Художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Конечно, выбранная тема актуальна, так как, прежде всего, для сегодняшней жизни очень актуален сам великий и мудрый А.С.Пушкин, его представления и выдвигаемые идеи. Пушкин в России стал давно уже национальным символом. Его произведения в школьные хрестоматии включены, его строчки на цитаты разошлись. В каждом городе можно встретить улицу или площадь Пушкина; в тех местах, где поэт жил или просто бывал, устроены музеи. Но, к сожалению, есть и оборотная сторона медали такой славы– Пушкин, которого превратили в бронзовый памятник, стал превращаться в мертвый стереотип.

Вложенные файлы: 1 файл

иёртвая царевна- р.в. (Автосохраненный).docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

Итак, Пушкин не просто пересказывает  известный сюжет, а создаёт авторскую сказку, в которой изменил многое в связи с тем, что стремился выразить свои собственные мысли, идеалы, представления о жизни.

 

2.2. Своеобразие  персонажей « Сказки о мёртвой царевне» Пушкина

 

Прежде всего, у Пушкина  именно один персонаж начинает выполнять функции, которые в фольклорной сказке разделены между разными персонажами. В фольклорном сюжете, который самим Пушкиным был записан, 12 братьев, в доме которых царевна поселилась, только богатыри-разбойники, которые враждуют с другими 12 богатырями.

В пушкинской сказке главные  герои - это 7 братьев-богатырей. Описанию их вражды с иноверцами и охотничьим занятиям поэт отводит лишь несколько строк. На первый план им выходятся другие функции - «женихов» царевны, ее «братцев родных» и просто «добрых людей»9.

Пушкин пишет непосредственно о русских людях. Образы богатырей, взятые поэтом из русских былин, свидетельствуют о национальном колорите сказки.

Теперь поговорим об образе матери царевны. Так, «мать» в фольклорном варианте функционирует только как сюжетное звено (она обязана умереть, чтобы место мачехе«освободить»), а вот у Пушкина царица-мать наделяется  одним из высших человеческих нравственных качеств - верностью. Пушкин при этом, образы персонажей создавая, не нарушает ни в одном моменте ее законы. «Просто великий художник, руководствуясь характерными для его стиля принципами «контрастного параллелизма» и «симметричного расположения, отражения и варьирования образов и тем в строе литературного произведения», удваивает, даже утраивает функции персонажей, заставляя их выражать более сложный и глубокий, включающий авторскую точку зрения смысл. При этом, делая одну функцию персонажа мотивировкой другой, Пушкин превращает сюжет из механически связанных между собой поступков-функций в живую, причинно-следственную цепь событий, синтезирующую логику канона с авторской логикой, народную мысль - с точкой зрения самого Пушкина»10.

Так, царица-мать, как мы уже сказали, по фольклорной схеме должна умереть. Она, конечно, умирает, но умирает не просто, как в фольклорной сказке, а умирает от  любви и верности : «Восхищенья не снесла / И к обедне умерла»11. Функцией верности у поэта  мотивируется смерть царицы-матери. Это фольклорному сюжетному ходу не противоречит. Но «поворот» по смыслу чисто пушкинский. От «восхищения» в фольклоре не умирает никто. Эта своеобразная мотивировка понадобилась Пушкину для того, чтобы через симметрическое расположение образов (мать - дочь - мачеха) и контрастный параллелизм образов (царица-мать и царица-мачеха, мать и дочь, царица-мачеха и царевна) выразить мысль о жизненном многообразии мотивов поступков и их результатов12.

Своеобразием наделён  у Пушкина образ мачехи. в художественном мире Пушкина она воплощает закон синтеза. Мачеха в фольклорных сюжетах осуществляет только сюжетную функцию: служит причиной отсылки падчерицы (например, в сказке «Морозко») или появляется только с одной целью - царевну погубить (в пушкинской записи народной сказки). А у Пушкина в «Мертвой царевне» царица-мачеха наделена себялюбием, ярко выраженным, которое тоже не придает ей свойства характера, но объясняет рождение зависти у царицы и все её дальнейшие поступки. Ее действия, в отличие от фольклорного прототипа, приобретают мотивированный характер, причем сам мотив -зависть - Пушкиным не выдуман, а также из фольклора взят. Поэт причинно-следственную цепь строит, которая не просто события движет, но и их внутреннюю пружину -логику появления и действия зависти обнажает.

 Новая царица в пушкинской сказке изначально не является носительницей абсолютного зла, как в народной сказке отрицательные персонажи. Мало того, мачеха у поэта наделяется умом и внешней красотой, чего тоже не бывает в фольклоре. Но в ее портрете, который составлен из ряда общих черт, выделена все же одна, которая становится причиной появления зависти к падчерице, -«своенравие», т.е. восприятие самое себя как в мире высшей ценности. В качестве необходимой для себя пищи это эгоцентрическое чувство требует извне постоянного подтверждения, что и предоставляет волшебное зеркальце, царицу приводя в хорошее расположение духа: «С ним одним она была / Добродушна, весела»13. Но вот волшебным зеркальцем произносятся роковые слова о превосходстве красоты царевны, и тогда мир царицы-мачехи, который основан на возвеличении в нем самоё себя, рушится. Царица приходит в ярость. Она еще не верит, к справедливости: взывая «Но скажи: как можно ей / Быть во всем меня милей?», и снова требуя подтверждения своей правоты: «Признавайся: всех я краше»14. Но неумолимое зеркальце свой ответ повторяет, который для мачехи звучит как приговор. И вот в этот момент и рождаются ненависть к падчерице, «черная зависть», и как следствие замышляется намерение ее «погубить».

Итак, Пушкин образом царицы-мачехи показывает, что зависть, как и другие чувства, не случайно возникает в человеке, что внутренние побуждения являются мотивами поступков людей, что зло, наконец, как и добро, в душах людей коренится, а не в тридевятом царстве - тридесятом государстве. С образом мачехи еще связана также мысль о том, что нет абсолютного зла, как и абсолютного добра, и что зло может на себя надевать маску добра, надевать в данном случае красоты.

Особенно важна в авторской  сказке Пущкина линия королевича Елисея. Чтобы обрести вновь пропавшую невесту, он в отличие от фольклорных сказках не преодолевает фантастических препятствий, которые ему посылаются антагонистом, не выполняет при этом его «невыполнимых» заданий. Подвиги королевича Елисея можно охарактеризовать подвигами верности и любви. Не случайно в произведении данный сюжетный «ход» приобретает песенное звучание, ведь именно темы любви и разлуки с милым в традиционном песенном фольклоре являются главными темами. «Естественно поэтому и использование Пушкиным в этой части сказки различных фольклорно-песенных средств и приемов, из которых наиболее важным является тройственное повторение основного мотива-вопроса, обращенного королевичем Елисеем к олицетворенным силам природы: солнцу, месяцу и ветру15. Конечно, этот мотив обращения-вопроса с интонациями призыва плача не был новым. Он опирается на давнюю не только народно-песенную, но и литературную традицию. Достаточно вспомнить из «Слова о полку Игореве» знаменитый плач Ярославны, в котором жена князя Игоря, любящая и верная, обращается также с вопросами-заклинаниями к самым могучим природным явлениям: Днепру, ветру, самому солнцу. В обоих произведениях угадывается за троекратно повторенным вопросом-мольбой о помощи глубочайшее народное убеждение, что в жизни человека самым большим горем является «вечная» разлука с любимыми людьми, а самым большим счастьем считается соединение с ними; а также здесь звучит поистине философская мысль о пути обретения счастья для человека, единственно возможном - искать счастье в другом человеке, а не в самом себе.

Важны на обращения персонажей и «ответы» одушевленных сил природы. Везде: в «Слове о полку Игореве», в народной поэзии, в сказке Пушкина -природа даёт отклик на беду героя, что показывает «верование» народа «в сочувствие с нами внешней природы» и созвучное этому «верованию» убеждение Пушкина в необходимости согласия всего живого на земле16. Но имеются и отличия. Так, в пушкинской сказке по сравнению с фольклором и даже «Словом о полку Игореве» природные «персонажи» лишены фантастических черт (кроме способности говорить), не обладают конкретным образным воплощением, герою не помогают выполнить какое-либо трудное поручение, а исполняют каждый свою, которая природой определила ему «работу». Хотя в согласии с фольклорно-сказочной традицией «ветер» указывает путь к гробу царевны королевичу Елисею, но всё- таки главной функцией во внутреннем сюжете произведения всех трех природных «персонажей» является сочувствие, которое ими проявлено по отношению к герою, взаимопонимание, устанавливаемое между природой и человеком.

Это согласие и взаимопонимание подчеркивается художественно-семантическим единством обращений природных персонажей и героя друг к другу. Так, в ответ на обращение Елисея к «красну солнцу»: «Свет наш солнышко!» - звучит ответное обращение: «Свет ты мой.», а на слова Елисея :«Месяц, месяц, мой дружок!» - «месяц ясный» ласково откликается словами: «Братец мой.»17. Это единство героя и природы усиливает значительность происходящего. События человеческой жизни получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания. Так мысль о родстве и братстве приобретает поистине вселенский масштаб.

Взаимопонимание людей объединяет, а любовь настоящее чудо творит: Елисей свою невесту воскрешает, а мертвая царевна оживает. Пушкин через конкретное движение образов показывает прямо противоположные результаты «действия» добра и зла, любви и ненависти.

И в итоге скажем: мотив поисков королевичем Елисеем своей возлюбленной – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету.

2.3 Своеобразие  образа царевны в « Сказке  о мёртвой царевне»

 

Отдельно хочется посвятить  параграф образу главной героини- царевны. Этот персонаж полностью для фольклорного образа необычен и нов.

В сознании Пушкина так  же, как и сознании народа, идеалом, который воплощён поэтом в царевне, является гармоническое соединение красоты духовной с внешней.

А.С.Пушкин как признанный певец гармонии видит жизненную норму как раз в многообразии и движении человеческих проявлений. поэт эту «норму» воплотил в образе царевны, которая от матери унаследовала белизну лица и чистоту души, она с мачехой соперничает во внешней красоте, но также она противостоит не только мачехе, а обеим царицам, отличаясь от них именно многообразием проявлений ее человеческих качеств. Именно в образе царевны сливаются как народный, так и пушкинский идеал женщины.

В своем произведении поэт, насколько ему позволяла жанровая природа сказки, стремится показать многообразие проявлений в жизни красоты: используя фольклорный принцип контраста и доводя до логического конца противопоставление мачехи с падчерицей, в образе царицы-мачехи Пушкин дает пример полной противоположности внешней красоты и внутреннего безобразия.

Царевна-падчерица обладает «кротостью» и смирением, являясь олицетворением противоположного нравственного полюса - полюса добра. С образом царевны не только общесказочная идея конечной победы добра над злом и торжества справедливости связана, но в аллегорическом плане содержания произведения данная героиня воплощает пушкинскую (и общечеловеческую) формулу действия в человеческом обществе добра.

Действительно, прав Д.Н.Медриш и другие исследователи, которые уверены, что главными человеческими качествами царевны, составляющими ее духовную красоту, - простоту, добро и правду, без которых, по словам Л.Н.Толстого, «нет подлинного величия»18. Именно эти истинно человеческие качества становятся «волшебными помощниками», приводящими к счастью царевну.

Царевна с самого начала наделена естественной внешней и внутренней красотой, которая олицетворяет красоту, которая в природе разлита. Поэт не только сравнивает царевну с цветком, но и показывает, как этот цветок расцветает. Пушкин эту органичность и естественность подчеркивает формами глаголов, близких по значению безличным: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела... И жених сыскался ей, Королевич Елисей»19.

Так естественно, без  преодоления  препятствий и применения чудесных средств, уже в начале произведения царевна получает все то (богатство и жениха ), что в большинстве фольклорных сюжетов в самом конце достается ей. Тем самым исключаются внешние стимулы борьбы зла и добра, поэт переносит в развертывании сюжета акценты с мотивов на мотивировки, с действий - на их причины.

Пушкин показывает, как  после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие  к людям и к жизни. Царевна, будучи действительно прекрасной, совершенно не думает о своей красоте, а ее добронравие и доброта проявляются по отношению ко всем, с кем ее судьба сводит, будь то животное или человек.

В этой связи особенно важным является повествование о жизни царевны у семи богатырей. Недаром эта часть является центральной частью произведения.

Царевна обладает изяществом, особым тактом, женственностью. Пушкин помогает понять характер царевны, только к глаголам прибегая:  
«Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась.И тихонько улеглась..»20
    В«волшебные помощники» царевны (ее заботливость, добросердечие и правдивость) выполнили одну важнейшую функцию: помогли избежать семи богатырям соперничества из-за царевны между собой и сделали их и царевну родными людьми не по крови, а «по человечеству».

Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая  правила народного этикета(“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”). Перед нами предстаёт уже не просто сказочная героиня, но художественно воплощённый пушкинский идеал.

 В пушкинской сказке  чувствуется открытое авторское отношение к героине, чего народная сказка не знает. Автор любит нежно свою героиню и ей восхищается («красавица-душа», «милая девица», «моя душа», «так тиха, свежа лежала» и т. д.).

Поэт в целом смог создать неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включая многочисленные авторские оценки в текст сказки.

Пушкин в свое произведение также вводит активно и такое средство создания литературного персонажа, как отношение других персонажей к нему. Любовь к царевне Соколко, богатырей, Елисея и даже Чернавки, помогает читателям через данное художественное средство еще глубже понять характер героини: кроткий, любящий,  нежный и доверчивый.

Но самое большое чудо, ещё раз это подчеркнём, творят любовь и верность, двух любящих людей соединяя в крепкую согласную семью. Семья, по мысли А.С.Пушкина, - это высшая форма, которая способна людей объединять, так как в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Именно поэтому находит реализацию в основном сюжете пушкинской сказки стремление царевны и королевича Елисея к окончательному соединению.

 

2.4 Композиция и сюжет « Сказки…» и их особенности 
   

 «Сказка о мёртвой царевне» в сюжетном отношении следует во многом народному канону: “беда”, которая выражается в том, что героиня покидает дом, связана с кознями злой мачехи, бедный отец по ней “тужит”, а жених — королевич Елисей —в путь отправляется. Девица в лесной терем попадает, где братья-богатыри живут. Спаситель не успевает ещё добраться до героини, как повторяется вновь “завязочное вредительство”, в результате которого гибнет героиня (кульминация). Спаситель обращается в поисках пути к волшебным существам, находя у ветра. Помощь. Далее следует волшебное спасение (развязка), возвращение невесты с женихом и гибель “вредителя”. 
     Народная сказка сосредоточивает все внимание на центральном герое. О других действующих лицах упоминается попутно. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне» этот закон однолинейного построения сюжета нарушает. Как отмечали исследователи творчества Пушкина, «в ней три самостоятельных плана, и каждый из них разработан в той мере, в какой этого требовал замысел сказки. Первый план - жизнь царевны у богатырей и ее смерть, второй- переживания царицы и ее диалоги с волшебным зеркальцем, третий - поиски невесты королевичем Елисеем»21.

Информация о работе Художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина