Теория стиля, категория стиля в трактовнках отечественных лингвистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Стиль – это одно из самых традиционных и в то же время актуальных литературоведческих понятий.
Стиль – одна из проблематических, дискуссионных категорий литературоведения. В своей книге «Теория стиля» А.Н. Соколов пишет: «Что только не называют стилем!» Ему вторит В.В. Виноградов: «В области искусствоведения, литературоведения, лингвистики трудно найти термин более многозначный и неопределенный, чем стиль».

Содержание

Глава 1. Теория стиля ……………………………………………………..…. 3
Понимание стиля разными науками (искусствоведение, лингвистика, литературоведение) …………3
Определения стиля ………………………………………………………….. 4
Целостность стиля ………………………………………………………...… 8
Основные признаки стиля ………………………………………………….. 9
Ступени стиля …………………………………………………………...…. 10
Глава 2. Категория стиля в трактовках отечественных литературоведов …………………………………………………………..…… 13
2.1. Концепция А.Н. Соколова …………………………………………...……… 14
2.2. Концепция В.М. Жирмунского …………………...………………………… 16
2.3. Концепция Г.Н. Поспелова ……………………………………………….…. 16
2.4. Трактовка категория пафоса по В.И. Тюпа ………………………….…….. 17
2.5. Концепция М.М. Бахтина …………………………………………………… 17
2.6. Проблема художественного стиля по А.Ф. Лосеву ………………………... 19
2.7. Типология стилевых категорий …………...………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СТИЛЬ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

по  теории литературы

 

Стиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Глава 1. Теория стиля ……………………………………………………..…. 3

    1. Понимание стиля разными науками (искусствоведение, лингвистика, литературоведение) …………………………………………………………….….. 3
    2. Определения стиля ………………………………………………………….. 4
    3. Целостность стиля ………………………………………………………...… 8
    4. Основные признаки стиля ………………………………………………….. 9
    5. Ступени стиля …………………………………………………………...…. 10

 

Глава 2. Категория  стиля в трактовках отечественных литературоведов …………………………………………………………..…… 13

2.1. Концепция А.Н. Соколова …………………………………………...……… 14

2.2. Концепция В.М. Жирмунского …………………...………………………… 16

2.3. Концепция Г.Н. Поспелова ……………………………………………….…. 16

2.4. Трактовка категория пафоса по  В.И. Тюпа ………………………….…….. 17

2.5. Концепция М.М. Бахтина …………………………………………………… 17

2.6. Проблема художественного стиля по А.Ф. Лосеву ………………………... 19

2.7. Типология стилевых категорий …………...………………………………… 19

 

Литература  …………………………………………………………..……...…21 
Глава 1. Теория стиля

 

Стиль – это одно из самых традиционных и в то же время актуальных литературоведческих понятий.

Стиль – одна из проблематических, дискуссионных категорий литературоведения. В своей книге «Теория стиля» А.Н. Соколов пишет: «Что только не называют стилем!» Ему вторит В.В. Виноградов: «В области искусствоведения, литературоведения, лингвистики трудно найти термин более многозначный и неопределенный, чем стиль».

Категория «стиля» начала осваиваться еще в античности. Само слово  греческого происхождения, по-гречески означало «палочка для  письма». В античности  термин «стиль» употреблялся в значении «почерк, особенности письма». Много говорилось о стиле в одну из самых литературных эпох, когда были разработаны многие литературоведческие категории, - в эпоху классицизм: термин стиль использовали для характеристики изобразительно-выразительных возможностей того или иного вида речи (теория 3 стилей Ломоносова).

    1. Понимание стиля разными науками (искусствоведение, лингвистика, литературоведение)

В 1764 году в труде И. Винкельмана «История искусства  древности» было впервые обосновано искусствоведческое понимание С., а на границе 19 и 20 веков это понятие становится одним из центральных в литературоведении и культурологии.

Словом «стиль» оперирует и лингвистика, филологическая наука, тесно связанная с литературоведением, но имеющая свой предмет. В языкознании  под стилем понимается функциональная разновидность речи, выделяемая в зависимости от экстралингвистических (внешних) факторов: от сферы и цели общения, адресата и от лингвистических (внутренних) факторов: от типа речи. Лингвистическое определение стиля: «Стиль – это разновидность речи, обусловленная разными сторонами жизни общества». В лингвистике выделяют деловой, научный, публицистический, разговорный и художественный стили.

Слово «стиль» встречается  и в обиходной речи в значении «приём, подход, образ жизни, манера, метод работы»: весьма часты выражения «стиль поведения», «стиль общения», «стиль жизни», «стиль одежды» и т. д.

В литературоведении  термин «стиль» имеет множество  аспектов и толкований. Дискуссионным до сих пор остается вопрос о том, что считать предметом стиля: только то, что относится к зоне языка, или то, что относится к сфере содержания, иначе говоря, где  проявляет себя С. – в категории формы или и в категории содержания тоже. Часть литературоведов  понимают С. как совокупность формальных моментов (к форме относятся жанр, композиция, язык). Так, формалисты считали, что литературна только форма, и С. – одна из важнейших ее категорий. Другая часть литературоведов считает, что С. – это не только категория формы, но и содержания тоже. С. проявляет себя в теме, в предметной стороне произведения, он определяется  интересом к определенным сюжетам, конфликтам, пафосу. У писателя есть свой тип героя, своя концепция мира. Так, в стиле Достоевского – интерес к детективной фабуле, насыщенность  действия перипетиями, внимание к теме «маленького человека», к теме города, к теме обезбоженного сознания, в образной системе он тяготеет к излюбленному им типу героя-интеллектуала, «сверхчеловека», выстраивая систему  двойников и антиподов, к трагическому пафосу. Для языковой манеры Достоевского характерны экспрессивность, страстность, монологический и диалогический принцип построения повествования. По этим стилевым признакам  можно «опознать»  писателя. Для Гончарова характерен интерес к бытовой стороне жизни, к изображению конфликта «созерцательного»  типа героя с практиком, а в области формы – плавность, эпичность, описательность, детальность в стиле Гомера. Тургенев любит обращаться к образу нового человека, к особому типу женщины, названному впоследствии «тургеневской». Круг тем, проблем, конфликтов представляет творческое лицо писателя.

    1. Определения стиля

Существует около 40 определений  стиля. Вот некоторые из них:

М.М. Бахтин: «Стиль – это реализация творческого метода в конкретно-исторических условиях, требующая  определенного единства приемов оформления и создания текста, обработки материала». Бахтин указывает на связь метода и стиля. Стиль – это конкретное проявления творческого метода, а метод, напомним, это общие установки познания действительности, отбор ее явлений.

«Стиль - это такое состояние текста, которое рассматривается либо как отклонение от нормы, либо как результат выбора определённых способов из возможных способов создания текста» Данное определение  указывает на обязательное условие оригинальности текста.

Определение, данное в  ЛЭСе (1987): «Стиль – это устойчивая общность образной системы, средств  художественной выразительности, принципов  построения произведения, способов изображения, проявляющаяся в склонности к определенному кругу тем, идей, проблем, конфликтов, характеризующих своеобразие писателя, направления, метода, эпохи».

«Стиль – это единство – основных идейно - художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателей, направлений».

«Стиль – это система  языковых средств и художественных приемов, характерных для отдельного произведения или всего творчества писателя или направления.

В данных определениях  стиль включает в себя содержательные категории.  В определении В.В. Виноградова под стилем подразумевается только словесная, языковая сущность стиля: «Стиль – это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения».

 В определении А.Б. Есина также озвучены только формальные признаки стиля: «Стиль - это эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность».

Для понимания С. существенно  то, что нашло выражение во всех формулировках: стиль – явление глубоко оригинальное. Стиль возникает там, где мы, с одной стороны,  чувствуем типовые, повторяющиеся внутренние закономерности в сфере композиции, выбора художественных средств, определенных тем, конфликтов и пр. Иначе говоря, само представление о стилевой форме – это результат обобщения некоторых характерных признаков, повторяющихся в нескольких произведениях. Так, в произведениях классицизма повторялся конфликт между долгом и чувством, ставший типовым, в произведениях  Тургенева рисовался портрет «тургеневской девушки», черты которой получали в каждом произведении более чёткие контуры. С другой стороны, С. существует там, где проявляется неповторимое, индивидуальное, глубоко оригинальное. Стиль ощущается, когда у писателя есть что-то своё, особенное. Таким образом, С. включает и типовые и индивидуальные формы. Он возникает на основе опыта, собственного, практического и опыта уже существующего в практике других писателей. Но в этот опыт обязательно привносится своё.. В свою очередь, индивидуальный С. может стать источником новых типовых форм стиля – стиля направлений, школ. Например, некрасовский стиль повторился в опыте поэтов некрасовской школы, стал типовым. Типовой стиль перерастает в национальный, ибо он несёт в себе обобщение.

 Стиль представляет собой  эстетическую, а следовательно, оценочную  категорию. Когда мы говорим,  что произведение обладает стилем, мы подразумеваем, что в нем  художественная форма достигла  известного эстетического совершенства. В этом смысле, С. противопоставлен, с одной стороны, бесстильности (отсутствию всякого эстетического значения, эстетической невыразительности художественной формы), а с другой – эпигонской стилизации (простое повторение уже найденных художественных эффектов).

Эстетическое воздействие художественного  произведения на читателя обусловлено  наличием стиля. Как всякое эстетически  значимое явление, стиль может вызывать эстетическую полемику; говоря проще, стиль может нравиться или  не нравиться. Этот процесс происходит на уровне первичного читательского восприятия. Эстетическая оценка определяется как объективными свойствами С., так и особенностями воспринимающего сознания – реципиента, которые, в свою очередь, обусловлены самыми разными факторами: психологическими и даже биологическими свойствами личности, воспитанием, предшествующим эстетическим опытом и т.п. Вследствие этого различные свойства стиля возбуждают в читателе либо положительную, либо отрицательную эстетическую эмоцию: кому-то нравится стиль гармонический и не нравится дисгармония, кто-то предпочитает яркость и красочность, а кто-то — спокойную сдержанность, кому-то нравится в стиле простота и прозрачность, кому-то наоборот, сложность и даже запутанность. Подобного рода эстетические оценки на уровне первичного восприятия естественны и законны, но для постижения стиля недостаточны. Надо учитывать, что любой стиль, независимо от того, нравится он нам или нет, обладает объективной эстетической значимостью. Научное постижение стиля и призвано в первую очередь эту значимость раскрыть, выявить; показать неповторимую красоту самых разных стилей. Развитое эстетическое сознание отличается от неразвитого в первую очередь тем, что способно оценить красоту и прелесть возможно большего числа эстетических явлений (что, разумеется, не исключает наличия индивидуальных стилевых предпочтений).

С. связан с мировоззрением. Новый  С. появляется у Гёте, Шиллера, когда  они переходят к романтизму. Стиль  – явление динамичное, меняющееся. Романтика Пушкина характеризует  яркий, образный, «романтический» язык, Пушкин-прозаик, реалист пишет иначе, освобождая прозу от всякой экспрессии.

С. есть выражение эстетической целостности  произведения. Это предполагает подчинение всех элементов формы единой закономерности, наличие организующего принципа С., который пронизывает всю структуру формы. Так, в «Войне и мире» стилевым принципом становится антитеза, реализующаяся в каждой клеточке произведения и воплощающаяся в парности образов – духовного и телесного, войны и мира, русских и французов, Москвы и Петербурга, Наташи и Элен,  Кутузова и Наполеона. Другой стилевой принцип Толстого – внимание к телесной портретной детали (маленькие руки Андрея Болконского, лучистые глаза княжны Марьи).

Поскольку С. является не отдельным, локализованным элементом, а как бы разлит во всей структуре формы, постольку каждая точка текста, каждый его фрагмент несёт отпечаток целого. Благодаря этому С. опознается по отдельному эпизоду: опытному читателю, хорошо знакомому с тем или иным автором, достаточно прочитать небольшой отрывок, чтобы определить автора. Стиль узнаваем и может быть воспроизведен на основе подражаний, стилизаций, пародий.

    1. Целостность стиля

Целостность С. с наибольшей отчетливостью проявляется в  системе стилевых доминант, с выделения  и анализа которых следует начинать анализ С. Стилевая доминанта – это наиболее яркий стилевой признак, характеристики, определяющие художественное своеобразие, неповторимость данного произведения или направления. Стилевыми доминантами становятся наиболее общие свойства формы: в области изображенного мира это сюжетность (внимание к событийности, фабульность), описательность, психологизм и др., в области речи -  монологизм и разноречие, стих и проза, номинативность  и риторичность, в области композиции - простой и сложный типы (точка зрения Есина). Так, доминантой «Мертвых душ» является описательность, поэтому все элементы подчинены этой доминанте – преобладает детализация вещного мира и портрета, психологизм сводится к минимуму, что характерно для описательности, ослаблена  сюжетность, характер образности – жизнеподобие, наблюдается повтор деталей – Гоголь ставил задачу создать образ многого, типического, воссоздать национальный характер, уклад. Стилевые доминанты Достоевского – сюжетность, психологизм, полифонизм. Стилевые доминанты Толстого – «диалектика души», антитеза. Существуют  языковые доминанты. Языковая доминанта стиля Толстого – длинная, с обилием эпитетов и подробностей фраза. Доминанта стиля критического реализма  - жизнеподобие, критицизм. Доминанта национального русского  стиля – широта, антиномия. Доминанта Пушкина – лаконизм, точность словоупотребления, неслыханная простота, номинативность, что производит впечатление легкости. Доминанта лермонтовского стиля -  напряженность, экспрессивность, риторичность. Одни писатели могут писать в одном стиле (Лесков, Чехов, Достоевский), другие обнаруживают разные стилевые тенденции (Горький, Пушкин).

Как и любая категория формы, С. – это содержательная категория. «Стиль, - писал А.Н. Соколов, - категория  не только эстетическая, но и идеологическая. Художественная закономерность С. основывается на закономерности идейной». Сами стилевые доминанты  возникают потому, что именно их требуют содержательные задачи. Так, принцип контраста в романе Толстого обусловлен стремлением противопоставить истинное и ложное. Появление описательности как доминанты стиля Гоголя объясняется тем, что автор ставил задачу нарисовать картину культурно-бытового уклада России. Психологизм и полифонизм Достоевского связан с проблематикой, которая предполагает поиск личностной истины с иными точками зрения на мир.

Информация о работе Теория стиля, категория стиля в трактовнках отечественных лингвистов