Языковая картина мира в творчестве Теодора Драйзера на примере романа «Американская трагедия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Важной стороной идейного содержания литературного произведения является авторская позиция, понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в нём. Оценки, которые писатель даёт различным фактам жизни, людям, философским и моральным принципам, — это прежде всего оценки в образной форме. Авторская позиция проявляется также в сюжете и композиции. Словом, авторская позиция проявляется во всех основных уровнях литературного произведения. Проблема автора стала, по признанию многих современных исследователей, центральной в литературоведении второй половины ХХ века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Образ автора в художественном произведении………………….. 5
§1 Художественный текст………....………………………………..........….........5
§2 Авторская модальность и образ автора……………….……….………..6
§3 Способы выражения автора в художественном произведении………….…..10
Выводы по главе 1……………………………………………………...13
Глава 2. Реализация образа автора в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»……………………………………………………..14
§1 История создания романа…………………………………………………14
§2 Интерпретация заглавия романа………………………………………....15
§3 Анализ ключевых слов, раскрывающих авторскую позицию………….16
§4 Выявление художественных деталей в романе…………………………..22
Выводы по главе 2……………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………………..…30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Образ автора в  художественном произведении………………….. 5

§1 Художественный текст………....………………………………..........….........5

§2  Авторская модальность  и образ автора……………….……….………..6

§3 Способы выражения автора в художественном произведении………….…..10

 Выводы по главе 1……………………………………………………...13

 Глава 2. Реализация образа  автора в романе Теодора Драйзера  «Американская трагедия»……………………………………………………..14

§1 История создания романа…………………………………………………14

§2  Интерпретация заглавия романа………………………………………....15

§3 Анализ ключевых слов, раскрывающих авторскую позицию………….16

§4 Выявление художественных деталей  в романе…………………………..22

Выводы по главе 2……………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы………………………………………..…30

 

 

 

 

Введение

Важной стороной идейного содержания литературного произведения является авторская позиция, понимание  и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и  нравственных проблем, поставленных в  нём. Оценки, которые писатель даёт различным фактам жизни, людям, философским  и моральным принципам, — это прежде всего оценки в образной форме. Авторская позиция проявляется также в сюжете и композиции. Словом, авторская позиция проявляется во всех основных уровнях литературного произведения. Проблема автора стала, по признанию многих современных исследователей, центральной в литературоведении второй половины ХХ века. Это связано с развитием самой литературы, которая все сильнее подчеркивает личностный, индивидуальный характер творчества, появляются различные формы поведения автора в произведении. Также это связано с развитием литературной науки, стремящейся рассматривать литературное произведение и как особый мир, результат творческой деятельности создавшего его творца, и как некое высказывание, диалог автора с читателем. Категории "образ автора", "лирический герой", "образ рассказчика" тесно связаны между собой, и учения о них сравнительно молоды. Сами термины утвердились в науке о литературе (в том числе и в стилистике) только в XX веке, но вопрос об «авторе» литературного произведения, некоей личности, организующей повествование или о произведении, строящем эту личность, активно обсуждался. В данной курсовой работе мы рассмотрим реализацию образа автора в системе семантических доминант на примере романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». По прошествии почти столетия, прошедшего со дня опубликования романа, непреходящий интерес к нему свидетельствует о том, что он был и остается крупнейшим американским романом XX века и по праву вошел в золотой фонд мировой литературы. Актуальность и новизна данной работы заключается в том, что в современном литературоведении не много внимания уделено тому, каким образом и посредством каких приемов автор выражает свою собственную точку зрения и жизненную позицию. Многие аспекты проблемы остаются еще не исследованными и не до конца проясненными. Цель данной работы заключается в раскрытии образа автора в романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» через систему семантических доминант.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1. описать характерные  особенности художественного текста;

2. рассмотреть авторскую  модальность;

3. раскрыть содержание  понятия «образа автора»;

4. выявить способы выражения  позиции автора в романе;

5. рассмотреть историю  создания романа;

6. рассмотреть систему  семантических доминант.

Объектом данного исследования является роман Теодора Драйзера «Американская трагедия», а предметом - способы выражения авторской позиции в тексте.

Теоретическая значимость состоит в обобщении теоретических знаний в области выявления образа автора в художественном произведении.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в стилистике и литературоведении для дальнейшего изучения по данной теме.

Методами исследования являются аналитический обзор и анализ научной литературы, метод интерпретации, стилистический анализ текста, метод обобщения и наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Образ автора в художественном произведении

1.1 Художественный  текст

Филология всегда рассматривалась  как наука понимания, прежде всего  понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия от читателя и от исследователя.

Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность и цельность.

По мнению Лотмана, художественный текст, который является основным объектом филологического анализа, характеризуется  этими свойствами, распространяемыми  на все тексты, но выделяется в их составе рядом особых признаков.

В художественном тексте, в  отличие от других текстов, внутритекстовая действительность имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора. Референция в художественном тексте обычно осуществляется к объектам возможных миров, моделируемых в произведении.

Художественный текст представляет собой сложную по организации систему. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система, которую читатель должен расшифровать, чтобы понять текст.

Согласно Винокуру, в художественном тексте все стремится стать мотивированным со стороны значения. Здесь все  полно внутреннего значения и  язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит. На этой почве объясняется столь  характерная для языка искусства  рефлексия на слово. Поэтическое  слово, в принципе, есть рефлектирующее слово. Поэт как бы ищет и открывает  в слове «ближайшие этимологические  значения», которые для него ценны  не своим этимологическим содержанием, а заключенными в них возможностями  образного применения. Эта поэтическая  рефлексия оживляет в языке мертвое, мотивирует немотивированное.

Единицы, образующие художественный текст, в рамках этой частной эстетической системы приобретают дополнительные «приращения смысла», или «обертоны  смысла». Этим определяется целостность  художественного текста.

Все элементы текста взаимосвязаны, а его уровни обнаруживают или  могут обнаруживать изоморфизм. Так, по мнению Р.Якобсона, смежные единицы художественного текста обычно обнаруживают семантическое сходство. Поэтическая речь «проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации». Эквивалентность служит одним из важнейших способов построения художественного текста: она обнаруживается в повторах, определяющих связность текста, привлекающих читателя к его форме, актуализирующих в нем дополнительные смыслы и раскрывающих изоморфизм разных уровней.

Художественный текст связан с другими текстами, отсылает к ним или вбирает в себя их элементы. Эти межтекстовые связи влияют на его смысл или даже определяют его. Учет межтекстовых связей может служить одним из «ключей» к интерпретации литературного произведения. Межтекстовые связи выявляют подтекст произведения и определяют его полифонию, которая обусловлена обращением к «чужому» слову с присущими ему смыслами и экспрессивно-стилистическим ореолом.

В своей работе мы будем  придерживаться мнения, что художественный текст представляет собой частную эстетическую систему языковых средств, характеризующуюся высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален, неповторим и в то же время использует типизированные приемы построения. Это эстетический объект, который воспринимается во времени и имеет линейную протяженность.

1.2 Авторская модальность и образ автора

Как ни важно изучение речевой  организации текста (выявление основных единиц текста, способов изложения), это  изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без  внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.

 

Модальность на уровне предложения-высказывания достаточно изучена и определяется обычно как категория, выражающая отношение  говорящего к содержанию высказывания (субъективная модальность) и отношение  последнего к действительности (объективная  модальность). В первом случае модальность  создается специфическими модальными словами, частицами, междометиями (к счастью, к сожалению, увы, ведь и др.); во втором случае модальность создается прежде всего формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания, приказания и др. Объективная модальность, по сути, отражает, как говорящий (автор) квалифицирует действительность – как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Таким образом, модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровне.

Адекватная интерпретация  художественного текста, даже если его филологический анализ не выходит  за пределы текстовой данности, не может не учитывать авторскую  позицию, или авторскую модальность, так или иначе выраженную в  произведении.

Прежде чем начать говорить об авторской модальности, необходимо понять смысл самого слова «автор».

Слово «автор» употребляется  в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего, оно обозначает писателя, реально существующего  человека. В других случаях слово  «автор» может означать некий  взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово используется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов. Так, иногда под словом «автор»  подразумевают повествователя. В  учебной литературе повествователь и автор часто практически  отождествляются. В научной традиции все три понятия - «повествователь», « рассказчик» и «образ автора» - свободно смешивал В.В. Виноградов.

Как ни важно изучение речевой  организации текста, это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое  важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое. Модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровнях.

Объективная модальность, по сути, отражает как говорящий квалифицирует действительность - как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте - процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношении автора и читателя.

По мнению Валгиной, текст нельзя понимать узко, только как формальную организацию тема-рематических последовательностей. Текст действительно состоит из этих последовательностей, но он есть нечто большее: текст есть единство формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки, интенции автора, условий общения и личностных ориентаций автора - научных, интеллектуальных, общественных, нравственных, эстетических и др.

Таким образом, модальность  текста - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю.

С категорией модальности  тесно связано понятие «образа  автора» - конструктивного признака текста. Это понятие давно известно филологической науке. Особенно много  внимания уделил его раскрытию В.В. Виноградов еще в 30-е годы XX века. Многие обращались к этому понятию, однако до сих пор полной ясности  здесь нет. Образ автора - это сквозной образ произведения, его глубинный  связующий элемент, который способствует объединению в единое целое отдельных  частей, пронизывает его единым сознанием, единым мировоззрением, единым мироощущением. Очень важно помнить, что автор  как конкретная реальная личность со совей биографией, собственным характером, слабостями и достоинствами и  автор, представленный в образе автора, отнюдь не тождественны. Образ автора, в отличие от личности писателя, входит наравне с образами персонажей в художественную структуру произведения. Как каждый образ, это обязательное отвлечение от биографической реальности.

Принципиально новая концепция  автора как участника художественного  события принадлежит М.М. Бахтину. Он полагал, что автор в своем  тексте «должен находиться на границе  создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его  в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость» (Бахтин 1979: 166). По Бахтину, автор, пользуясь языком как материей и преодолевая его как материал, в соответствии со своим внутренним зданием выражает некое новое  содержание.

Согласно Валгиной, понятие «образ автора» высвечивается при выявлении и вычленении других понятий, более определенных и конкретных - производитель речи, субъект повествования. Вершиной этого восхождения и оказывается образ автора. Производитель речи - субъект повествования - образ автора - такая иерархическая расчлененность помогает постижению сущности искомого понятия, т.е. образа автора. Образ автора создается в литературном произведении речевыми средствами, поскольку без словесной формы нет и самого произведения, однако этот образ творится читателем. Он находится в области восприятия заданного автором, причем заданного не всегда по воле самого автора.

Субъектом речи может быть собственно автор, рассказчик, повествователь, издатель, различные персонажи. Однако все это объединятся, высвечивается  отношением автора - мировоззренческим, нравственным, социальным, эстетическим. Это воплощенное в речевой  структуре текста личностное отношение к предмету изображения и есть образ автора, тот цемент, который соединяет все элементы текста единое целое. Л.Н. Толстой писал: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, не есть единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».

Информация о работе Языковая картина мира в творчестве Теодора Драйзера на примере романа «Американская трагедия