Теория стиля, категория стиля в трактовнках отечественных лингвистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Стиль – это одно из самых традиционных и в то же время актуальных литературоведческих понятий.
Стиль – одна из проблематических, дискуссионных категорий литературоведения. В своей книге «Теория стиля» А.Н. Соколов пишет: «Что только не называют стилем!» Ему вторит В.В. Виноградов: «В области искусствоведения, литературоведения, лингвистики трудно найти термин более многозначный и неопределенный, чем стиль».

Содержание

Глава 1. Теория стиля ……………………………………………………..…. 3
Понимание стиля разными науками (искусствоведение, лингвистика, литературоведение) …………3
Определения стиля ………………………………………………………….. 4
Целостность стиля ………………………………………………………...… 8
Основные признаки стиля ………………………………………………….. 9
Ступени стиля …………………………………………………………...…. 10
Глава 2. Категория стиля в трактовках отечественных литературоведов …………………………………………………………..…… 13
2.1. Концепция А.Н. Соколова …………………………………………...……… 14
2.2. Концепция В.М. Жирмунского …………………...………………………… 16
2.3. Концепция Г.Н. Поспелова ……………………………………………….…. 16
2.4. Трактовка категория пафоса по В.И. Тюпа ………………………….…….. 17
2.5. Концепция М.М. Бахтина …………………………………………………… 17
2.6. Проблема художественного стиля по А.Ф. Лосеву ………………………... 19
2.7. Типология стилевых категорий …………...………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СТИЛЬ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)
    1. Основные признаки стиля

Различными современными определениями С. чаще всего выделяются и по-разному сочетаются следующие основные признаки: 1) единство многообразия; 2) выражение индивидуальности, индивидуального своеобразия; 3) особая словесная организация или – шире – закономерная организованность элементов художественной формы; 4) эстетическое совершенство.

Наиболее общепризнанной является первая характеристика: со С. неизменно  соотносятся какие-то объединяющие начала в организации различных элементов, различных уровней, различных масштабов, так сказать, от слога до бога. Характерно, что современный акцент на фундаментальной роли множественности в постмодернизме связывается не с новыми С., а с полистилистикой.

Что касается состава этого единства многообразия, то здесь согласие часто  заменяется столкновением различных  позиций. С одной стороны, С. понимается как единство содержания и формы  литературного произведения, как  выражение своеобразия индивидуального писательского творчества, а с другой,– в С. видят общие закономерности организации художественной формы, присущие определенному литературному направлению (барокко, классицизму, романтизму и т.п.).

Вместе с тем в современных  трактовках С. преобладающим становится акцент на единстве и взаимопереходах всеобщего, особенного и индивидуально-неповторимого в противовес их различного рода разрывам и противостояниям. С. раскрывает внутренне противоречивую, исторически развивающуюся взаимосвязь общечеловеческого родового содержания, которое сосредотачивается в памяти и языке искусства, и индивидуально-неповторимого человеческого творчества.

Таким образом. С. – это организующий закон и в то же время непосредственно  воспринимаемое единство всех элементов художественной формы, в создании и эстетическом совершенстве которой проявляет себя творческая индивидуальность.

    1. Ступени стиля

Существуют ступени  стиля. На этих ступенях выделяют маленькие  и большие стили. К маленьким  стилям относится стиль писателя, идиостиль. Индивидуальный стиль – это система характерных для писателя творческих особенностей, что зависит от его художественного видения и осмысления мира, от свойств личности и таланта, от его оценок и пристрастий, от характера самой жизни – от множества факторов, эстетических и внеэстетических. Стиль писателя это то неповторимое, индивидуальное, что отличает его от других. Творчество должно быть своеобразно, оригинально. Индивидуальный стиль – показатель художественного мастерства писателя. Он получает наиболее зрелое оригинальное выражение в творчестве крупных мастеров-новаторов, его оригинальность выступает на фоне других стилевых форм в искусстве. Оригинальность очевидна  при учете тех норм, на которые опирался художник, поэтому в индивидуальном стиле сочетается индивидуальное и типовое. Типовое в стиле писателя – это то, что есть у писателя от больших, типовых, стилей – стиля жанра, стиля направления, национального стиля. Индивидуальный стиль легко опознаваем.

 Вот пушкинский шедевр «Я  вас любил...». С первого взгляда мы можем сказать, что он пушкинский — такие эстетические свойства его стиля, как легкость, прозрачность, «неслыханная простота», по выражению Б. Пастернака, бросаются в глаза даже при первом чтении. Через восприятие пушкинского стиля мы проникаемся гармоническим мироощущением, составляющим важнейшую содержательную черту творчества Пушкина. Углубляясь в анализ, можно выявить более конкретные черты поэтики, свойственные Пушкину. Во-первых, обращает на себя внимание краткость, малый объем и, как следствие, цельность переживания, причем отнюдь не простого по своей сути. Один из принципов пушкинской поэтики — даже о сложном говорить просто и коротко, художественно экономно. Далее поражает удивительная простота и даже бесхитростность в организации художественной речи: Пушкин не пользуется никакими изобразительно-выразительными средствами — нет ни сравнения, ни тропов, (если и есть метафора «любовь угасла», то общеязыковая, стершаяся — катахреза), стилистика номинативна, что и производит в конечном итоге впечатление легкости и простоты. Согласно этой стилевой доминанте центр тяжести в стихотворении переносится на эпитеты, которые, не уступая тропам в точности, более экономны художественно. Ритмико-интонационный строй тоже своеобразен: обращение к пятистопному ямбу вместо более привычного четырехстопного и наличие частых пиррихиев создают интонацию раздумчивую, спокойную, умиротворенную; внутреннее напряжение уже пережито, осталось позади, и даже темпоритмом своего послания лирический герой «не хочет печалить» любимую женщину. Интересны и не сразу заметны особенности построения изображенного мира: в стихотворении нет ни одной внешней, изобразительной детали — ни пейзажа, ни мира вещей, ни примет внешности. Лирический минимонолог представляет собой чистое выражение душевного состояния, переживания, что также создает ощущение легкости и простоты. Проста и композиция, представляющая собой спокойное, полого восходящее развитие темы к опорной точке в последней строке, которая звучит неожиданно (но в то же время логично) и поэтому естественно выполняет роль лирической кульминации. В композиции нет никаких приемов, усиливающих напряжение, — ни антитезы, ни монтажа; даже повтор мягок и ненавязчив. Композицию, как и темпоритм, можно охарактеризовать словами «спокойная», «умиротворенная». Все эти черты, вместе взятые, и создают исключительную цельность пушкинского стиля, выражающую такую же цельность лирического содержания.

Другая ступень стиля  – жанровый стиль. Существует стиль элегии, стиль оды, стиль жития, стиль буколического романа. Особенно жёстким этот стиль был в древнерусской литературе, где вообще не было  индивидуального стиля, а существовало только жанровое мышление. За жанром закреплялся определенный набор художественных средств, определенный лексикон. Древний писатель садился писать оду, воинскую повесть. Регламент жанра был строгим  и в классицизме, не допускалось смешение стилей. Нормативные правила сдерживали проявление индивидуального стиля. И только жанровое мышление новаторов было более гибким, выходившим за пределы норм. Такими писателями новаторами были автор «Слова о полку Игореве», Иван Грозный, Аввакум, а в 18 веке – Державин, Богданович.

Следующая ступень стиля  – стиль направления,  характеризующийся  определенным, общим для писателей одного направления углом зрения на идейные и литературные проблемы. Так, для романтизма характерен интерес к внутреннему миру обычного человека, особая чувствительность, обращение к эпистолярным жанрам, Для романтизма характерен интерес к проблемам личности, определенным жанрам – балладе, посланию, элегии, к экстремальным ситуациям, яркому, выразительному языку. При этом поэт должен обладать еще и индивидуальным стилем. Много общего у писателей одного направления и сходного пафоса – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, при этом имеются еще и стилевые отличия – едкий смех у последнего и смех сквозь слезы у первого.

Далее  следует ступень стиля исторического, или стиля эпохи. Весьма часты выражения «в стиле 20 века», «в стиле 18 века» - выражения, являющиеся общими понятиями культуры. Произведения, созданные в одну эпоху, несут в себе сходство. Наиболее общие признаки синхронных направлений дают понятие стиля эпохи. Так, например, для современной эпохи характерны ориентации на национальные мифологемы, обращение  к подсознательному.

Наконец, еще одна ступень – национальный стиль, явление, относящееся к культуре вообще, ко всем видам духовного творчества. Национальный стиль выявляет родовую, ментальную, характерную для данной нации специфику, черты психологического склада народа. Черты национального стиля выражены в конкретном произведении в большей или меньшей степени. У Пушкина и  Есенина в большей степени (поэтому о них говорят, что они  поэты, олицетворяющие Россию), у Мандельштама и Маяковского они выражены меньше.

Между ступенями стиля  нет непроходимых границ. Так, индивидуальный стиль может стать источником  формирования   типового стиля  – стиля  направления, даже национального  стиля. Элементы ушедшего стиля могут  быть творчески переосмыслены, возрождены в практике новых поэтов (классицизм – неоклассицизм).

Подражание какому-либо стилю носит название стилизации. Стилизовать – значит использовать арсенал внешних форм того или  иного стиля. Подражать можно  индивидуальному стилю, стилю жанра.

 

Глава 2. Категория  стиля в трактовках отечественных  литературоведов

 

В литературоведении  выдвинуто достаточное количество разнообразных теорий, каждая из которых  по-своему объясняет процессы художественного  творчества. Главным объектом пристального аналитического изучения для литературоведения, лингвистики, эстетики, искусствознания выступает конечный результат всякой творческой деятельности — эстетический объект, созерцаемый как целостный и завершенный [Хализев 1999, с. 16-18]. Именно категория стиля, связывающая объективную и субъективную стороны художественного произведения, позволяет объяснить его художественность, то есть целостность.

В отечественном литературоведении  представлен целый ряд работ, содержащих теоретическую разработку проблемы стиля. Исследования В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, А.Н. Соколова, Г.Н. Поспелова, А.В. Чичерина, Ю.И. Минералова, А.Б. Есина и др. составляют концептуально обоснованную теорию стиля и отвечают современным потребностям изучения художественной литературы. Для того чтобы получить первоначальное представление о современном уровне и основных проблемах изучения стиля в отечественном литературоведении, приведем ряд определений этой категории из теоретических работ.

«Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого» [Соколов 1968, с. 130].

«Литературный стиль <…> — целостное единство всех принципов художественной изобразительности и выразительности (предметной, композиционной, словесной), вполне соответствующее особенностям идейного содержания произведений, закономерно исторически возникающего в национальной литературе определенной эпохи ее развития и могущее повториться в творчестве одного или нескольких писателей того или иного течения» [Поспелов 1970, с. 123].

«Стиль — эстетическая общность всех сторон и элементов  произведения, обладающая определенной оригинальностью» [Есин 2001, стб. 1031].

Во всех предложенных определениях в качестве обязательной характеристики подчеркивается признак  единства, цельности. Вопрос о составе  этого единства, о границах стиля  в пределах произведения, решается неоднозначно. В литературоведении можно выделить две противоположные позиции на проблему границ стиля. Одни ученые (А.Н. Соколов, Г.Н. Поспелов, В.В. Курилов, М.М. Гиршман, А.Б. Есин и др.) видят в стиле свойство художественной формы, другие (Л. Тимофеев, Л. Новиченко и др.) включают в состав стиля содержание и форму литературных произведений.

Чаще всего придерживаются позиции, в соответствии с которой стиль является свойством художественной формы, а содержание не может входить в стиль, выступая по отношению к форме определяющей стороной.

Рассмотрим несколько  концепций (трактовок) стиля, предложенных отечественными литературоведами.

2.1. Концепция А.Н. Соколова

Так, А.Н. Соколов четко  разграничивает стилеообразующие факторы  и собственно «носители стиля», которые  «выражая закономерность стиля, <…> приобретают «стилевуюхарактерность» [Соколов  1968, с. 68]. К «носителям стиля» ученый относит: 1. Внешнюю, или языковую, форму (она один из важнейших носителей стиля). 2. Композицию. 3. Родовые и видовые формы. Поскольку форма произведений есть выражение художественного содержания, то факторами стиля в пределах произведения служат все стороны его содержания. Проблема типологии и состава художественного содержания разработана в литературоведении.

В концепции А.Н. Соколова «носители стиля» определяются множественными стилевыми факторами, образующими иерархическую структуру: ведущим стилеобразующим фактором является предметно-образное содержание, дальнейшее место в иерархии принадлежит художественному методу, заключают перечень родовая и видовая формы, они находятся в сложном отношении содержанием и методом произведения [Соколов 1968, с. 126]. С нахождением точек пересечения отдельных стилеообразующих факторов связывается в теории осознание стиля: определить их «равнодействующую» — «значит понять стиль данного художественного целого, точнее — понять художественный смысл стиля» [там же, с. 129]. Опираясь на предложенные теоретические посылки, ученый предлагает дефиницию стиля: «Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого» [там же, с. 130]. Стиль связывает воедино содержание с формой, выражаемое с выражением, становясь «смыслом формы». С этой позиции закономерно снимается проблема связи структуры текста со стилем. Стиль и структура художественного произведения — системы перекрещивающиеся, в основе которых различные принципы. Статика, устойчивость являются признаками структуры, в то время как для стиля характерна динамика, «эволюция». Стиль придает художественному целому «эстетический облик», целостность [там же, с. 91].

2.2. Концепция В.М. Жирмунского

В работе В.М. Жирмунского  «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» (1977) определяющим является понимание стиля как системы изобразительно - выразительных средств, подчиняющейся объединяющему принципу, художественному заданию произведения. Одним из существенных аспектов для стиля ученый считает его принципиальную возможность «эволюционировать».

Среди факторов, обусловливающих  стиль, отмечены: мироощущение эпохи, эстетические навыки и вкусы, художественное задание. «Эволюция стиля как системы  художественно-выразительных средств  и приемов тесно связана с  изменением общего художественного задания, эстетических навыков и вкусов, но также — всего мироощущения эпохи»,— пишет литературовед, указывая на зависимость стиля от этих факторов, однако в дефиницию стиля не вводит [Жирмунский 1977, с.38].

2.3. Концепция Г.Н. Поспелова

Г.Н. Поспелов в работе «Проблемы литературного стиля» (1970) расширяет систему стилеобразующих факторов. Ученый отмечает следующие факторы: 1. Тематика. 2. Проблематика. 3. Разновидности жанрового содержания. 4. Пафос. Главенствующая позиция в иерархии факторов принадлежит проблематике, определяющей другие стороны содержания. «Именно она (проблематикавытекает из идеологического «миросозерцания» писателей, из их общественных идеалов, определяя собой другие конкретные стороны содержания» [Поспелов 1970, с. 62]. Непосредственная связь «миросозерцания» и проблематики придает последней характер «неповторимости», «невоспроизводимости» за пределами определенной историко-литературной эпохи. Еще В.Г. Белинский, рассматривая эволюцию жанров, подчеркивал: «…если есть идеи времени, то есть и формы времени» [Белинский 1976, Т.1, с. 154]. При анализе произведения следует видеть в проблематике не только «конкретно-историческое», продиктованное временем, но и «вечное». В соответствии с предложенным делением проблематики, к «вечному» в концепции Г.Н. Поспелова мы можем отнести «разновидности жанрового содержания произведений», которые понимаются как «<…> некоторые общие, исторически повторяющиеся особенности проблематики» [Поспелов 1970, с. 65]. Ученый предлагает различать следующие разновидности: мифологическую, национально-историческую, нравоописательную («этологическую») и романическую.

Информация о работе Теория стиля, категория стиля в трактовнках отечественных лингвистов