Художественное своеобразие романа «Метаморфозы, или Золотой осел»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на существующую проблему, связанную с развитием жанра романа, а именно происхождения античного романа и на то, что она до сих пор не получила своего окончательного разрешения, относительно места античного романа в общем мировом литературном процессе нам кажется бесспорным утверждение большинства исследователей, что непрерывного развития жанра романа от античности до наших дней не было. Античный роман возник и завершил свое существование в античности. Современный роман, появление которого относят ко времени Возрождения, возник самостоятельно, по-видимому, вне влияния сложившихся форм античного романа. Впоследствии, возникнув самостоятельно, современный роман испытал какие-то античные влияния.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие романа как литературного
жанра………………………………………………………………..7
Определение романа………………………………………..7
Литературно-исторический контекст в развитии романа..9
Античный роман……………………………………………15
Глава 2. Художественно-эстетическое своеобразие романа
Апулея «Метаморфозы»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

  В наши дни эта сторона «Метаморфоз», конечно, сохраняет лишь культурно-исторический интерес. Но художественное воздействие романа не утратило своей силы, а удаленность времени создания сообщила ему дополнительную привлекательность – возможность проникнуть в прославленный и малознакомый мир чужой культуры. Так что и мы называем «Метаморфозы» «Золотым ослом» не только по традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Несмотря на давнюю историю данного термина и еще более давнюю жанровую форму, в современном литературоведении нет однозначного взгляда на проблемы, связанные с понятием «роман». Известно, что оно появилось в Средневековье, первые образцы романов – еще более пяти веков назад, в истории развития западноевропейских литератур роман имел множество форм и модификаций.  

  В ряде работ современных ученых ставится под сомнение правомерность употребления термина «роман» по отношению к произведениям античной художественно-повествовательной прозы, мы определили, что роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» – образец античного романа.

«Метаморфозы» Апулея – рассказ о превращенном в осла человека – еще в древности  получил название «Золотой осел», где эпитет означал высшую форму оценки, совпадая по смыслу со словами «замечательный», «прекраснейший». Такое отношение к роману, который был одновременно развлекательным и серьезным, понятно – он отвечал самым разнообразным потребностям и интересам: при желании можно было найти удовлетворение в его занимательности, а более вдумчивые читатели получали ответ на вопросы нравственные и религиозные.

  В наши  дни эта сторона «Метаморфоз», конечно, сохраняет лишь культурно-исторический  интерес. Но художественное воздействие романа не утратило своей силы, а удаленность времени создания сообщила ему дополнительную привлекательность – возможность проникнуть в прославленный и малознакомый мир чужой культуры. Так что и мы называем «Метаморфозы» «Золотым ослом» не только по традиции.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Античный роман/ Сб.статей. – М., 1969.

2) Апулей «Метаморфозы» и другие сочинения/ под общей ред. С.Аверинцева. – М.: Художественная литература, 1988.

3) Бахтин, М.М. Очерки по исторической поэтике/ М.М.Бахтин. –

4) Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов/ С.П.Белокурова. – М., 2005.

5) БСЭ: в 30 Т./ изд.3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1969 – 1978гг.

6) Википедия

7) Гаспаров, М.Л. Греческая и римская литература  II - III вв. н. э.// История всемирной литературы. - Т. 1.

8) Гиленсон, Б.А. История античной литературы/ Б.А.Гиленсон. – М.: Флинта, Наука, 2001.

9) Григорьева, Н. Магическое зеркало «Метаморфоз»// Апулей «Метаморфозы» и другие сочинения/ под общей ред. С.Аверинцева. – М.: Художественная литература, 1988.

10) Гроссман, Л. //Литературная энциклопедия: в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.

11) Кожинов, В.В. Происхождение романа/ В.В.Кожинов. – М., 1963.

12) Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/ Н.А. Кун. – М., 2006.

13) Литературная энциклопедия в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.

14) Лосев, А.Ф. История античной литературы/ А.Ф.Лосев. – М.: Наука, 1977.

15) Полякова, С.В. Об античном романе// Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. - М., 1969. - С. 5-20

16) Поспелов,Г. // Литературная энциклопедия: в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.

17) По, Э. Античный роман// Античный роман. – М., 1969.

18) Распопин, В.Н. Злоключения Апулея из Мадавры// Литература Древнего Рима. – М., 1996.

19) Рымарь, Т.Н.// Литературная энциклопедия: в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.

20) Стрельникова, И.П. «Метаморфозы» Апулея// Античный роман. – М., 1969.

21) Суслова, Н.В. Новейший литературоведческий словарь-справочник/ Н.В.Суслова. – Мн., 2002.

22) Тронский, И.М. История античной литературы/ И.М.Тронский. – М.: Высшая школа, 1988.

23) Фрэзер, Дж. Золотая ветвь/ Дж.Фрэзер. – М.: Рефл-бук, 1998.

24) Христинина, Е. Апулей// Зарубежные писатели. Ч.1/ под ред.Н.П.Михальской. – М.: Дрофа, 2003.

25) Чистякова, Н.А. История античной литературы/ Н.А.Чистякова. – Л.: ЛГУ, 1963.


Информация о работе Художественное своеобразие романа «Метаморфозы, или Золотой осел»