Стихотворение Н.А. Некрасова, «Дедушка Мазай и зайцы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:00, лекция

Краткое описание

Задачи:
I Формирование полноценного навыка чтения (беглое, правильное, выразительное, сознательное)
II Анализ текста: умение выделить главных действующих лиц, оценка их поступков.
III Коррекционно – развивающие задачи: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев.
Оборудование: Картина Левитана «Дедушка Мазай и зайцы»; учебники.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект урока чтения для школы 8 вида 4 класс.docx

— 23.19 Кб (Скачать файл)

Конспект урока чтения для школы 8 вида 4 класс

Тема: стихотворение Н.А. Некрасова, «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

I Формирование полноценного навыка чтения (беглое, правильное, выразительное, сознательное)

II Анализ текста: умение выделить главных действующих лиц, оценка их поступков.

III Коррекционно – развивающие задачи: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев.

Оборудование: Картина Левитана «Дедушка Мазай и зайцы»; учебники.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию.

   На доске выписаны незнакомые детям слова из стихотворения: дупель (птица, водиться  в лесостепной, лесной и тундровых зонах), хмель (растенье ,цветень идет в пьяные напитки), Венеция( город на воде), торная  дорога( битая, езжалая, укатанная сильной ездой), кураж (быть навеселе) , пеночка нежно поет (птичка)…

Познакомить с ними детей.

2. Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Скажите, был ли момент в  стихотворении, когда вам было  смешно?

- Скажите, когда вам было страшно?

3Анализ текста.

- Давайте попробуем описать дедушку Мазая.

- Понравился ли вам дедушка Мазай? ( да, он добрый)

- Чем он вам понравился? (он спас зайцев)

- Как вы его себе представляете? Опишите его внешний вид.(с бородой, старый)

- Нравиться ли вам его речь? Как он говорит? (затрудняются ответить)

- Как Мазай относился к бедным зверькам? (он любит животных)

- Как Мазай относился к природе? (бережет, помогает)

- Какой это был человек? (добрый, хороший, не злой)

-  Какие бы вы нарисовали  картины к этому произведению? (говорят кто что нарисовал бы)

- Найдите и прочитайте о том,  как вели себя зайцы, когда  им грозила опасность.

- Найдите и прочитайте о том,  как вели себя зайцы, когда  опасность миновала. Сравните их  поведение.

- Из каких слов видно , что Мазай любит зайцев, что ему их жалко? Прочитайте эти слова.

- Как вы думаете, кто Мазай по профессии? (охотник, лесник)

- Найдите в тексте фразу, из  которой мы можем понять, кто  Мазай по профессии.

- Можем ли мы сказать, что  Мазай очень умный охотник? Почему? Докажите это.

- Как нужно помогать животным  весной во время половодья? (спасать  от воды)

4. Вторичное восприятие. Повторное  чтение стихотворения учащимися.  При чтении акцент делается  на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным  чтением.

Беседа по картине «Дедушка Мазай и зайцы».

Кто изображен на картине? (зайцы, дедушка)

Таким вы себе представляли дедушку  Мазая? (да)

Какой отрывок из стихотворения  здесь показан? (находят в тексте и читают)

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

Какое произведение мы читали сегодня  на уроке? (дед Мазай и зайцы)

Кто автор этого стихотворения? (Некрасов)

С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дед Мазай)

Какие новые слова узнали на уроке?(аршин, сажень, зипун)

б) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки.

в) Объяснение домашнего задания  и его запись на доске и в  дневники (пересказ)

Конспект урока чтения для школы 7 вида 4 класс

Тема: Сказке М.Горького «Воробьишко».

Задачи: формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и вы разительного чтения.

II  Анализ текста: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к героям.

III Коррекционно – развивающие задачи: умение выделить главных действующих лиц, оценка их поступков.

Оборудование: картинки птиц, альбом, карандаши, учебники.

Ход урока

1.орг. момент

На доске картинки воробья, воробьишки, воробьихи и вороны.

- Какая птица лишняя, почему? (говорят и снимают с доски лишнюю картинку).

- Ребята, какую сказку мы с вами будем сегодня читать, как вы думаете? (про воробьев)

2. Подготовка к восприятию. На доске выписать незнакомые слова по тексту: пичужки (птичка, пташка ), наличник(обрамление оконного или дверного проёма ), пакля (грубое, короткое, спутанное волокно)

3. Первичное восприятие. Чтение сказки учителем.

- О ком этот рассказ? (о птицах, воробьях и маленьком воробьишки)

- Что вам подсказало? (потому  что читали про воробья)

- Как вы себе представляете  вороьишко? Давайте попробуем нарисовать его.

4.Вторичное восприятие. Чтение  учащихся.

а) выборочное чтение.

- Что говорил Пудик о людях? (крылья оборвала кошка, все должны иметь крылья, зачитывают стишок)

- Как ему объясняла мама воробьиха? (Люди все без крыльев, а то они бы нас ловили как мошек)

- Почему он не поверил маме? (Потому что был маленький)

- Какая была мечта у воробьишки? (Вырасти и сделать так чтоб у всех были крылья)

- Какая у вас мечта? ( дети рассказывают)

б) Чтение по ролям.

- Чему нас учит произведение? (Нужно слушать маму)

- Что сочинял Пудик? (Стихи про людей)

- Кем он был? (птичкой, воробей)

5. Итог урока.

- Что нового и интересного узнали на уроке? (новое слово наличник)

- Что понравилось, запомнилось? ( как воробьишко сочинял, как спасли его от кошки)

Домашнее задание: пересказ.

Конспект урока чтения для школы 5 вида 3 класс для детей ОНР.

Тема: Рассказ Л.Н. Толстого “Котенок”.

Задачи:

I Формирование полноценного навыка чтения (беглое, правильное, выразительное, сознательное)

II Анализ текста: учиться определять главную мысль автора, которую он хочет донести до своих читателей.

III Коррекционно – развивающие задачи: умение формировать связанную речь

Оборудование: опорные слова, портрет  Толстого.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сели правильно, красиво. Улыбнулись.

Установка на правильную речь:

– Дети, какое основное правило  речи мы знаем?

Дети хором отвечают:

а) Прежде, чем говорить, подумай.

б) Говори достаточно громко, четко  и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.

2.Подготовка к восприятию. 

Учитель: Чей портрет вы видите? (На доске портрет Л.Н. Толстого.)

– Посмотрите на портрет, вглядитесь в черты его лица. Каким вы он представляется вам по характеру?

– Что вы знаете о Льве Николаевиче  Толстом? (Л.Н. Толстой родился в 1828 г. – почти 200 лет назад – в семье дворянина. Он прожил 82 года и свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире).

– Убрав каждую третью букву, вы узнаете  название произведения, которое мы будем читать?

Кобтёлнодк

– Опираясь на название и опорные  слова, попробуйте предположить, о чем  будет это произведение?

Дети

 Амбар

 Котенок

 Выбрали 

Забыли

 Собаки

 Отогнал

Подле

– Какое из этих слов для вас незнакомо? (амбар-  строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров; подле – возле)

2.Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

– Понравился ли вам рассказ? (да)

 – Кто больше понравился? Почему? (Ответы детей.)

3. Анализ текста.

(Чтение по абзацам.)

– Прочитаем рассказ ещё раз, обратим внимание на слова, которые  помогают увидеть образы героев, понять идею автора.

– С чего начинаются события в  рассказе?

– Как дети относились к кошке?

 – Что значит пропала?  Искали её везде? ( убежала, да)

 – Как думаете, дети быстро  сумели забыть о своей любимице? (нет дети не забыли)

 – Что привлекло внимание  ребят?

 – Почему Вася полез на  крышу? (услышал мяуканье)

 – Отчего Катя все время  повторяла свой вопрос, не полезла  на крышу за братом? (страшно  ей было)

 – Как дети отнеслись к  своей находке? (обрадовались принесли молока)

 – Что произойдет дальше? (взяли себе котенка и пошли  с ним гулять)

 – Почему оставили у себя  только одного котенка? ( выбрали одного, а мама раздала остальных)

 – Опишите его. (черно-белый, маленький)

 – Как характеризует тот  факт, что родители нашли котятам  новых хозяев? Почему автор указывает,  что именно мать раздала котят? (потому что мама все решала)

 – Куда пошли дети? (играть  на дорогу)

 – Зачем они взяли с  собой котенка? (чтоб он погулял)

 – Какую картину в этой  части нарисовал нам Лев Николаевич? (Все кругом спокойно, котенок  играет с травой, дети довольные  рвут щавель).

– Что-нибудь указывает на опасность? (на дороге играть нельзя)

 – Возникает ли чувство  тревоги? (да)

 – Что нарушило такую мирную  картину? (Крик всадника.)

 – Какая беда грозила котенку? (собаки на него бежали)

 – Почему котенок не убежал  от собак? (Он маленький, глупый.)

 – Как об этом пишет  автор? (читают текст)

 – Как поступили дети? (Катя  убежала испугалась, Вася упал животом на котенка)

 – Кто помог мальчику? (охотник)

 – Почему мальчик больше  с собой не брал котенка? (чтоб  с ним ни чего не случилось)

4.Вторичное восприятие.

– Назовите действующих лиц этого  рассказа.

 – Какими автор изобразил  детей?

 – Случайно ли то, что в  его рассказе дети дружные  и умеют играть? (Нет, в детстве  он жил в дружной семье, где  дети умели играть друг с  другом.)

 – Кого автор изображает  в центре рассказа? (Все события  около котенка.)

 – Отсюда и название рассказа  “Котенок”.

 – Какой момент рассказа  изображен на иллюстрации?

 – Найдите это место в  тексте и подтвердите свою  мысль цитатой.

 – От чего возникла такая  ситуация? (собаки не любят кошек)

 – Какой момент в этом  отрывке самый напряженный? (Собаки  хотели схватить котенка, но  Вася упал животом на котенка  и закрыл его от собак.)

 – Почему Вася бросился  спасать котенка? (хотел помочь, любит  животных)

 – Какая беда грозила самому  мальчику?

 – Почему он не думал  о себе? (он смелый)

 – Что вы можете сказать  о Васе? Какой он? (смелый, добрый, хороший)

 – Почему автор рассказал  нам эту историю? В чем заключается  главная мысль рассказа? (надо  помогать животным)

 – Какая из собранных вами  пословиц больше подходит к  рассказу? Объясните почему? (затрудняются)

 – Приходилось ли вам защищать  своих питомцев от более крупных  животных? (да, брали на руки и  домой)

 – Прочитаем рассказ выразительно.

 – В каком темпе будем  читать рассказ? (Начало неторопливо;  темп ускоряется, когда собаки  хотят схватить котенка.)

 – Каким тоном? (Негромко, спокойно.)

 – С какой интонацией прочитаем  о находке детей? (Радостно, с восторгом.)

 – …об опасности? (Передать  голосом тревогу, напряженность,  страх.)

5. Итог урока

– С каким рассказом вы познакомились? (котенок)

 – Когда вас дома спросят,  о чем вы узнали, что вы расскажите? (о смелом мальчике, который спас  котенка)

   Оценивание

6. Домашнее задание

– Подготовьте выразительное чтение рассказа. Сделайте иллюстрации к  тексту. Используйте их при пересказе

 


Информация о работе Стихотворение Н.А. Некрасова, «Дедушка Мазай и зайцы»