, и как практический определитель  связи предмета с тем, что  нужно человеку»);

4) конкретность подхода  («абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»). Значительный материал по диалектической (и формальной) логике содержится в «Философских тетрадях» Ленина.

 В последние десятилетия  в нашей стране предпринято  немало более или менее плодотворных  попыток систематического изложения  диалектической логики. Разработки  идут в двух магистральных  направлениях. С одной стороны,  это раскрытие закономерностей  отражения в человеческом мышлении  развивающейся действительности, ее  объективных противоречий, а с  другой — раскрытие закономерностей  развития самого мышления, его  собственной диалектики.

 В условиях научно-технической  революции, когда науки переходят  на новые, более глубокие уровни  познания и когда возрастает  роль диалектического мышления, потребность в диалектической  логике все более усиливается.  Она получает новые стимулы  для своего дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом,  в своем развитии логика прошла длительный период развития. Важнейшее обстоятельство, способствовавшее выделению логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко выраженный практический характер, поскольку логика в то время разрабатывалась в тесной связи с запросами ораторского искусства, то есть как часть практической риторики. Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеждать людей ценилось у древних греков исключительно высоко и стало предметом специального анализа в школах, так называемых софистов. Первоначально к ним относили мудрых, авторитетных в различных вопросах людей. Затем так стали называть людей, за плату производивших обучение искусству красноречия; они должны были научить умению убедительно защищать свою точку зрения и опровергать мнение своих оппонентов. Такого рода навыки предполагают не только умение красиво говорить, но и владение сложными механизмами мышления и, прежде всего, различными способами построения умозаключений, доказательств, опровержений, то есть того, что и составляет основное содержание логики. Фундаментальный характер логических изысканий Аристотеля проявляется в том, что его логическое учение, усовершенствованное в некоторых аспектах, а иногда и искаженное, просуществовало без особых принципиальных изменений до середины XIX века и получило название традиционной логики.

 Выдающимся событием  в истории логики в Новое  время стало появление труда  английского философа Ф. Бэкона  «Новый органон», который, по его  мнению, должен был заменить аристотелевский  «Органон» в качестве орудия  познания. Критически оценивая значимость  форм выводов, в которых используется  уже потовое знание, Ф. Бэкон  стремился разработать приемы  исследования самой природы. Он  положил начало разработке методов  установления причинно-следственных  связей в объективной действительности. Его учение об этих методах  приобрело относительно завершенный характер в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля. Результаты этих разработок вошли в историю логики под названием «Индуктивные методы установления причинных связей». Вопросами логики занимались и внесли определенный вклад в ее развитие многие видные ученые Нового времени: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Примечательно, что Г. Лейбниц выдвинул ряд идей фундаментального характера, получивших интенсивное развитие в современной логике. Начало нового этапа в развитии логики было положено трудами Дж. Буля, О. де Моргана, русского логика П.С. Порецкого. Принципиальное отличие этого этапа состояло в применении методов математики к исследованию логических связей, что привело к созданию специального раздела логики — алгебры логики, получившей завершение в трудах Э. Шредера. В дальнейшем усилиями Г. Фреге, Б. Рассела — А. Уайтхэда сложился особый метод исследования логических отношений и форм выводов — метод формализации. Суть этого метода состоит в употреблении для описания структур высказываний, законов логики и правил вывода специально созданного в рамках логики формализованного языка. Применение этого метода открыло новые возможности этой науки и положило начало ее интенсивному развитию под названием «символическая логика».

В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и методы которой активно используются во многих областях теоретического познания, в том числе и непосредственно связанных с рядом современных направлений практической деятельности. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др. С самой общей точки зрения в современной логике, как мы уже говорили, выделяют три больших раздела: символическую («формальную») логику, логическую семиотику и методологию.

 

Список литературы:

1. Асмус В.А. [Текст]: Логика. – М.,: Просв, 1999. – 362 с.

2. Анисомов А.Б. [Текст]: Современная логика. – М., 2003. – 416 с.

3. Брюшинкие В.Л. [Текст]: Логика. – М., Проспект, 2002. – 416 с.

4. Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. [Текст]: Логика. – М.: Владос – Пресс, 2001. – 564 с.

5. Иванов Е.И. [Текст]: Логика. – М.: БЕК, 2001. – 368 с.

6. Ивин А.А. [Текст]: Логика. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.

7. Ивлев Ю.В. [Текст]: Логика для юристов. – М.: БЕК, 2001. – 416 с.

8. Кириллов В.И. [Текст]: Логика для юристов. – М., 2001. – 374 с.

9. Кириллов В.И., Орлов  Г.А., Фокин Н.И. [Текст]: Логика. – М.: Проспект, 2004.

10. Челпанов Г.И. [Текст]: Учебник логики. – М., 1996. - 296 с.

 


Информация о работе Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики