Творческий путь М. А. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:40, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - исследование особенностей осмысления проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».
Данной целью определяется решение следующих конкретных задач:
проследить соотношение вечных ценностей в романе;
соотнести творческую работу М. Булгакова над произведением с исторической эпохой;
раскрыть художественное воплощение проблемы добра и зла через образы героев романа.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение - копия.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

Иешуа Га-Ноцри — обычный человек, довольно слабый физически. Вместе с тем, это индивидуальность, человек высокого духа. Он свободен от власти патриархальной традиции, неважно, кто его родители, важно, что он — личность. Иешуа человек мысли, независимый от сословных и религиозных догм, он живет «своим умом». Он уверен в возможности человека изменить себя к лучшему, а следовательно, изменить к лучшему окружающий мир.

С точки зрения Булгакова, добро обретает свою истинную силу лишь при соблюдении некоторых условий. И условия эти нелегки.

Во-первых, добро не может  опираться на насилие, ведь насилие  — это обычный инструмент зла. Добро располагает собственным  оружием: доброжелательностью, готовностью  и желанием понять другого. За этим идут искренность, участие, отзывчивость, гибкость... Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру. Во-вторых, добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора. В-третьих, добро — это труд и творчество, обращенные на благо людей. И, наконец, это величайшая нравственная стойкость, твердость в защите своей идеи, самоотверженность, воля.

Только все это, вместе взятое, есть оружие добра. Поэтому  добрым быть очень трудно. Добро  легко заменить подделкой, что нередко  и происходит. Но если оно все  же есть в человеческой личности —  оно всесильно. Ведь Иешуа — «бродяга», «слабый человек» — сумел перевернуть жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Иудеи. Он оказал воздействие и на других людей, с которыми встречался (в романе упоминаются Иуда из Кириафа, Левий Матвей).

Зло, по мнению Булгакова, —  это темные стихийные страсти, не вытесненные и не усмиренные человеческим началом. Зло — это проявление дочеловеческих атавизмов. Поэтому в определение «человека» зло Булгаковым не включается. Человек начинается там, где кончается зло. В романе Булгакова зло воплощается в образах «нечистой силы» (Воланд и его свита) и в ее «достижениях» (бал у Сатаны). В соответствии с философским замыслом романа автор идет дальше, показывая глубинный источник зла. Зло — это доисторический хаос первородного космоса. Добро — это обретенная миллионами лет развития способность человека познать себя и управлять собой.

Булгаков считал проблему Добра и Зла особенно важной. Ведь современная ему жизнь стала  одним из важнейших и острейших  моментов во всемирной истории человечества. С точки зрения масштабности перемен  в обществе современному человеку жить трудно. Но тысячелетия истории не должны пройти для него даром. У человека сегодняшнего есть великое благо  — сознание, знание, исторический опыт, память. И, по мнению Булгакова, человек  обязан продолжить традицию очеловечивания стихийных сил в себе и в  окружающем мире. Вот почему Добро  должно в конечном счете победить Зло.


Информация о работе Творческий путь М. А. Булгакова