Характеристика Героя Печорина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 07:31, реферат

Краткое описание

Как всякое подлинно классическое произведение роман Ю.М. Лермонтова «Герой нашего времени» вот уже на протяжении второго столетия живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений.
Роман написан в период 1837-1839 г, когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Вот что Белинский писал об этом во вступительной статье к сборнику «Физиология Петербурга»: «В «Онегине» вы изучите русское общество в одном из моментов его развития, в «Герое нашего времени » вы увидите то же самое общество, но уже в новом виде».

Содержание

Введение.
Отношение автора романа к своему герою?
Технология раскрытия загадочной личности героя
Положительное и отрицательное в образе Печорина
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Герой Печорин.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

      Герой относится к фатализму предков  двойственно: с одной стороны, он иронизирует над их наивной верой  в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так  как понимает, что любая вера - благо. Но отвергая прежнюю наивную  веру, он сознает, что в его время нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святость, он смеётся «над всем на свете»... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,  которые и  являются пыткой для умного и энергичного человека.

      Так какой  же  этот человек  при  ближайшем рассмотрении? В первой части романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения, но  и возраст. Они люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, начинавшего службу еще при генерале Ермолове и навсегда сохранившего "ермоловский" взгляд на жизнь, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максима Максимыча Печорин предстаёт как человек таинственный, загадочный: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»  Максим Максимыч Печорина не  понимает и понять особо не стремится, любя его просто как «славного малого». 
После Максим Максимовича      место рассказчика занимает путешествующий офицер. И таинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь [3,31].

      Странствующий офицер не просто описывает  Печорина,  а  даёт  его психологический портрет. Путешествующий офицер человек того же поколения и близкого, вероятно, круга.  Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: «...жизнь моя становится пустее день ото дня...», то его слушатель принял эти слова без ужаса, как вполне естественные: «Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...». И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее, он многое может объяснить в герое: и «бури душевные», и «некоторую скрытность», и «нервическую слабость». Так загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. 

      1. Положительное и отрицательное в образе Печорина
 

      Для читателя Григорий Александрович Печорин уже  вполне определенное лицо, узнаваемая индивидуальность, неповторимо яркая и самобытная. Вот какой портрет даётся нашему герою.

      Несмотря  на средний рост, Печорин физически сильный и выносливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». У него привлекательная внешность: «немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза..., вьющиеся от природы  белокурые волосы,  кожа имела какую-то женскую нежность». Григорий «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».

      Являясь человеком по сути, и героем по определению, Печорин наделён, как положительными, так и отрицательными чертами. Мне: юному читателю, в силу своего возраста трудно разобраться в характерных особенностях главного персонажа романа.  Но, взяв в помощь мнение автора и богатый исследовательский материал, для меня образ Печорина вырисовывается следующим образом.

      Итак, Печорин по происхождению аристократ, который  получил светское воспитание и чин офицера. Выйдя из-под опеки родных, Печорин «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. Рисуя внешний облик  героя, автор буквально несколькими штрихами подчёркивает его аристократическое происхождение: «бледный, благородный лоб»; «маленькая аристократическая рука», «худоба его бледных пальцев»; «ослепительно-чистое белье».

      После “нашумевшей  истории в Петербурге”  Печорина ссылают на Кавказ.

      Являясь представителем культурного слоя дворянства, наш герой обладает такими индивидуально-психологическими чертами, как начитанность, склонность к романтическому мировосприятию и к самоанализу; способность выражать и осмысливать  собственные чувства. Однозначно,

      Печорин — человек умный и образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. В пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. Об этом свидетельствует замечательное описание пейзажа в начале новеллы «Княжна Мери»: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Не правда ли, на такое сравнение способен только человек, обладающий душой поэта? К положительным качествам Печорина можно отнести и замечательную его способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе каждого человека. Доказательство тому — его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательным, во многом схожим с Печориным. То, что привлекло меня более всего, это честность и порядочность главного героя. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, Печорин в самый решающий момент сказал правду, хотя это было и нелегко. Кстати, в этом же эпизоде необычайно проявилась и его сила воли. Не вызывает сомнения и то, что Печорин — человек смелый, что проявилось во время дуэли. Может быть, его смелость отчасти объясняется отсутствием цели в жизни, но это уже другой разговор. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград.  Григорий  очень дорожит своей свободой: « Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам». Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: «я давно уже живу не сердцем, а головой». Видимо поэтому всё положительное,  что есть у  нашего героя  отходит несколько назад перед его основным, на мой взгляд,  качеством – эгоизмом.

      Печорин — эгоист, и эгоист без цели в  жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен  в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повесте и служит доказательством, что Печорину главное — удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста.  Похитив Бэлу,  Григорий ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. Он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

      В отличие от многих Печорин прекрасный  знаток  людской натуры, но  пользуется этим, опять же, для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не усомнился, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…», — пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его не терзала совесть, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», — так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. В  Печорине  просто  отсутствует потребность думать о ком-то, кроме себя.

      Но  при этом, в его исповеди в «Журнале Печорина» присутствует самоанализ, через который он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно  на самом себе, Печорин игнорирует чувства и поступки других людей. При этом Печорин повсюду не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих, а вносит в их судьбы свою  неприютность и тягу к разрушению Дома - символа мирной жизни, непричастности к общей судьбе, укрытия от ветров эпохи. Лишает дома Бэлу - ее любовь не позволяет ей вернуться к отцу; заставляет бежать из дома, опасаясь родительского гнева, Азамата; заставляет "честных контрабандистов" бросить кров и плыть в неизвестность; рушит возможные дома Грушницкого и Мери. Духовная не успокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности  не дают Печорину остановиться, замкнуться в кругу семьи и близких, обрекают на бездомье и вечное скитальчество. Мотив разрушения Дома - один из главных в романе: появление "героя времени", человека, воплотившего в себе все черты эпохи, создает "ситуацию взрыва" - заставляет людей почувствовать на себе всю трагичность века, ибо перед лицом общих законов времени человек беззащитен. На себе и на окружающих испытывает Печорин эти законы.

      В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку.  Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нём все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души.  Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».  Для меня, как читателя и человека, это  понятно. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

      В  повести Максим Максимыч  говорит  о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит…, да и нельзя иначе!..»  Эгоизм Печорина убил его, он не давал  ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за всё  последует  наказание. И смерть в пути — это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.

      Однако  Печорин не воспринимается самодовольным  циником. Выполняя «роль палача или  топора в руках судьбы», он сам  страдает от этого не меньше, чем  его жертвы, весь роман - это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному, но не востребованному обществом человеку.

      Отсутствие  любви и дружбы - лишь один из аспектов судьбы Печорина. В дневнике он пишет, что не понял своего «высокого назначения», а отношения с людьми сводит лишь к достижению «власти» над ними, чтобы «насытить» свою «гордость». Печорину не хватает самоотречения (так думает Вера), он «эгоист» (выражение Белинского), а может быть, ему не хватает какого-то творческого импульса, энтузиазма, в его жизни слишком много скуки, он не делает решительных шагов навстречу своей судьбе. Он всегда остается рабом своих желаний, не идет наперекор своим привычкам. Если исходить из христианского мировоззрения, можно сказать, что в жизни Печорина не происходит откровения, нет встречи с Богом. Результатом социального одиночество Печорина (нет друга, возлюбленной) является ощущение пустоты и бессмысленности жизни.

      Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности.  Сам герой в своем журнале пишет: «... Во мне два человека: один  живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». И это действительно так: "один" Печорин похищает Бэлу, причиняет страдания Вере, а "другой" - осуждает себя  за  это, нередко раскаивается и даже плачет, когда убеждается, что  безвозвратно утеряны надежды на истинное блаженство в общении с  дорогим и близким человеком - достаточно вспомнит расстройство  героя,  не успевшего догнать отъезжающей Веры: «Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать ее уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься,  пожать ей руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности  потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!» Следовательно, возникает вопрос: где же истинный Печорин? "Часто говорят:  тот,  кто мыслит, судит, страдает. Но вполне реален тот Печорин, который испытывает равнодушие, ищет выхода их  этого  состояния  в  светских приключениях,  с  удовольствием  срывает   "едва    распустившийся цветок", чтобы, вдоволь надышавшись его ароматом, бросить  его  на дороге. Поистине демоническая двойственность! Но она так  характерна для мироощущения и поступков лучшей дворянской молодежи 30-х годов XIX века, не сумевшей преодолеть своих пороков и эгоизма в эпоху безвременья».

      Противоречивость  и раздвоенность Печорина еще  отчётливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем.  Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику — это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. 
Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живёт и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, — писал Белинский. — прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика Героя Печорина