Эвристический метод на уроках литературы в школе V вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:46, реферат

Краткое описание

Сейчас государство вновь обратилось к проблемам образования, правительство обеспокоено падением уровня образованности, культуры людей, о чем неоднократно писалось в СМИ.
На снижение интереса к чтению повлияло и развитие Интернета, мобильной связи. Подростки привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет-форумов, художественное же слово перестают чувствовать.
Так что перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.
В работе рассмотрим суть эвристического метода на уроках литературы для детей с ТНР.

Вложенные файлы: 1 файл

почти готовый реферат по метод. литературы.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

         Тема моего реферата: «Эвристический метод на уроках литературы в школе V вида». Тема представляется актуальной по следующим причинам. В настоящее время в преподавании литературы в школе существует проблема того, что учащиеся  не читают произведений, не заинтересованы в их изучении. Проблема отторжения классики подростками существовала всегда, но в последние годы происходит отторжение книг вообще. Это связано в первую очередь с падением уровня культуры в обществе, отсутствием  твердой, общепризнанной системы ценностей. Разумеется, это стало итогом социальных, экономических, политических преобразований в стране начала 90-х г.г. Сейчас государство вновь обратилось к проблемам образования, правительство обеспокоено падением уровня образованности, культуры людей, о чем неоднократно писалось в СМИ.

          На снижение интереса к чтению повлияло и развитие Интернета, мобильной связи. Подростки привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет-форумов, художественное же слово перестают чувствовать.

Так что перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.

Учитель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний.

Реализация задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического развития  школьников зависит от методов обучения.

Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы преподавания и учения.

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся.  

         Методы обучения должны стимулировать максимальную активность учащихся в их учебной работе.

          В учебнике по методике преподавания литературы под редакцией З.Я. Рез выделяется четыре основных метода обучения:

1. Метод творческого чтения

2. Эвристический метод

3. Исследовательский метод

4. Репродуктивный метод.

     В своей работе рассмотрим суть эвристического метода на уроках литературы для детей с ТНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика эвристического метода

    Эвристический метод – составляющая всех дидактических классификаций методов. О нем часто упоминают учебники методики. Но, применительно к методике преподавания литературы, связь теории с практикой в рамках данного метода обширно представлена в работах Н.И. Кудряшева (80-е гг.) и современного дидакта А.В. Хуторского. Хуторской А.В., в известной работе «Эвристическое обучение. Теория, методология, практика», выводит эвристический метод на уровень методологического принципа, способного выступить основой нового, эвристического типа обучения.

       Эвристические  методы присутствуют практически  в каждой дидактической классификации, в то же время структурное  положение эвристики в них различно.

       Наиболее  «технологичные», если можно так  выразиться, обоснования присутствия  эвристики в процессе обучения  мы отмечаем в классификации  Лернера И.Я. – Скаткина М.Н. Движущая  сила методов обучения, по Лернеру  – Скаткину, – характер познавательной деятельности учащихся.Сопряжение метода обучения и характера познавательной деятельности позволяет максимально возможно расширить сферу действия эвристического метода в силу родовой, глубинной эвристичности познавательной деятельности вообще.

    Серьезное внимание  эвристике как основе нового  типа обучения было уделено  в дидактических исследованиях  В.И. Андреева, Б.Г. Матюнина.

     В.И. Андреев  рассматривает эвристические методы  как основу учебно-творческой  деятельности. «Эвристические методы, утверждает ученый, – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения). Эти методы разработаны с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач»[1,с.54] Новационно в данном определении - включение в эвристику не только методов учения, но и методов преподавания. И деятельность педагога по организации творческого разрешения познавательных задач, и деятельность учащихся по нахождению путей решения этих задач эвристичны. Данное качество – эвристичность – реализуется при использовании «интуитивных процедур» в решении творческих задач.

      Б. Г. Матюнин  сущностной особенностью эвристических методов и приемов обучения считает расширение объема незнания учеников: «Наиболее эвристичны задачи, которые вообще в принципе в данный момент не имеют точного, одного ответа, а предполагают множество различных вариантов решения, что сразу расширяет поле «незнания» мыслящего человека… «включает» желание творить».

      Примечательно, что определение Б.Г. Матюниным  «поля незнания» неожиданно перекликается  с мыслью М.А. Рыбниковой о незнании  как о звене в движущейся  системе «от незнания к знанию». В «Очерках по методике литературного чтения» М.А. Рыбникова пишет: «Ориентируясь на ребенка, учитель учитывает сложный процесс перехода незнания в неполное знание и дальнейшие этапы перехода неполного знания во все более и более полное знание. Процесс этот совершается в сознании ученика, но с помощью учителя и под его руководством».

   Присутствие эвристического  метода и приемов на уроках  литературы оправдано следующими  обоснованиями:

   • эвристический  метод определяется, образно говоря, как половина пути от репродуктивного к продуктивным методам обучения. Литературное развитие учащихся состоится, если двигаться постепенно – от репродукции знаний к частично-поисковому пути, т.е., словами М.А. Рыбниковой, «переходя от незнания в неполное знание»;

   • посильность эвристического метода большей части учащихся, в то время как проблемные и исследовательские методы – это апелляция скорее к наиболее подготовленной части школьной аудитории;

   • адекватность, сензитивность  эвристического метода возрастным пределам учащихся 5–7 классов, при котором «деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения»;

   • органическая  частотность использования эвристического метода в процессе «от незнания к знанию»;

   • принадлежность  эвристики к константным свойствам  получения новых знаний, а значит  и знаний учебных;

   • эвристический  характер самой учебной ситуации  – дети анализируют художественную логику персонажа-ребенка или подростка, прибегая, быть может, впервые к рефлексии, к самоанализу.

    Эвристический  метод в литературе – это  освоение произведения с целью  разрешения художественных, нравственных, общественных или философских  проблем, поставленных писателем. Задача учителя- помочь учащемуся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его достоинства в многообразии составляющих его компонентов (композиция, фабула, сюжет, особенности стиля и манеры автора, авторская позиция). Он учит рассуждать, оформлять мысли в связной последовательности, доказательной речи. Учит логике мысли. Этот метод осуществляется через эвристическую беседу. Для эвристического метода характерны следующие приемы:

  1) построение логически  четкой системы вопросов по  анализу произведения (критические  статьи, теоретические или историко-литературным  вопросам), которые мысль учащегося  вели бы от наблюдения к  выводам и от более частных  выводов к общим (философским;

   2) система вопросов  должна раскрыть перед учащимся  пути, методы приобретения знаний;

   3) построение системы  заданий по тексту художественного  произведения (критической статье  или нескольким статьям), которые  задействовали бы аналитические  возможности учащегося и выполняются эти задания устно или письменно;

  4) постановка проблемы  учителем (или учащимися), разрешение  которой возможно в форме диспута.

Этот метод способствует усвоению школьниками знаний в активной форме, в доступном объеме, с привлечением понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса, развивает критическую мысль обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Применение эвристического метода на уроках литературы

для детей с ТНР

Задачи учителя:

- помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы;

- учить анализировать  произведение, понимать его единство  в многообразии его компонентов;

- учить размышлять, оформлять  свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной.

В работе с этим приемом важно, чтобы:

1. Школьники уяснили суть  проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое  суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы  других, обосновать свои "за" и "против";

4. Уточняли значение понятий  терминов.

 Метод проявляется через приёмы:

1. Обучение учащихся анализу  текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных  эпизодов целого произведения; образов  героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;

2. Постановка системы  вопросов, причем ответ на каждый  вопрос логически предполагает  переход к следующему вопросу  или соответствующим заданиям;

3. Самостоятельный поиск  учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Метод развивает:

- Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы;

- Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения.

Виды деятельности учащихся:

1. Работа над текстом  художественного произведения, анализу  эпизода или целого произведения;

2. Пересказ как прием  анализа;

3. Подбор цитат для  ответа на поставленный вопрос;

4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения;

5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

6. Составление плана к  своему развернутому ответу, к  докладу и сочинению;

7. Конспективное изложение  результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;

8. Выступление на диспуте.

9. Сочинение на частные  темы как результат своей работы  над произведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные компоненты эвристического урока

1этап разработки:

   составление цели планируемого эвристического урока.  
Возможные цели учащегося. Соотнесение целей урока с целями учащихся.

Понятие цели имеет несколько взаимосвязанных значений:

  1) предвосхищаемый результат  деятельности;

  2) предметная проекция будущего;

  3) субъективный образ  желаемого, опережающий отражение  событий в сознании человека.

2 этап разработки:

Создание эвристической образовательной ситуации

Эвристическая образовательная ситуация- ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены.

Основные этапы эвристической образовательной ситуации:

- образовательная напряженность (формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения);

- уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета);

- конкретизация задания (формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником);

- решение ситуации (личное решение образовательной ситуации каждым учеником с   помощью   эвристических   и иных   методов). Индивидуальная,   парная и групповая деятельности учеников;

- демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников);

- систематизация образовательной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта);

Информация о работе Эвристический метод на уроках литературы в школе V вида