Твоорчество Шекспира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 10:12, реферат

Краткое описание

Время, когда формировался художественный гений Шекспира и возникали его ран-ние произведения, является последней стадией того могучего умственного движения, ох-ватившего все страны Европы и называемого Возрождением. Это была эпоха освобожде-ния человеческого ума и чувства от ограниченности средневекового мировоззрения с его преклонением перед церковным авторитетом, эпоха гуманизма, эпоха переоценки всех ценностей и нового разрешения всех моральных, общественных, философских вопросов. Передовые люди Возрождения — художники, ученые и мыслители, называемые гумани-стами, — кладут в основу своего исследования мира, своих суждений по всем вопросам здравый смысл, разум и прямое наблюдение фактов, опыт.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Периодизация творчества В. Шекспира 4
Глава 2. Драматургия 5
2.1 Трагедии 5
2.2 Комедии 11
2.3 Хроники 16
Глава 3. Поэзия 20
Заключение 22
Список используемой литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Творество Вильяма Шекспира.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Время, когда формировался художественный гений Шекспира и возникали его  ранние произведения, является последней стадией того могучего умственного движения, охватившего все страны Европы и называемого Возрождением. Это была эпоха освобождения человеческого ума и чувства от ограниченности средневекового мировоззрения с его преклонением перед церковным авторитетом, эпоха гуманизма, эпоха переоценки всех ценностей и нового разрешения всех моральных, общественных, философских вопросов. Передовые люди Возрождения — художники, ученые и мыслители, называемые гуманистами, — кладут в основу своего исследования мира, своих суждений по всем вопросам здравый смысл, разум и прямое наблюдение фактов, опыт. Они используют при этом плодотворные идеи и действительные знания, добытые греками и римлянами, культура которых в общем гораздо более широкая, свободная и реалистическая, чем культура средневековая, служила нередко образцом и доставляла аргументы гуманистам в их борьбе против средневекового мировоззрения.

Время появления Шекспира не случайно. Ни один гений не может возникнуть ниоткуда. В Европе подходила к концу одна из наиболее ярких и богатых на шедевры мирового искусства эпох — Ренессанс. В творчестве Шекспира отразились все гуманистические ценности, проповедуемые Ренессансом. В его произведениях выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человек представляется, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта«), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Наследие Шекспира довольно велико. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и исполняются чаще, чем произведения других драматургов. В 1623 году два друга Шекспира, Джон Хеминг и Генри Конделл (работавшие в шекспировской труппе), опубликовали первое фолио — первое собрания пьес Вильяма Шекспира, под заглавием: «Мистера Вильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов». В эту книгу вошли тридцать шесть пьес Шекспира (кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей»). Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую. В. Г. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени». Нет возможности остановиться на всех творениях Шекспира, но в своей работе я попытаюсь дать характеристику наиболее значительным произведениям В. Шекспира.

Глава 1: Периодизация творчества В. Шекспира

В творчестве В. Шекспира литературоведы выделяют традиционно 3 периода. Хотя эти деления условны, но, они продиктованные внутренним развитием художественной мысли гениального представителя ренессансного искусства, они чутко следуют за изменениями в мироощущениях гуманистов.

В первый период (1591−1601) были созданы  поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция», сонеты и почти все исторические хроники, за исключением «Генриха VIII» (1613); три трагедии: «Тит Адроник», «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Наиболее характерным для этого периода явилась веселая светлая комедия («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего» и др.). Некоторые исследователи разделяют первый период творчества В. Шекспира на два. В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была откорректирована Дж. Макмануэем. Согласно этому делению первый период (1590—1594) включает в себя хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы; а второй период (1594—1600) — ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты.

«Он вступил на свой творческий путь под ярким солнцем Ренессанса»1, — пишет о Шекспире М. Морозов. Веселье искромётных, полных любви к живому человеку комедий, бодрый призыв к борьбе и вера в конечную победу в хрониках, где показано, каким трудным путём Англия пришла к могуществу и процветанию времён Елизаветы составляют основные мотивы произведений первого периода (1590–1601).

Однако на рубеже XVI–XVII вв., уже в середине творческого пути, у драматурга оформляется трагическое мироощущение. Большинство критиков, литературоведов, исследователей отмечают, что оформление такого мироощущения происходит «как бы мгновенно»; «этот резкий переход от жизнерадостного патриотизма в «Генрихе IV» и «Генрихе VI», от сравнительной беззаботности его тогдашних комедий к более мрачным взглядам, нарастающему ощущению социальной несправедливости» — такую характеристику даёт английский автор монографии о Шекспире А. Л. Мортон; «Мысль Шекспира приобретает особую остроту, и он становится суровым судьей своей эпохи»2, — пишет А. Смирнов. Второй период творчества определяется хронологическими рамками 1601–1608 годов и, кроме трагедий «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1605), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Тимон Афонский» (1608), включает в себя только 2 комедии, которые по своей весёлости уступают комедиям 1-го периода.

К третьему периоду (1608−1612) относятся  трагикомедии «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», в которых проявляются фантастика и аллегоризм. Профессор А. Смирнов отмечает, что «после серии великих трагедий, насыщенных борьбой, полных кипения мысли и страстей, в его творчестве…наблюдается успокоение…усталость и разочарование, объясняемые резким спадом ренессанских настроений и крушением гуманистических идеалов…»3.

В последний период творчества Шекспир остается верен идеалам гуманизма, хотя иллюзий относительно гуманизма нового капиталистического уклада у него уже не было. Не найдя воплощения в жизни, идеалы гуманизма в творческой фантазии Шекспира обрели форму мечты о будущем, о прекрасном новом мире. Эта мечта, при отсутствии возможности реализации ее в действительности, воплощалась в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода.

Глава 2. Драматургия

2.1 Трагедии

«Первое фолио именует трагедиями одиннадцать пьес Шекспира (в порядке публикации): «Кориолан», «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», «Тимон Афинский», «Юлий Цезарь», «Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Антоний и Клеопатра», «Цимбелин». Сегодня последнюю пьесу причисляют к комедиям или романтическим трагикомедиям. Пьеса «Троил и Крессида», которую теперь относят к комедиям или «проблемным» пьесам, одно время также считалась трагедией, но затем ее жанр определили как нечто среднее между исторической пьесой и трагедией»4.

Для трагедий Шекспира характерно глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий своего времени. В драматургии Шекспира удивительно правдиво отражены социально-политические конфликты эпохи Возрождения. Глубочайшие изменения в жизни, вязанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму шел новый буржуазный строй, − вот основа трагического у Шекспира. Историзм Шекспира − в постижении главных тенденций реальной борьбы, развертывающейся между старым и новым, в раскрытии трагического смысла социальных отношений того времени. При всем своем наивно-политическом взгляде на мир Шекспир сумел показать значение народа в жизни общества.

Трагический герой Шекспира активен и способен к моральному выбору. Он ощущает ответственность за свои действия. Если обстоятельства, общество противоречат идеалам нравственности и нарушают их, то моральный выбор героя − в борьбе против обстоятельств, в непримиримости ко злу, даже если это ведет к его собственной гибели.

В ранний период, в окружении исторических хроник и комедий, в которых мир еще озарен теплым солнечным светом, явилась трагедия «Ромео и Джульетта» (1595). Сюжет этой комедии был широко распространен в итальянской новеллистике эпохи Возрождения. Особенно известна была новелла М. Банделло «Ромео и Джульетта. Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных» (1554). В Англии популярный сюжет был обработан Артуром Бруком в поэме «Трагическая история Ромеуса и Джульетты» (1562). Шекспир был далеко не первым, обработавшим данный сюжет. Но он первый сумел сделать из него значительное художественное произведение.

Сюжет «Ромео и Джульетты» уводит нас своими корнями к старинной итальянской народной легенде, согласно которой события, описанные Шекспиром, будто бы действительно имели место в начале XIV века, когда небольшим городом северо-восточной Италии Вероной правил Бартоломео делла Скала (отсюда шекспировский Эскал). Одна из тем шекспировской трагедии — обличение старого феодального мира, его жестокого, бессердечного отношения к живому человеческому чувству, и нескончаемых междоусобных распрей (в «Ромео и Джульетте» никто даже не упоминает о причине распри, о ней, по-видимому, давно забыли; вероятно, это старинная кровная месть). Наиболее значительными представителями этого мира являются надменная леди Капулетти и ее племянник, мрачный Тибальд, всегда готовые раздуть пламя вражды двух родов. Эта распря делает жизнь в Вероне невыносимой. Стоит возникнуть уличной драке между слугами, как начинается кровопролитие. Противником этой распри является Эскал.

«Ромео и Джульетта» прославляет верность чувства. К прославлению верности Шекспир возвращался неоднократно: и в сонетах; и в «Отелло», в образе Дездемоны; и в «Короле Лире», где верными Лиру, несмотря ни на что, остаются Корделия, Кент и шут и где Эдгар не покидает в несчастье своего отца; и в «Гамлете», где так тепло описана дружба Гамлета и Горацио.

 «Образы Ромео и Джульетты показаны Шекспиром не статично, как средневековые фрески, но в живом развитии. Джульетта в начале трагедии — девочка, покорная воле леди Капулетти. Но, полюбив Ромео, Джульетта, которую Шекспир наделил не только большим сердцем, но и большим умом, начинает размышлять над жизнью. <…> Джульетте с детства внушали убеждение, что родовое, наследственное имя и наследственный титул обладают безусловной реальностью. На этом убеждении зиждилось сознание верхов феодального общества. Шекспировская Джульетта усомнилась в реальности имени («Что значит имя?»), и ее «заветные мечты», которыми она ни с кем поделиться не смеет, оказываются близкими мыслям передовых людей - гуманистов эпохи Шекспира»5. Менее сложен Ромео. Он пылок, смел, умен, добр, готов забыть о старой вражде, но ради друга вступает в поединок. Смерть предпочитает жизни без возлюбленной.

 «По мнению Пушкина, после Джульетты и Ромео «Меркуцио — образец молодого кавалера того времени, — изысканный, привязчивый, благородный Меркуцио есть замечательнейшее лицо изо всей трагедии». <…> Содержателен образ отца Лоренцо, этого гуманиста-мыслителя в монашеской рясе. Сочными красками написаны образы кормилицы и ленивых, неуклюжих слуг — образы, напоминающие живопись фламандских мастеров»6. Они — типичные представители многолюдной челяди богатых дворянских домов эпохи Шекспира.

 К 1600 году в творчестве Шекспира словно сгущаются грозовые тучи. Наступает второй период его творчества, отмеченный прежде всего созданием четырех великих трагедий: «Гамлета» (1601), «Отелло» (1604), «Короля Лира» (1605) и «Макбета» (1606). Поэт стал проницательнее наблюдать жизнь, глубже раскрывать и беспощаднее разоблачать чудовищные противоречия окружающей его действительности.

Переход к трагическим  сюжетам был в те годы уделом не одного Шекспира, но и многих современных  ему драматургов. На английской сцене  в большом числе появились  мрачные, как бы «встревоженные» трагедии, в которых мы часто встречаем протестующего героя - жертву несправедливости, горько осуждающего царящий вокруг порок и взывающего к отмщению. Во всех этих пьесах отразилась сумрачная, тревожная атмосфера тех лет.

В 1601 году появился шекспировский «Гамлет». Об этой трагедии написано огромное количество книг и статей, выдвинуто множество теорий, пытающихся объяснить характер Гамлета и его поступки. В этой работе отражен взгляд отечественного шекспироведа Морозова М. М. на одну из величайших пьес английского драматурга. Шекспировское время породило гуманистов-мыслителей, которые, видя окружающую ложь и неправду и мечтая о других, справедливых человеческих отношениях, вместе с тем остро чувствовали свое бессилие. Томас Мор поместил свое идеальное государство на неведомом острове, но не указал и не мог указать пути к этому острову. Он назвал его Утопией, что на греческом языке значит: «земля, которой нет». «Весь мир - тюрьма», - писал Мор. Те же слова повторяет шекспировский Гамлет. Мы уже упоминали о том, что Гамлет называет человека «красой вселенной, венцом всего живущего». Но вокруг себя в королевском замке он видит людей грубых и закоснелых в своем тупом самодовольстве. «Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает глаза Гамлету на преступность окружающего его мира. Он постоянно возвращается к мысли о том, что все вокруг торопит его ускорить месть. Свою личную месть Гамлет выполняет, убив Клавдия. Но большая задача, которую сам Гамлет лишь смутно осознает - преобразование действительности, - остается для него непосильной. Он не видит пути к этому преобразованию, как не видели этого пути и Шекспир и другие гуманисты той эпохи. И причина тут заключалась, конечно, не в субъективных их качествах, но в объективно неизбежной и не зависящей от них исторической ограниченности их сознания как людей XVI века. Они могли только мечтать о справедливых человеческих отношениях»7.

 Этот разлад между мечтой и действительностью часто порождал чувство глубокой скорби, мучительного недовольства собой, тревожного беспокойства. Гамлет весь в смятении, весь в искании. Он порывист, легко переходит от одного настроения к другому. При этом Гамлет - отнюдь не безрассудный мечтатель. Он ясными глазами видит жизнь: иначе бы он так не страдал. Он проницателен в зоркости своих наблюдений: он, например, сразу догадывается, что Розенкранц и Гильденстерн подосланы к нему Клавдием и что беседу его с Офелией подслушивает Полоний.

Информация о работе Твоорчество Шекспира