Теодор Драйзер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Реферат о Теодоре Драйзере и его творчестве.

Вложенные файлы: 1 файл

драйзер.docx

— 29.85 Кб (Скачать файл)

«Американская трагедия»  вышла в свет в середине двадцатых  годов, прошедшей под знаком пресловутого «процветания» — «просперити». Златоусты  американской пропаганды вещали на весь мир о наступлении в США  «золотого века».  «Разве все мы не стали богачами?»—спрашивал заглавием статьи журнал «Кольерс» и отвечал: «Беден только тот, кто хочет быть бедным или пострадал от несчастного случая или болезни, да и таких у нас имеется ничтожное количество». 

В эту пору безудержного словословия появилась книга Драйзера, рассказавшая правду о том, что скрывалось за фасадом показного благополучия. Она называлась сурово и просто «Американская трагедия». В ней Драйзер по-новому изобразил горести и печали жизни простого человека, которые ему всегда были близки. Впервые гибель человеческой личности в Америке предстала перед писателем-гуманистом как неотвратимый результат действия законов американского общества, как проявление глубочайшей национальной болезни, национального бедствия, национальной катастрофы США, как американская трагедия. Гуманизм Драйзера в «Американской трагедии» становится более активным и социально осознанным — недаром Драйзер назвал свой роман «своего рода классовым эпосом, в котором отражен классовый антагонизм, охватывающий в наши дни весь мир». 

Сюжет, который лег  в основу романа «Американская трагедия», заинтересовал Драйзера в самом  начале его литературной деятельности, вскоре после опубликования романа «Сестра Керри». Тогда он работал над романом «Повеса», сюжет которого в некоторых моментах совпадал с «Американской трагедией». Непосредственно созданию «Американской трагедии» Драйзер посвятил почти пять лет — с 1920 по 1925 год. Замыслом «Американской трагедии», по словам Драйзера, было «не морализировать — боже, сохрани,— а дать, если возможно, фон и психологию действительности, которые если не оправдывают, то в какой-то мере объясняют, как происходят такие убийства, а они случаются в Америке поразительно часто и так давно, сколько я себя помню» 

В основу романа Драйзер  положил историю убийства в 1906 году Честером Джиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в свое время получил широкую огласку, и в «Американской трагедии» использовапы документы и факты, сообщавшиеся в газетах того времени. 

Драйзер полемически  направил свое произведение против апологетических  бульварных романов, которые заполняли  американский книжный рынок. В подобных книгах описывалась обычно история  бедного юноши, который разбогател, женившись на девушке из состоятельной  семьи. Такого рода романы внушали ложные идеи о возможности для каждого  американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению. 

Драйзер, строя сюжет  романа на тех же мотивах, развенчал  эту идею погони за легким счастьем и создал подлинную панораму американского  общества. О своем стремлении к  всестороннему охвату действительности писал сам Драйзер в апреле 1927 года: «Я долго раздумывал над  этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает все  стороны нашей национальной жизни  — политику, общество, религию, бизнес, секс,— это была история, столь обычная для любого парня, выросшего в небольшом городе Америки. Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность перед ней» 2. Поклонение культу доллара привело к трагической гибели героев романа, двух молодых людей — Роберты Олден и Клайда Грифитса.  
 

«Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Трилогия желания», «Гений»- каждый из романов по-своему раскрывал бесчеловечность буржуазного общества. В «Американской .трагедии» Драйзер показал систему, губящую человека, и в этом, проявляются решительные сдвиги в. мироощущении Драйзера в начале 20-х годов. Гуманизм его в «Американской трагедии» становится более активным и социально осознанным. Драйзер назвал роман «своего рода классовым эпосом, в котором отражен классовый антагонизм, охватывающий в наши дни весь мир».

В основу романа писатель положил историю убийства в 1906 году Честером Джиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в свое время получил широкую огласку, и в «Американской трагедии» использованы документы и факты, сообщавшиеся в газетах. Драйзер полемически направил свое произведение против определенного типа романов, распространенных в США: там описывалась обычно история бедного юноши, который разбогател, женившись на девушке из состоятельной семьи. Такого рода романы внушали мысль о возможности для каждого американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению. Это был один из наиболее распространенных видов апологетической буржуазной литературы.  В «Американской трагедии», строя сюжет романа на тех же стремлениях бедного юноши Клайда Гриффитса, Драйзер не только развенчал эту идею погони за легким счастьем, но и вскрыл порочность системы, порождающей у молодежи стремление разбогатеть во что бы то ни стало. У Клайда нет таланта Витлы или Керри, нет изворотливости и силы Каупервуда, нет душевной красоты и чистоты Дженни. У него нет талантов, но нет и никаких врожденных пороков или дефектов. Клайд прежде всего обычный американец. Это и губит Клайда. Все его достоинства и недостатки присущи не только ему, они типичны для США. «Как всякий средний молодой американец, с типично американским взглядом на жизнь» - так начинает Драйзер характеристику Клайда. Судьба героя трагична именно потому, что он усваивает законы буржуазной Америки и по мере сил и возможностей следует им. Повинуясь и следуя этим законам, Клайд тем не менее гибнет, оттого страшнее его трагедия. Трагедия простого американца, растлеваемого самой стяжательской в мире капиталистической системой, это и есть американская трагедия.  «Американская трагедия» выделяется среди романов Драйзера глубиной и всесторонностью охвата явлений. Если в прежних романах писатель использовал в качестве эскизов ранние свои рассказы, очерки, зарисовки, то для «Американской трагедии» такими эскизами были сами эти романы. Трудное детство и юность Клайда напоминают о первых главах «Гения», посвященных мытарствам юного Витлы; образы богатых Гриффитсов заставляют вспомнить о «Трилогии желания»; родители Клайда и родители Роберты вызывают в памяти образы отца и матери Дженни Герхардт. Не в этом, однако, самое существенное; главное состоит в том, что «Американская трагедия» систематически вбирает в себя те глубокие гуманистические чувства и мысли, которыми были проникнуты предыдущие романы Драйзера,- ощущение трагизма жизни простого американца, воплощенное в судьбах Герствуда и Дженни Герхардт; осуждение духа стяжательства, составляющее пафос «Трилогии желания»; наконец, отстаивание в «Гении» принципов реалистического искусства, призывающего писателя изображать и те стороны жизни, которые «вследствие своей обыденности и будничности считаются темой, недостойной художника».  Существенно новым шагом в развитии Драйзера-романиста было пристальное внимание к психологии своего героя. С той же скрупулезностью, которая была характерна для изображения пейзажа, портрета, для обрисовки деталей, Драйзер передает и анализирует душевные волнения и переживания. Чтобы точнее передать переживания Клайда в ожидании смертной казни, писатель специально посетил тюрьму, разговаривал с приговоренными к смерти. В «Американской трагедии» Драйзер часто использует внутренний монолог, особенно для воспроизведения смятенного состояния духа Клайда. Газетное сообщение наталкивает Клайда на мысль о возможности отделаться от Роберты - монолог передает всю сложную путаницу мыслей, смятение чувств и побуждений Клайда, загнанного и замученного, пытающегося выкарабкаться из глубокой пропасти, в которую его увлекают мысли об убийстве. Пристальное рассмотрение психологии Клайда неразрывно связано с установлением социальных причин тех потрясений, которые он переживает. В этом обостренном внимании Драйзера к перипетиям внутреннего мира Клайда выявляется стремление писателя раскрыть ответственность общества.

Времени написания  «Американской трагедии» (1925) предшествовал  период дальнейшего обострения классовой  борьбы в CIIIA. B 1920 – 1921 годах разразился экономический кризис.

Наряду со стабилизацией  капитализма происходила и стабилизация Советского Союза. Укрепление антиимпериалистического  лагеря в США и являлось предпосылкой для создания писателем его крупнейшего  произведения — «Американской трагедии». Значение этого произведения было тем  более велико, что временная и  частичная стабилизация капитализма  означала «концентрацию всех сил  контрреволюции вокруг англо-американского  капитала». Сопоставляя социалистическую стабилизацию с капиталистической, Драйзер не мог не видеть, что  временная стабилизация капитализма  «есть стабилизация гнилая, выросшая на гнилой почве». О гнилости американского  империализма, о беспочвенности его  апологетов, воспевавших пресловутое  «процветание», и рассказал Драйзер  в своем новом романе, этом крупнейшем произведении американской реалистической литературы ХХ века.

Драйзер не только видит два мира — мир эксплуататоров и эксплуатируемых, но и ведет  борьбу против эксплуататоров с позиций  трудящихся и угнетенных масс. Драйзер  сам назвал «Американскую трагедию»  «своего рода классовым эпосом, в котором отражен современный, охватывающий весь мир, антагонизм».

В основу романа Драйзер  положил историю убийства в 1906 году Честером Дшиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в свое время получил широкую огласку, и в «Американской трагедии» использованы документы и факты, сообщавшиеся в газетах того времени.

Драйзер полемически  направил свое произведение против апологетических  бульварных романов, которые заполняли  американский книжный рынок. В подобных книгах описывалась обычно история  бедного юноши, который разбогател, женившись на девушке из состоятельной  семьи. Такого рода романы внушали ложные идеи о возможности для каждого  американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению.

Драйзер, строя сюжет  романа на тех же мотивах, развенчал  эту идею погони за легким счастьем и создал подлинную панораму американского  общества. О своем стремлении к  всестороннему охвату действительности писал сам Драйзер в апреле 1927 года: «Я долго раздумывал над  этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает все  стороны нашей национальной жизни  — политику, общество, религию, бизнес, секс,— это была история, столь  обычная для любого парня, выросшего  в небольшом городе Америки. Это  была исключительно правдивая история  о том, что жизнь делает с личностью  и как бессильна личность перед  ней». Поклонение культу доллара привело  к трагической гибели героев романа, двух молодых людей — Роберты  Олден и Клайда Грифитса.

Жизнь простого человека, человеческая личность в Америке  находится в суровой опасности  – била тревогу «Американская  трагедия». Центральный образ романа – Клайд Грифитс – существенно отличается от героев предыдущих романов писателя своей обыденностью, заурядностью, негероичностью.

Трагедия Клайда непохожа на трагедию других героев Драйзера. Его судьба трагично именно потому, что он усваивает законы буржуазной Америки и по мере своих сил  и возможностям следует им. В образе Клайда писатель акцентировал неустойчивость, податливость влияниям среды. Так раскрывается социальная обусловленность поведения  Клайда, который проникается стремлением  попасть в мир роскоши и  богатства. Эти мечтания определяют и его отношение к Роберте  Олден. Честолюбивый Клайд был словно под гипнозом: он женится на девушке из круга Грифитсов! Брак с богатой девушкой казался Клайду путем к исполнению его сокровенных желаний. Карьера для него дороже тех чувств, которые он испытывал к Роберте. Так создаются предпосылки для трагедии Клайда и Роберты.

В «Американской  трагедии» достигается та удивительная художественная цельность, которая  отличает истинные произведения искусства. И заглавие романа, и его композиция, и пейзаж, и авторские отступления, и логика развития характеров, и  их психология в «Американской трагедии»  раскрывают ответственность американского  буржуазного общества за трагедию Клайда Грифитса.

Первая книга  — экспозиция романа - посвящена  формированию характера Клайда, вторая — трагической гибели Роберты, третья — гибели Клайда. В основу сюжета положено развитие характера и личности Клайда в его взаимоотношении  с обществом. Клайда водит за нос  ветреная продавщица Гортензия Бригс. Развлечения в Канзас-Сити кончаются для Клайда печально,— во время возвращения с вечеринки автомобиль, в котором находились Клайд и его друзья, сбил девочку, а потом, когда напуганные молодые люди пытались скрыться от полиции, произошла автомобильная катастрофа. До смерти перепуганный Клайд бежит из Канзас-Сити. Так заканчивается юность Клайда, который, покинув родительский дом, вступает в самостоятельную жизнь.

Во второй книге  Клайд после мытарств и лишений, которые ему пришлось претерпеть во время странствий по различным  городам Америки, попадает под опеку  богатого дяди-фабриканта. Клайду кажется, что он может, наконец, сделать карьеру. На его пути оказывается Роберта  Олден, которая работает под его началом и зависит от него, и хотя Роберта отнюдь не относится к числу девушек нестрогих правил, Клайду удается достигнуть того, чего он не смог добиться от многоопытной Гортензии Бригс ни ухаживаниями, ни щедрыми подарками.

Клайд не собирался  жениться на Роберте с начала их знакомства. Встреча же с богатой  Сондрой Финчли внушила Клайду мысль о возможно-сти вступить в столь желанный для него мир, и заставила искать пути отделаться от мешавшей ему Роберты. Подчеркивая расчетливость Клайда, Драйзер отмечает, что «Роберта больше нравилась ему. Если отношение Клайда к Роберте диктовала страсть, то к Сондре его влекли расчет, мысль о богатстве, преклонение перед тем, что он считал высшим светом. Страсть к Роберте была убита страстью выбиться в мир богатых.

Драйзер подчеркивает сходство характеров Клайда и Роберты. Клайд и Роберта не опытны в  житейских делах, даже инфантильны. «Клайд по своему, характеру,— отмечает Драйзер,— неспособен был когда-либо стать вполне взрослым человеком». Их отношения заканчиваются трагической  гибелью Роберты.

Драйзер не стремится  превратить Клайда в законченного злодея, негодяя, убийцу и вместе с тем  не оправдывает его. Oн хочет показать истинных виновников смерти Роберты, показать степень морального падения Клайда, который, впитывая индивидуалистический дух. американского буржуазного общества, становится преступником, еще не совершив преступления. Ведь Клайд понимает, что если он избавится от Роберты, утопив ее в озере, то превратится в убийцу. Он колеблется, размышляя о возможных последствиях своего поступка. В Клайде Грифитсе происходит внутренняя борьба, свидетельствующая о его душевном смятении. И Драйзер выносит приговор не столько Клайду, сколько тем, кто морально подготовил его к преступлению.

Из описания гибели Роберты нельзя сделать вывод, что  юридически Клайд совершил убийство, или установить степень его вины. О том, насколько запутаны события  на озере Большой Выпи, говорил  известный американский юрист Кларенс Дарроу, заявивший, что вину Клайда определить невозможно. В американских юридических школах специально изучалось убийство Роберты как трудный случай в правовой практике. Клайд виновен в гибели Роберты, и в то же время он не убивал ее сам,— на этом строится дальнейшее развитие сюжета «Американской трагедии». Размышления Клайда передают его внутреннее смятение и страхи, укоры совести. Анализ мыслей и поступков Клайда делают особенно очевидной неправильность и предвзятость решений, принятых судом, который рассматривал дело Клайда Грифитса. Описание событий на озере — кульминационный пункт романа. Над сценой на озере Большой Выпи Драйзер работал особенно упорно.

В третьей, заключительной, книге идет судебное разбирательство  дела Клайда. Вновь проходят перед  читателем обстоятельства, при которых  было совершено преступление. Вновь  устанавливается виновность общества, но американское правосудие выносит  приговор Клайду, вину которого трудно установить и доказать. То общество, которое толкнуло Клайда на преступление, посадило его на электрический стул.

Информация о работе Теодор Драйзер