Технологии рационального чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что
в начале ХХI века объем информации возрос в 10 раз! Как же научиться
управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.
Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке.
Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком.
Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты
читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в
минуту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СЛОВА «СКОРОЧТЕНИЕ» 5
1.1.Понятие слова «скорочтение» 6
1.2. Принципы рационального чтения 9
2. МЕТОДЫ СКОРОЧТЕНИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ  СЛОВА «СКОРОЧТЕНИЕ»                                    5

1.1.Понятие слова «скорочтение»                                                                          6

1.2. Принципы рационального чтения                                                                9

2. МЕТОДЫ СКОРОЧТЕНИЯ                                                                               11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                    17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодный  прирост  научно-технической  литературы   во   всем   мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали,  что

в начале ХХI века объем  информации возрос в 10  раз!  Как же  научиться

управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.

Конечно, современная техника помогает ориентироваться в  этом  потоке.

Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком.

Наблюдения  ученых  показали,  что большая часть населения планеты

читает с такой же скоростью, как  и  100  лет  назад,  это  250-300  слов  в

минуту.

Но  истории  так  же   известны   факты   феноменально   быстрого   и

рационального чтения, достигающего 1000 и более слов в минуту.  Так  читали,

например, Толстой и  Чернышевский, Горький и Марк Твен и многие другие.

Но  способность  рационально  читать  -  удел  не  только  выдающихся

личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

За счет чего  происходит  увеличение  скорости  чтения?  Останется  ли

понимание и запоминание  читаемого материала?

В процессе чтения мозг  человека  использует  определенные  программы,

реализует различные  способы перекодирования информации.

Традиционное чтение имеет ряд  недостатков:  это  отсутствие  внимания,

отсутствие гибкой программы  чтения,  то  есть  когда  все  тексты  читаются

одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения - это проговаривание читаемого текста  просебя (артикуляция).

И  самое  главное,  основное  -  это  тренировка  памяти,   внимания,

понимание читаемых текстов  и их последующее запоминание.

Тема реферата актуальна, потому что рациональное чтение имеет важное значение для каждого человека, и в первую очередь для управленца, который хочет добиться успеха в карьере. Человеку, работающему в сфере управления, ежедневно приходится перерабатывать большой объем информации, в том числе и прочитывая ее. Скорочтение (рациональное чтение) подразумевает не только быстрое перемещение взгляда по тексту, но и высокое качество усвоения прочитанного. По европейским стандартам текст прочитан хорошо, если усвоены 75% и больше. Скорость обработки информации непосредственно зависит от скорости чтения. В процессе обычного (медленного) чтения мы можем читать текст и размышлять над своими проблемами. В результате и текста не усвоить, и проблем не решить. В процессе же скорочтения, где скорость чтения выше скорости речи активизируются все психические процессы: внимание, мышление, воображение, память, необходимые для качественной обработки информации, получаемой из текста. Следовательно, для управленца, крайне важно умение быстро читать, а самое главное усваивать материал.

Данную тему исследовали  такие авторы как Д. Х. Вагапова, И. Д. Ладанов, В. А. Розанова, А.А. Умаров, Е. Г. Никулина и другие.

Цель: характеризовать технологии рационального чтения.

Задачи:

  • Определить понятие рационального чтения
  • Изучить технологию рационального чтения
  • Ознакомиться с методикой правильного чтения.

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СЛОВА «СКОРОЧТЕНИЕ»

Первые предпосылки  к появлению техник и методик  по курсу «Скорочтение» были основаны на экспериментах с человеческим восприятием зрительной информации.

«Самые первые курсы по обучению быстрому чтению базировались на информации, поступавшей из довольно неожиданного источника – от Королевских военно-воздушных  сил Великобритании.

Во время первой мировой войны  специалисты обнаружили, что во время полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. В условиях борьбы не на жизнь, а на смерть это, бесспорно, являлось серьезным препятствием, и потому специалисты начали искать решение данной проблемы. Они изобрели прибор под названием тахистоскоп, который ненадолго проецировал на большой экран изображения, причем они высвечивались с разным, хотя и неизменно коротким интервалом и на различное время. Начали с довольно больших снимков своих и вражеских самолетов и с длительного времени их показа на экране. Затем это время постепенно сокращали, одновременно уменьшая размеры объекта и меняя угол наблюдения за ним. С крайним изумлением исследователи обнаружили, что благодаря такому тренингу средний человек оказался в состоянии различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совсем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды…»1

Ученые ещё в начале ХХ столетия обратили внимание на то, что при  определённой тренировке, любой человек способен воспринять более 4 – 5 элементов или слов за 1/500 секунды.

Скорость восприятия информации глазом/мозгом настолько высокая, что позволяет  читать человеку со скоростью 5*500=2500 слов в секунду! И теоретически человек может читать со скоростью более 150000 слов в минуту! Подобную теорию давно уже подтвердил абсолютный рекорд по скорости чтения Евгении Алексеенко.

«По словам одного из ведущих специалистов Академии наук в Москве, «эта поразительная  девушка умеет читать значительно быстрее, чем её пальцы в состоянии перелистывать страницы, и если бы ей не приходилось притормаживать себя для выполнения этого действия, она могла бы читать со скоростью 416250 слов в минуту».

1.1.Понятие слова «скорочтение»

Как ни странно, но, несмотря на большое количество публикаций, тема "скорочтения" остается загадочной и непонятной. Часто приходится слышать просто "фантастические версии о людях обладающих скорочтением - великим даром".2

И мало кто верит в  то, что сможет научиться быстро читать, что это не какой-нибудь фокус или сверхъестественное событие, а вполне обычная способность воспринимать информацию с большей скоростью и качеством, чем обычно. Этому можно обучить практически каждого старше 12-13 лет! Даже в пожилом возрасте можно научиться быстро читать!  
         Что же означает слово "скорочтение"? "Скоро" действительно означает быстро, но это относится не к движению глаз, а к пониманию текста, к умению быстро выделить главные мысли и, следовательно, быстро запомнить текст, затратив на чтение как можно меньше времени. Если сказать проще, "скорочтение" - это аналитическое чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий.3 А само слово "скорочтение" пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение.

Эти называния более  полно отражают суть программы. Дело в том, что в процессе обучения скорочтению формируются навыки молниеносного просмотрового чтения, быстрого выборочного чтения, быстрого поискового чтения и даже медленного чтения.

Таким образом, человек умеет гибко изменять скорость чтения в зависимости от цели и сложности текста. Но самое главное, он научится запоминать любые тексты, зная механизм запоминания, применяя нужные способы и владея разными стратегиями чтения.

Что можно читать быстро? В принципе, быстро читать можно любые тексты (даже учебные), за одним исключением: если вы хотите получить удовольствие от какого-либо произведения художественной литературы.

          За счет чего происходит рост скорости чтения? – Рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации.  
          Состояние быстрого чтения можно сравнить с состоянием приподнятого настроения и эмоционального подъема, наверняка многим из вас это знакомо.  
Вспомните состояние победителя, когда все получается легко, голова ясная, мысли четкие, вы испытываете чувства радости и силы, спокойствия и уверенности. И вот вы начинаете читать.

Глаза плавно скользят по тексту, передвигаясь сверху вниз, "схватывая" неправдоподобно быстро мысли автора, чтение доставляет удовольствие. Вы либо согласны с автором и видите в его лице своего единомышленника, либо наоборот, резко не согласны и вступаете с ним в полемику.

В любом случае, эмоции, вызванные вами, помогают надолго запомнить текст. Вспомните, как вы читаете интересные детективы, буквально "проглатывая" их за несколько часов. Чтение "льется" плавно и легко, в воображении появляются яркие картины, вы чувствуете запахи, ощущаете просто физически некоторые сцены, испытывая при этом массу разных эмоций.  
          Еще Л.С. Выготский по этому поводу писал: " Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения". С чем же это связано? Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения.4

Если на чтение одной  страницы мы тратим 2 минуты, то мозг "справляется" с обработкой за полминуты. Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам?

В это время создаются непроизвольные ассоциации. Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово "море". Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…  
Со стороны посмотреть - очень напряженно ученик работает. На самом деле мысли его очень далеко: на внутреннем экране мелькает цепочка непроизвольных ассоциаций: море, пляж, песок, волны, чайки, солнце, прохладный ветерок…

Мысль автора при таком чтении рвется на куски, не воспринимается как целое. Нарушается ее плавность, логичность. Усваивается она поверхностно, запоминается плохо. Случается так, что, дочитав до конца страницы, многие с изумлением обнаруживают, что не помнят ни единого слова. (Как говорится по-русски: "Смотрю в книгу, а вижу -…)5  
 Медленное чтение можно сравнить с просмотром трех часового фильма, который смотрят кусочками по десять минут. В этом случае, согласитесь, трудно поддерживать внимание на сюжете и героях.

         Таким образом, высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему сосредоточению и пониманию текста.

1.2. Принципы рационального  чтения

Для того чтобы техника динамического чтения реально помогла сэкономить время и силы, лучше ознакомиться с основными приемами рационального чтения.

В ходе их изучения можно узнать об особенностях подготовки, планирования и организации процесса чтения. Представления об оптимальной организации рабочего места, об особенностях влияния настроения на продуктивность работы, о необходимости сочетания периодов деятельности с отдыхом помогут сохранить отличную работоспособность в течение долгого времени.

Также при необходимости  выбрать нужную литературу по определенной теме и подготовить по ней самостоятельную работу, сделав предварительные записи, вполне возможно быстро сориентироваться в потоке информации и достичь своей цели с максимальным эффектом. 
         Итак, десять основных принципов рационального чтения:6 
1. Готовясь к серьезной углубленной работе над книгой, статьей, создайте наиболее удобные условия, соответствующие правилам гигиены чтения. Это поможет вам избежать быстрого физического и умственного переутомления. 
2. Не начинайте чтения, если вы чувствуете недомогание, усталость и нежелание работать. Отдохнув некоторое время и создав рабочее настроение с помощью системы самоприказов, вы достигнете большего эффекта, чем прежде. 
3. Не переутомляйтесь. Умение вовремя отвлечься, восстановить силы поможет вам сохранить работоспособность на длительный период. 
4. Реально оценивайте и планируйте свой бюджет времени. Это поможет вам не только избежать неприятностей от нехватки времени на важные мероприятия, но и укрепить чувство уверенности в себе и ощущение выполненного долга. 
5. Будьте критичны при выборе литературы. Не тратьте свое драгоценное время на издания сомнительного качества. Умейте отложить неинтересную и бесполезную книгу, статью, не дочитывая ее до конца. 
6. Читайте целенаправленно. Умейте выделять доминирующую цель и следовать ей во время чтения. Это поможет вам избежать бессистемности в работе. 
7. Используйте только организованные каналы информации. Советы друзей и знакомых в выборе литературы могут повести вас по окружному пути и отнять недопустимо много времени. 
8. Всегда составляйте список книг, подлежащих чтению. Умейте выделить в нем категории основной, дополнительной и побочной литературы. 
9. Умейте изменять скорость чтения в зависимости от цели. 
10. Научитесь определять, какой способ записи вам следует использовать в каждом конкретном случае в зависимости от целей чтения и ваших индивидуальных особенностей.

Информация о работе Технологии рационального чтения