Экзистенционализм в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:19, доклад

Краткое описание

В литературе (литература экзистенциализма) — литературное течение, развернувшееся в 30 — 60-е гг. ХХ в. и имевшее своим стержнем важнейшие концепции и идеи философии экзистенциализма. Представители этого философского направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) поставили в центр внимания проблему смысла человеческого существования (слово «ex(s)istentia» переводится с латинского языка как «существование»), состояние переживания индивидом своего «бытия в мире»

Вложенные файлы: 1 файл

Экзистенциализм в литературе.docx

— 19.63 Кб (Скачать файл)

Экзистенциализм в литературе

Экзистенциализм

В литературе (литература экзистенциализма) — литературное течение, развернувшееся в 30 — 60-е гг. ХХ в. и имевшее своим стержнем важнейшие концепции и идеи философии  экзистенциализма. Представители этого философского направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) поставили в центр внимания проблему смысла человеческого существования (слово «ex(s)istentia» переводится с латинского языка как «существование»), состояние переживания индивидом своего «бытия в мире». Согласно экзистенциализму, одинокая, «заброшенная» в мире личность обычно живет абсурдным, т. е. неосознанной и прикрытой ложными целями жизнью. Истинную сущность своего бытия человек открывает в кризисные моменты, когда попадает на границу жизни и смерти (так называемая экзистенциальная пограничная ситуация), т. е. переживает тяжелую болезнь, смертельную опасность, утрату близких и т. п. Именно тогда с его существования спадает обманчивая пелена бессмысленной повседневности, и человек осознает свое одиночество, делает моральный и/или экзистенциальный выбор, за который несет ответственность всей своей дальнейшей жизнью. Экзистенциалистские умонастроения наложили яркий отпечаток на лирику, прозу и драматургию указанного периода. Они, в частности, отчетливо прослеживаются в художественном творчестве А. Камю, Ж.-П. Сартра, А. Мальро, Ж. Ануя, М. де Унамуно, А.?Мердок, У. Голдинга, Г. Носсака, Кобо Абе, Э. Ионеско, С. Беккета, М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др. Экзистенциалистские идеи были фактором и источником интеллектуализации литературы и связанных с этим процессом художественных экспериментов, нацеленных на адекватную передачу соответствующего комплекса мировоззренческих концепций. Экзистенциализм, как таковой, возник из трагического, пессимистического  мироощущения. Порождение отчаяния, мировой скорби и тотальной утраты смысла в масштабах вселенной,  в обыденном сознании он мало вяжется с представлением о сатирическом начале в человеческой культуре.

 В ряду  современных течений в искусстве  один из многочисленных авторов  позиционирует экзистенциализм  следующим образом: "Экспрессионизм: отчужденный, растерянный человек во враждебном ему мире - Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире - Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда - Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности - Поп-арт: приобретатель - деидеалогизитрованная личность общества "массового потребления"   То есть, за отправную точку принимается человек с точки зрения его существования в мире. Очевидно, что это отнюдь не благополучная гармоничная личность, не индивид, находящийся в мире с самим собой, с "другими", обществом в целом, чьи представления о действительности не противоречат  существующим социальным, нравственным, этическим и т.д. нормам. Как раз наоборот, он выпадает из существующей системы вещей и идей. Тема войны в литературе экзистенциальна сама по себе. Любое художественное произведение, в котором речь идет о войне, так, или иначе можно рассматривать через призму экзистенциализма.  Оказываясь лицом к лицу с войной, человек переживает раздвоение своего существа на "я- до-войны" и "я- во время войны", а будет ли "я- после- войны" – не известно. Жизнь его распадается на "до" и "после". Говоря другими словами, он попадает в так называемую "пограничную ситуацию", которая для экзистенциального мышления является отправной точкой для постижения самого себя и окружающего мира.

 

Роман чума Камю. Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране (Алжир), ужасной эпидемии, которая толкнула горожан в пучину страданий и смерти. Рассказывает об этом доктор Риэ — человек, который признаёт только факты. Стремится к точности её изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрением, характером занятий, ходом событий он ориентируется только на разум и логику, не признаёт двусмысленности, хаоса, иррациональности. Риэ выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению свою роль в борьбе с конкретной болезнью, со злом вообще. Вокруг него собираются другие персонажи, такие как Тарру. Для них чума, зло — это нечто неотделимое от человека, и даже тот, кто не болеет, все равно носит болезнь в своём сердце.

Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания. И поэтому  в финале романа под радостные  возгласы горожан, которые празднуют  освобождение от страшной болезни, доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улице счастливого города».

Стиль. Жанр романа-хроники предопределяет особенности стиля этого произведения. Подчёркнутая объективность определяет отбор лексики, лишённой яркой эмоционально-экспрессивной окраски, сдержанное изложение событий и комментариев к ним. Но общий смысл романа-притчи намного глубже. Он имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст. В философско-интеллектуальном понимании, его можно рассматривать как своеобразный авторский монолог. Отдельные персонажи, которые представляют его, воспроизводят разные стороны авторского мировоззрения. В этом смысле роман — это полилог и одновременно разговор с самим собой, что, однако не лишает персонажей индивидуальных черт, глубокой мотивации их поступков.

Особенности стиля романа подчеркивают последовательность развития творческой манеры у Альбера  Камю, соблюдение традиций распространенного  в новейшей интеллектуальной прозе  жанра, который отмечается универсальностью содержания. «Чума» аллегорическая как  древние мифы, как Библия, но в  отличие от древних притч, которые  тяготели к прямолинейным аллегориям, отмечается смысловой многозначностью. С этой точки зрения она приближается к мифу, становится надкультурным явлением. «Чума» — одно из древнейших событий в этом жанре, наряду с «Моби Диком» Германа Мелвилла, «Процесс» Франца Кафки, «Котлован» Андрея Платонова, вместе с тем это роман-предупреждение, роман-предостережение, что также делает явление вневременным и общечеловеческим.


Информация о работе Экзистенционализм в литературе