Французская литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 06:09, контрольная работа

Краткое описание

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – старейшая и одна из богатейших литератур Европы. На протяжении всего своего развития отличалась тесной взаимосвязью с обществом и историческим процессом. Многие французские писатели были также историками (Вольтер, Мишле, Ренан) и политическими мыслителями (Монтескьё, Руссо, Токвилль). Кроме того, французская литература была всегда близка к философии: от Декарта и Паскаля до Сартра и Камю. По сравнению с другими европейскими литературами очевидно глубокое взаимопроникновение с другими искусствами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 1.81 Мб (Скачать файл)

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – старейшая и одна из богатейших литератур Европы. На протяжении всего своего развития отличалась тесной взаимосвязью с обществом и историческим процессом. Многие французские писатели были также историками (Вольтер, Мишле, Ренан) и политическими мыслителями (Монтескьё, Руссо, Токвилль). Кроме того, французская литература была всегда близка к философии: от Декарта и Паскаля до Сартра и Камю. По сравнению с другими европейскими литературами очевидно глубокое взаимопроникновение с другими искусствами.

РЕНЕ ДЕКАРТ

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

Литература Средневековья. Средневековая французская литература – литература традиционалистского типа. Для ее поэтики характерны устойчивые клише – топосы (или типы), комбинации которых создавали поэтическую традицию – героико-эпическую, лирическую, житийную и т.д. Совокупность таких традиций образует средневековую французскую литературу. Поэтические новшества, какими были в 12 в. роман, а в 13 в. – театр, долгое время сосуществовали с формами, уже сложившимися в традиции за десятки и сотни лет до них. Во французской науке хронологическими границами Средневековья традиционно считаются падение Западной Римской империи (476) и взятие турками Константинополя (1453). Первым памятником старофранцузского языка являются Страсбургские клятвы (842), подготовленные для Верденского договора о разделе империи Карла Великого между его сыновьями. Первые литературные памятники – стихотворные Кантилена о св. Евлалии (ок. 880), Житие св. Леодегария (ок. 900), Страсти Христовы (кон. 10 в.) – восходят к латинским источникам.

Развитие  ранних средневековых литературных форм определяется усвоением традиций ученой латинской словесности. Выделяют архаический период (кон. 9 – кон. 11 в.), отличительной чертой которого является небольшое число сохранившихся  текстов. Произведения этого периода создавались в церквах, ориентируясь на латинский канон, и выполняли четко очерченные функции. Античная топика и реминисценции накладывались на библейские, составлявшие основу образности. Довольно рано, вследствие особой популярности, стали пересказываться по-французски жития святых (Житие св. Алексея, ок. 1040). Уже в 8 в. сложился жанр видения, который во времена Карла Великого могли использовать в политических целях воздействия на правителей, – пугая их рассказами о загробных муках. Фольклорная традиция воплотилась в жанрах баллады, пастурели, прениях («прения зимы с летом»), песнях несчастной в замужестве и ткацких песнях.

Период  примерно с сер. 11 до нач. 14 вв. определяется существованием эпической поэзии. Эпические поэмы, песни о битвах и деяниях воинов, повествующие о событиях 8 – нач. 10 вв., объединяются в циклы – жесты. Из сохранившихся жест, созданных на рубеже 11–12 вв. (ок. 90), выделяют 5 групп: Королевская жеста, Жеста Доона де Майанс, Жеста Гарена де Монглан, Провинциальная жеста и «жеста крестовых походов». Самая известная из героических эпопей этого времени – Песнь о Роланде (ок. 1170), в которой воспевается воинская доблесть в противостоянии сарацинам и вассальная преданность одного из военачальников Карла Великого. Ранний французский эпос сохранился и был в основном записан в жонглерской среде. Жонглеры, профессиональные певцы, разносили песни знаменитых трубадуров (таких, как Джауфре Рюдель, Бертран де Борн, Бернарт де Вентадорн) по феодальным дворам. Трубадуры слагали свои сочинения на народном языке юга Франции, получившем название «провансальского». «Первым трубадуром» считается Гильом IX, герцог Аквитанский (1071–1127), однако чаще всего трубадурами, несмотря на светский характер их лирики, становились клирики. Поэзия трубадуров культивировалась при дворах знатных южнофранцузских (а немного позже итальянских, испанских, португальских) сеньоров на протяжении сравнительно короткого периода (кон. 11 – кон. 13 вв.). Источниками лирики трубадуров послужили в первую очередь поэзия Овидия и Песнь Песней. К середине 12 в. опыт юга перенимают поэты севера Франции – труверы (до нас дошли имена Конона де Бетюна, Гаса Брюле, Тибо Шампанского, Блонделя де Неля, Марии Французской). С лирикой труверов в поэзию пришла рифма, возникли новые поэтические формы. Кроме того, у труверов особое значение приобрели пастурель и реверди (песнь о весне). Поэзия трубадуров и труверов связана с куртуазной культурой, в которой идеалы сословной чести и доблести воплощались в культе «хороших манер», вассального служения даме. Однако куртуазные поэты воспевали в своих канцонах не только любовь и дам. Они посвящали пламенные сирвенты злободневным вопросам политики и морали, высмеивали своих политических и религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть. Тенсона была особым жанром поэтического спора-состязания между трубадурами.

В возникших в 12 в. ле, стихотворных повестях, среди претендующих на подлинность  событий возникают фантастические мотивы, кельтские мифологические мотивы. Знаменитым автором ле была Мария Французская (Ле о жимолости; Ле о Ионеке, втор. пол. 12 в.). На 12–13 вв. приходится расцвет творчества голиардов (вагантов), бродячих актеров из странствующих школяров и клириков, участвовавших в комических представлениях, сочинявших стихи на латинском языке и исполнявших непристойные песенки.

Роман стал важнейшим поэтическим новшеством 12 в. Романом в это время зовется  «сочинение на романском языке» (в  противовес латыни). Первые романы были переработкой античного материала (Роман об Александре, ок. 1130; Роман о Фивах, ок. 1150; Роман о Трое Бенуа де Сент-Мора, ок. 1165). Параллельно ассимиляции «бретонского романа» возникают французские образцы (Роман о Бруте Васа, 1155). Наиболее популярными были романы «бретонского цикла» («Круглого стола»), основанные на Артуровской легенде, и романы о Тристане и Изольде. Первой по времени и наиболее яркой обработкой Артуровской легенды были романы Кретьена де Труа (1135?–1190?) Эрек и Энида (ок. 1165), Клижес (ок. 1170–1175), Ланселот, или Рыцарь телеги (ок. 1181), Ивен, или Рыцарь льва (ок. 1181), Персеваль, или Повесть о Граале (ок. 1190). Тристан стал героем одноименных романов Тома и Беруля (оба – ок. 1170). В куртуазной лирике и куртуазном рыцарском романе появляются зачатки авторского самосознания в анонимной в целом литературе Средневековья. Роман создавался как жанр письменный, авторский, в нем не было установки на изображение действительно произошедших событий. Одним из известнейших романов был Роман о Розе: его переписывали разные авторы, в том числе Гийом де Лоррис (в 1234) и Жан де Мён (в 1275).

С развитием городской литературы связано возникновение первой «ветви»  ренардии, животного эпоса, в кон. 12 в. (весь цикл сложился к кон. 13 в.). Ренардия, серия «ветвей», поэм, объединенных трикстером-плутом лисом Ренаром, была пародией на эпос и рыцарский роман.

Следующий период (середина 12 – нач. 15 вв.) определяется существованием древнейших форм чисто  письменной словесности на французском языке. До начала 13 в. стихотворными являются все без исключения поэтические формы на народном языке. С середины 13 в. происходит окончательное отделение поэзии от музыки и появляется функциональная дифференциация текстов: отныне значительная их часть регистрирует язык документов; в противовес им очерчивается более узкий «поэтический» сектор. К концу 13 в. поэзия начинает восприниматься как нечто самостоятельное, опирающееся не на внешнюю реальность, а на собственную традицию. Эти процессы воплотились в деятельности Гийома де Машо (ок. 1300–1377), создавшего первую поэтику на французском языке (Пролог, 1370). Наследник тематики куртуазной поэзии, Машо создает первый стихотворный сборник (Хвала дамам, 1350-е), объединив баллады, рондо, виреле в целое поэтическими средствами (повторами и пр.). С именем последнего трувера связана особая популярность ди (Ди о Саде; Любовный фонтан; Правдивый сказ, 1360-е). Концепцию Машо разделяли Эсташ Дешан (1346?–1406) и Жан Фруассар (ок. 1337–1404/10). Дешан канонизирует систему средневековых жанров (Искусство сочинять песни, баллады, виреле и рондо, 1392), отдавая в собственном творчестве предпочтение балладе. «Школу Машо» отличает стремление к аллегоризму (аллегорические поэмы Взятие Александрии (ок. 1370) Машо; Зерцало брака (ок. 1400) Дешана), изысканности, культ формы. Последователями Машо-Дешана в 14 в. были Кристина Пизанская (1346 – после 1429), Ален Шартье (1385 – ок. 1435) (аллегорические поэмы Книга о четырех дамах, 1416; Безжалостная красавица, 1424; О придворной жизни, ок. 1430), Жан Гарньер (1371–1415) и Карл Орлеанский (1394–1465). Теория и практика «Школы Машо» оказали влияние на «Великих Риториков» и на раннюю ренессансную лирику.

Переломным  в истории французской прозы  стало первое десятилетие 13 в., когда не только увеличилось число прозаических переводов с латинского языка (жития, Физиолог, Лапидарий), но появились и оригинальные памятники (хроники IV Крестового похода), а также первые французские прозаические романы – переложения существовавших к тому времени стихотворных романов (Иосиф и Мерлин Псевдо-Робера де Борона). В 12 в. возникает стихотворное (Роман о Роллоне Васа), а затем прозаическое историописание. В течение едва ли не всего Средневековья проза соотносится с высоким стилем. В то же время латынь, выполняя все более специальные функции, почти прекращает свое существование в качестве литературного языка.

В 12 в. литургическая драма, наиболее ранний жанр средневековой драмы, начинает исполняться на народном языке (Действо об Адаме, 1150–1170). Она стала источником для комического театра и основой для развития мистерий. В мистерии, жанре позднего Средневековья (14–16 вв.), городской культуры, вместо актеров участвовали горожане – иногда сотни человек. Самые известные авторы мистерий – А.Гребан и Ж.Мишель (оба – 15 в.). В миракле (возникает в 13 в.), в отличие от мистерии, инсценирующей библейские сюжеты, материалом для представлений были жития и примеры (лат. exemplum). Одним из первых мираклей была Игра о св. Николае (ок. 1200) Жана Боделя. Особенно популярны были миракли, построенные на чудесном вмешательстве в земные дела Девы Марии (Миракль о Теофиле (ок. 1261) Рютбёфа). В комической драматургии французского Средневековья можно выделить три основных жанра – фарс (самый известный – анонимный фарс об адвокате Патлене, 1464), моралите и соти. Их исполняли в праздники и ярмарочные дни бродячие актеры и городские ремесленники. С 1302 братство «Базош» парижских судебных клерков устраивало ежегодные театральные представления, где, кроме прочего, демонстрировало бурлескные «судебные заседания». «Базош» позже выступали вместе с «Братством страстей господних» (с 1371 исполняло мистерии) и «Беззаботными ребятами» (1485–1594), братством исполнителей ле. Одним из руководителей последнего был поэт и драматург П.Гренгор (1475–1538) (Игра о князе дураков и дурацкой матери, 1512), близкий эстетике «великих риториков» (см. ниже).

К концу 13 в. большая куртуазная песнь  произвела на свет жанр «дурацкой  песни». Создавались разнообразные «пародии» на куртуазные ле, молитвы, литургическую поэзию. «Вывороченная поэзия» (Г.К.Косиков) Ф.Вийона (1431– после 1463) подводит итог средневековой культуре «канона» (Малое Завещание, 1456; Большое Завещание, 1461). Его игра с традицией осуществляется средствами антифразиса и двусмысленности в словоупотреблении. Однако под пародийными авторскими масками его баллад угадывается «я» поэта, осознающего условность поэтического мира Средневековья, но не способного противопоставить ей новое целостное мировидение.

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

Литература Возрождения. Возникновение ренессансного движения во Франции обычно связывают с итальянскими походами Карла VIII, которые открыли для французов культуру соседей, с религиозной Реформацией, укреплением королевской власти и с набирающим силу городским, буржуазным населением. Сначала гуманизм находил воплощение в «евангелизме», попытке воссоздания христианства начала эры, возвращения к неискаженному схоластическими толкованиями тексту Священного писания. Расцвет ренессансного движения приходится на годы царствования Франциска I (1515–1547). Король, получивший прозвище «отца изящной словесности», основал «Коллеж де Франс», учебное заведение нового типа, где преподавали ученые-гуманисты.

С эпохой Возрождения связан расцвет  короткой прозаической формы – новеллы, сложившейся под непосредственным влиянием итальянских образцов и  французской традиции (фаблио). При  дворе бургундского герцога Филиппа Доброго был создан анонимный сборник Сто новых новелл (между 1456 и 1461), явно опирающийся на опыт Декамерона Д.Боккаччо, влияние которого усилилось, когда в 1485 был напечатан перевод Л. де Премьефе. В сборнике новелл Гептамерон (изд. 1559) Маргарита Наваррская (1492–1549) не скрывает влияния Боккаччо. Однако речь не идет о прямом подражании; еще более далеки от итальянских образцов сборники новелл Н.Де Труа (Великий образец новых новелл, ок. 1535) и Н.Дю Файля (Деревенские шутливые беседы..., 1548; Шутки, или Новые сказки Этрапеля, 1548). В сборнике новелл Новые забавы и веселые разговоры (изд. 1558) нет прямых заимствований, автор, Б.Деперье (ок. 1500–43/44) как будто скрывает свою образованность. Проза Деперье (Кимвал мира, 1537) продолжает, вслед за «Великими риториками», осваивать низкий стиль.

В Гаргантюа и Пантагрюэле Ф.Рабле (1494–1553) это освоение происходит особенно активно, высокие прозаические жанры подвергаются здесь пародийному осмыслению. Первые четыре книги романа изданы в 1532 (Пантагрюэль), 1534 (Гаргантюа), 1546 (Третья книга), 1552 (Четвертая книга); подлинность посмертной Пятой книги Пантагрюэля (изд. 1564) оспаривается многими исследователями. Существуют две основных интерпретации произведения Рабле: как порождения «народной смеховой культуры» (М.М.Бахтин) и как творения писателя-гуманиста, – сочетание которых дает целостное представление о нем. У Рабле исчезает конфликт индивидуального чувства и социального долга, характерный для средневекового романа: «иронически реформированный язык рыцарского романа служит выражению новых гуманистических ценностей». Рыцарское повествование в книгах его эпопеи используется «для гуманистической сатиры, гуманистической утопии, для карнавальной миннипеи» (Е.М.Мелетинский). К концу первой половине 16 в. проза смещается в литературной иерархии вниз и надолго уступает первенство поэзии.

Предвестниками  формальных экспериментов поэтов Возрождения  и наследниками опыта школы Машо стали «великие риторики», расцвет  творчества которых приходится на втор. пол. 15 – нач. 16 в. Идеологом школы был Ж.Шатлен (ок. 1410–1475), который утверждал приоритет формы над содержанием. Наиболее яркие представители направления (О.де Ламарш (1425–1502), О.де Сен-Желе (1432–1502), Ж.Маро (1450?–1526), Г.Кретьен (1460–1525), Ж.Лемер де Бельж (1437–1525?), П.Гренгор) пытались проникнуть в потаенные пласты языка, оставаясь, однако, в рамках средневековых поэтических форм. В их представлениях поэзия становится ремеслом, а их сочинения рассматриваются как один из первых опытов придворной поэзии. Установка на светскость, языковые эксперименты школы оказали влияние на К.Маро (1496–1544), сына Ж.Маро, придворного поэта Франциска I. Маро прославился как лирический и сатирический поэт (поэма Ад, 1526), как переводчик (Псалмы, Овидий) и новатор в области формы. Он открыл для французская литература сонет, ввел моду на сочинение блазонов (Блазон о прекрасном соске, 1535). Оба этих нововведения подхватили поэты «Лионской школы» (П.дю Гийе, 1520–45; Л.Лабе, 1524?–1566; А.Эроэ 1492–1568; Ш.Фонтен, 1513–1588). М.Сев (1500–1560), их лидер, превзошел в форме блазона К.Маро (Брови, 1536). Сборник Сева Делия, средоточие наивысшей добродетели (1544) стал важнейшим опытом глубокого восприятия поэзии Петрарки во французской литературе. Расцвет петраркизма во Франции связан с творчеством поэтов «Плеяды», возглавляемой П.Ронсаром (1524–1585), наиболее ярким и признанным поэтом 16 в., и Ж.Дю Белле (1522– 1560). Поэтическая школа выросла из кружка молодых поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы. Кроме Ронсара и Дю Белле в состав «Плеяды» (окончательно сформировавшийся к кон. 1540-х) входили Ж.Дора (1508–1588), Э.Жодель (1532–1573), Р.Белло (1528–1577), Ж.А.де Баиф (1532–1589), П.де Тийар (1521–1605). С деятельностью «Плеяды» связана реформа поэзии и драмы в сер. 16 в. В программном трактате Дю Белле Защита и прославление французского языка (1549) были сформулированы принципы развития национальной поэзии: обновление языка и литературы через подражание духу источника, обогащение языка за счет заимствований и неологизмов. Сохраняя ориентацию на античность, поэты, в отличие от лириков «Лионской школы», писавших на латыни, развивали французский поэтический язык. Участники «Плеяды» заложили основы для развития драматургии (Евгений, 1552, и Плененная Клеопатра, 1553, Жоделя предваряют поэтику классицистических пьес) и героической эпопеи (Франсиада, 1572, Ронсара) во Французская литература 17 и 18 вв.

Французский театр 16 в. сочетал в себе как бы два театра: один – народный, типично  средневековый, площадной (особый успех имеют соти), другой – гуманистический, культивировавшийся в коллежах и при дворе. Пьесы, или трагедии, Р.Гарнье (1545–1590) – пример преломления событий эпохи гражданских войн (1562–1598): художественный мир его мрачен и катастрофичен (Ипполит, 1573; Марк-Антуан, 1578; Антигона, 1580; Иудеи, 1583).

Информация о работе Французская литература