Технологии рационального чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что
в начале ХХI века объем информации возрос в 10 раз! Как же научиться
управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.
Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке.
Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком.
Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты
читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в
минуту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СЛОВА «СКОРОЧТЕНИЕ» 5
1.1.Понятие слова «скорочтение» 6
1.2. Принципы рационального чтения 9
2. МЕТОДЫ СКОРОЧТЕНИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ СКОРОЧТЕНИЯ

Рассмотрим пять методов, которые помогут увеличить скорость чтения при самостоятельных занятиях.

Рука

Первый метод заключается  в том, что на страницу кладется рука, которая медленно сдвигается вниз, в то время как глаза движутся по тексту обычным образом. Рука движется сама по себе, ее перемещение никак не связано с перемещением глаз. Глаза вовсе не должны читать именно в том месте, где находится рука, но это простое движение поможет Вам увеличить скорость. Необходимо постоянно двигать руку, не останавливаясь после прочтения небольшой части текста. Рука проходит каждую страницу только один раз. Если Вы левша, используйте для движения левую руку.

Карточка

Второй метод - это  использование листа бумаги, закрывающего строки текста выше того места, где  Вы читаете, для предотвращения их повторного прочтения. Медленно и равномерно сдвигайте  лист вниз, и старайтесь прочитать  строки текст до того, как лист закроет их. Это поможет победить привычку повторного прочтения (регрессию). Первое время на это упражнение потребуется очень много внимания. Постарайтесь двигать лист вниз чуть быстрее, чем Вы можете читать. Каждую страницу читайте только один раз.

Сметание

Третий метод - это  использование руки для помощи глазам в движении по странице. Слегка согните  пальцы и держите их вместе. Легким и плавным движением, как будто  сметаете соль со страницы, проведите  пальцами слева направо, подчёркивая  строку текста кончиком среднего пальца. Движение выполняется всей рукой и должно быть шире строки текста на 2-3 см.

Прыжок

Прыжок очень похож  на сметание, но в этом методе пальцы не скользят по странице, а делают два  удара на каждой строке. При каждом ударе Вы фиксируете взгляд и считываете группу из трёх-четырёх слов. Переход к этому методу позволит сохранить устойчивый рост скорости чтения, поскольку метод очень похож на чтение с метрономом. Движение выполняется всей рукой, а не только запястьем.

Зигзаг или петля

Последний из рассматриваемых методов - это немного изменённая сканирующая техника. В этом методе рука движется диагонально через примерно три строчки и затем возвращается в начало следующей строки. Основная идея этого метода не в прочтении всех слов текста, а в сканировании частей, из которых Вам необходимо понять смысл всего текста. Метод не рекомендуется для материалов, требующих тщательной проработки, но зато отлично подходит для того, чтобы понять основные мысли несложных текстов.

Эти методы кажутся простыми и лёгкими, но не стоит заблуждаться. Они очень полезны и могут помочь читателю с хорошей подготовкой читать быстрее и продуктивнее, но для этого надо постоянно использовать из на практике.          Обычно требуется три-четыре занятия для овладения любым из описанных методов. Во время занятий Вы можете заметить, что один из приведённых методов подходит Вам больше, чем остальные. Определите, какой именно Вам наиболее удобен, и используйте его. 
          Из пяти упомянутых методов только "Карточка" и "Прыжок" имеют практическую ценность для освоения скорочтения.  
          "Карточка" на самом деле эффективно поможет избавиться от привычки повторного прочтения. 
         "Прыжок" за счёт стука пальцами о страницу подобен чтению с метрономом, это учит выдерживать заданный темп чтения. Со временем рекомендуется постепенно увеличивать число ударов в минуту.  
         "Зигзаг" относится к скорочтению условно, поскольку предполагает не полное прочтение текста, а только ознакомление со смыслом и тематикой. 
        Недостатки двух оставшихся методов очевидны. 
         Движение руки (первый метод) и движение глаз будут постепенно синхронизироваться, и не факт, что глаза будут приспосабливаться к руке, а не наоборот. 
         При "Сметании" увеличивается скорость побуквенного чтения, что противоречит самой идее скорочтения - читать блоки текста из нескольких слов.

10 правил совершенствования  методики чтения.7 
1. При просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию Вы хотите из него получить. (Один из специалистов рекомендует, например, перед прочтением книги составить список вопросов, на которые хотелось бы получить ответы в данной книге.) 
2. Просмотрите названия глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или краткое содержание, а также предисловие, вступительные замечания и введение. 
3. Выясните, что бы Вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные и заключительные фразы, а также на ключевые слова. 
4. Не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора. (Но, пожалуйста, не в этой книге!) 
5. Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять прежде всего смысл высказываний частного и общего порядка. 
6. Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова и предложения, а также таблицы. 
7. Указатели в виде слов обращают Ваше внимание на определенные вводные замечания, усиления или акценты в тексте: 
- такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно», «поэтому», «тем самым», «предполагает», «поскольку», «так как» и т.п., указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочитать предыдущее или последующее предложение; 
- усиливающие сигналы («также», «кроме того», «дополнительно» и т.д.) подчеркивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена; 
- изменяющие сигналы («но», «не говоря о», «с другой стороны», «однако», «или-или», «напротив», «хотя», «несмотря на», «скорее» и др.) указывают на то, что направление (или тенденция) хода мысли меняется на противоположное. 
8. Опускайте малоинформативные пассажи и замедляйте темп чтения на важных участках текста. 
9. Учитывайте также специфику структуры различных текстов: 
- справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат в начале, а второстепенную — в конце; 
- в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении; 
- специальные статьи содержат во введении описание проблемы, в основной части — разработку путей ее решения и в заключительной части — выводы или взгляд в будущее. 
10. Обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок и т. п. 
         Наряду с улучшением методики чтения можно отдельно или параллельно повысить скорость чтения. Без специальной тренировки взрослый человек способен прочитывать 200—250 слов в минуту (слов/мин), после овладения соответствующей техникой скорость возрастает до 400—450 слов/мин и более! Обучаясь быстрому чтению тренируется способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста. 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще раз хочется дать определение  рациональному чтению (скорочтению). Скорочтение – это аналитическое чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий. 

Изначально все предпосылки  рационального чтения были основаны на экспериментах с человеческим восприятием зрительной информации.

Сегодня, уже не для кого не секрет, что если хорошо изучить все методы, четко следовать всем правилам и указаниям, то можно достичь удивительно быстрой скорости чтения. Причем обучиться может каждый желающий.

Также следует отметить, что получить более полное представление о технике скорочтения, проще всего под руководством профессионалов, но можно научиться читать быстрее и самостоятельно, если отдать должное практике.

Сознательное освоение упражнений при глубоком понимании  сущности выполняемых действий, рекомендуемых приемов, активное и осознанное участие обучающегося в целенаправленном изменении тех процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения невозможно и поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность.

Чтение в значительной степени  – процесс подсознательный, т. е. большая часть механизмов психической  деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Достижения психологии свидетельствует о том, что управлять этими процессами задача реальная.8 Разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в ряду которых важная роль принадлежит аутогенной тренировке, которая, как показали сравнительные исследования, на 40 процентов повышают эффективность обучения быстрому чтению. В связи с этим весьма желательно хотя бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейся литературе или пройдя соответствующие курсы обучения.

Итак, в заключение в порядке  подведения итогов анализа и описания основных методов и приемов быстрого чтения приведем семь золотых правил быстрого чтения.

Первое – читать без  регрессии.

Второе – читать без артикуляции.

Третье – расширять  поле зрение и читать вертикальным движением глаз.

Четвертое – читать по интегральному  алгоритму чтения.

Пятое – читать по дифференциальному  алгоритму чтения, выделяя доминанту  и основное смысловое значение текста.

Шестое – постоянно развивать  свою память и внимание.

Седьмое – постоянно тренироваться, выполняя ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал (профессиональный) и 50–100 страниц книги, соблюдая при  этом все указанные приемы.

При должной целеустремленности, желании, усердии и терпении успех обеспечен: скорость чтения может быть повышена в 3–5 (а иногда и более) раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вагапова, Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах [Текст] / Д. Х. Вагапова. — Москва : Цитадель, 1999. — 460 с.

2. Дагаева, А. Офисные  скорочтения [Электронный ресурс] / Анастасия Дагаева // Ведомости. – 2006. – 27 июля. – URL: http://www.president-business-school.ru/185.htm.

3. Димнет, Э. Искусство думать [Текст] / Э. Димнет ; пер. с англ. Ю. В Емельянова, Н. М. Емельяновой. — Минск : Попурри, 1998. — 496 с.

4. Кларк Ли. Изучаем скорочтение : Как научиться читать быстрее и лучше : [Пер. с англ.]. — Duncanville: World Wide Print., 1997. — 352 с.

5. Козловский, О.В. Скорочтение. [Текст] / О. В. Козловский. – Донецк : Сталкер, 2003. – 288с.

6. Ладанов, И. Д. Техника  быстрого чтения [Текст] : практическое пособие с упражнениями / И. Д. Ладанов, В. А. Розанова. – Москва : Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 1999. – 160с.

7. Михайлов, С. А. Скорочтение  – шаманство над книгой. [Текст] / С. А. Михайлов. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 160с.

8. Михайловский, С. Е.  Лучше, чем скорочтение: как  научиться читать быстрее [Текст] / С. Е. Михайловский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 255с.

9. Никулина, Е. Г. Организация контроля сформированности умений чтения при помощи тестовых заданий [Текст] / Е. Г. Никулина // Вестник МГЛУ / Московский гос. лингв. ун-т Вып. 472: Профессиональные дискурсы в свете когнитивной теории языка. — Москва, 2002. — С. 191-197.

10. Поварнин, С. И. Как  читать книги [Текст] / С. И. Поварин. – Казань : Полигран, 2001. – 64с.

11. Посталовский, И. З.  Обучение чтению от начального до динамичного [Текст] / И. З. Посталовский. – Одесса : Весть, 1998. – 210с.

12. Умаров А.А. Психология читателя и чтения [Текст]: учеб. пособие для студентов библ. фак. / А.А. Умаров, А.П. Коваленко. – Ташкент : Нац. б-ки Узб. им. А. Навои, 2004. – 206с.

1 Кларк Ли. Изучаем скорочтение : Как научиться читать быстрее и лучше : [Пер. с англ.]. — Duncanville: World Wide Print., 1997. — 128 с.

2 Дагаева, А. Офисные скорочтения [Электронный ресурс] / Анастасия Дагаева // Ведомости. – 2006. – 27 июля. – URL: http://www.president-business-school.ru/185.htm

3 Козловский, О.В. Скорочтение. [Текст] / О. В. Козловский. – Донецк : Сталкер, 2003. – 97с.

4 Умаров А.А. Психология читателя и чтения [Текст]: учеб. пособие для студентов библ. фак. / А.А. Умаров, А.П. Коваленко. – Ташкент : Нац. б-ки Узб. им. А. Навои, 2004. – 79с.

5 Поварнин, С. И. Как читать книги [Текст] / С. И. Поварин. – Казань : Полигран, 2001. – 44с.

6 Вагапова, Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах [Текст] / Д. Х. Вагапова. — Москва : Цитадель, 1999. — 326 с.

7 Ладанов, И. Д. Техника  быстрого чтения [Текст] : практическое пособие с упражнениями / И. Д. Ладанов, В. А. Розанова. – Москва : Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 1999. – 153с.

8 Михайловский, С. Е. Лучше, чем скорочтение: как научиться читать быстрее [Текст] / С. Е. Михайловский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 135с.

 


Информация о работе Технологии рационального чтения