Футлярность человеческой жизни по А.П. Чехову

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:40, творческая работа

Краткое описание

Пожалуй, именно эту фразу должен запомнить каждый присутствующий в этом кабинете, да и любой человек на земле.
Откуда вообще появился термин «футлярная жизнь»?
Стоит отметить, что каждый человек рождается со страхами; это и есть «футляр».
Первый крик новорожденного объясняется не только какими-то физиологическими процессами в нашем организме, но и страхом перед столкновением с чем-то новым.

Вложенные файлы: 1 файл

Футлярность человеческой жизни по А.П. Чехову.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

«ФУТЛЯРНОСТЬ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ПО А. П. ЧЕХОВУ

 

«Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба…»

Пожалуй, именно эту фразу должен запомнить каждый присутствующий в  этом кабинете, да и любой человек на земле.

Откуда вообще появился термин «футлярная жизнь»?

Стоит отметить, что каждый человек  рождается со страхами; это и есть «футляр».

Первый крик новорожденного объясняется  не только какими-то физиологическими процессами в нашем организме, но и страхом перед столкновением  с чем-то новым.

И вот, люди взрослеют, начинают смотреть иначе на жизнь и тем самым «выдавливают по капле из себя раба», избавляются от «футляра».

В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные  со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более  серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, "футлярности" человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.

Нельзя не обратить внимание на самую  важную черту творчества писателя.

А. П. Чехов был в числе первых, кто ощутил потребность писать по-новому. Он совершил художественное открытие и создал свое знаменитое «подводное течение», которое позволило передать мельчайшие оттенки мыслей и чувств героев. Не случайно Чехова называют самым загадочным, таинственным и «неуловимым» писателем XIX века.

В творчестве Чехова многое скрыто — это характерная черта его поэтики. Стоит отметить, что сам писатель был молчалив, рассудителен, осторожен и скрытен.

 

Итак, "Футляру" человеческой души, разным формам "улиточного" существования посвящены многие рассказы А. П. Чехова. Но я разберу данную тематику на произведениях, связанных между собой и получивших название «Маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О Любви»), а также на «Ионыче» и «Даме с собачкой».

 

«МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ»

 

Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти – «Человек в футляре», в области собственности – «Крыжовник», в области семьи – «О любви». Три эти рассказа являются опровержением основ существующего в России общественного строя.

 

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

 

Запуганным жизнью человеком, постоянно  опасающимся "как бы чего не вышло", предстает перед нами  Беликов  из рассказа "Человек в футляре". Учитель Буркин так рассказывает о своем товарище по работе: "У  этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе... футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний". В такой же "футляр" были закованы и мысли Беликова, для которого "были ясны только циркуляры и

газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь", Беликов боялся думать, чувствовать "не так", поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.

И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. [Заметим очень важную деталь – он был учителем греческого языка: прошлого, мертвого.] Футлярность набирает силу, футлярным становится образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Но это не безобидный человек. Он давил, угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию целых 15 лет. И не только гимназию, но и весь город. Никто не любил Беликова, но все боялись его, потому что он олицетворял дух официальной политики, и воплощал характерные особенности русской государственности с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их "футляры" остались на прежнем месте: "...жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая... Беликова похоронили, а сколько еще таких человечков осталось, сколько их еще будет!"

А ведь, действительно, "футлярность", равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но, тем не менее, значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: "Ну, уж это вы из другой оперы... Давайте спать".

 

«КРЫЖОВНИК»

 

Тема "футлярности", но в другой форме, раскрывается и  в рассказе "Крыжовник Он начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Николай «недоедал, одевался словно нищий, и все копил и копил в банк». Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр. А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!»

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте  делать добро!» В этом призыве мы отчетливо видим позицию самого Чехова, но, увы, этот призыв, обращенный рассказчиком к собеседнику, остается неразделенным.

Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этом рассказе, А. П. Чехов утверждает, что задача человека — не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.

 

«О ЛЮБВИ»

 

  В рассказе «О любви» живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим. Героиня боится оставить семью - ее «футляр», герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь [Кстати, в герое мы можем увидеть и черты самого писателя. Из-за проблем со здоровьем Чехов был нерешительным по отношению к женщинам. «Что могу дать ей я?» спрашивал он]. И лишь когда наступила разлука, он понял, как было мелко все то, что им мешало любить.

 

 Люди «маленькой трилогии»  многое понимают. Они осознали  безысходный тупик «футлярной жизни». Но их прозрения чуть-чуть запаздывают. Жизнь никак не меняется. «Футлярность» - это обозначение косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний. Показывая несостоятельность всех старых устоев русской жизни, Чехов не скрывает трудностей, которые подстерегают Россию на пути обретения духовной свободы.


 

 

«ИОНЫЧ»

 

Описание футлярной жизни в  этом произведении мне бы хотелось начать с семьи Туркиных.

Вера Иосифовна, Иван Петрович и  Котик оторваны от реальности, они живут в выдуманном мире. И можно полноправно сказать, что Котик стала жертвой своих родителей. Она не пожелала жить в этой утопии, где всё пошло, примитивно и вульгарно, поэтому она уехала.

Всё в этом доме мёртво, подчеркивает Чехов с помощью «подводных течений», и это – тоже «футляр», боязнь реальной жизни.

 

Что погубило Ионыча, что сделало  его таким?

  1. Социум – своеобразный футляр.

Именно общество влияет на людей  с большей силой и тем самым  лишает их права выбора.

2)Комплекс неполноценности

Ионыч – сын деревенского дьячка.

В этой маленькой фразе мы можем  открыть целые страницы произведения! Мы можем понять, что детство Дмитрия  Старцева протекало в нищете и  невероятном труде, что учиться  в университете было крайне тяжело, так как кругом – богатые студенты. Отсюда появляются нотки зависти. Отсюда – боязнь бедности.

Ионыч добился много в своей  профессии, но зачем ему деньги?

Он и сам не знал. Просто комплексы  – эти «футляры» - погубили его.

 


 

«ДАМА С СОБАЧКОЙ»

 

Герои рассказа Чехова “Дама с  собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка.

Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их — в общем-то слабых и безвольных людей. Они пытаются друг друга забыть, но… они полюбили. Впервые.

Гениальность Чехова в том, что  он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”. Они — заурядные и, в общем-то, скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится своей жены, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода “дурная бесконечность”, ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна, ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы...


 

 

Итак, что же такое «футляр»?

Это страхи, комплексы, влияние общества?

Да нет… Мы сами – «футляр». Он, как душа – может разбиваться, а может полностью поглощать.

И лишь осознание того, что этот футляр у нас все-таки есть, поможет нам от него избавиться и «выдавить» окончательно из себя «раба».


Информация о работе Футлярность человеческой жизни по А.П. Чехову