Средства выражения сравнения в лирике С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ сравнений в лирике С.А. Есенина с разных точек зрения.
Задачи, решаемые в работе:
- установить инвентарь средств выражения сравнений;
- определить активность употребления каждого средства;
- выявить специфику наполнения конкретным лексическим материалом каждого средства;
- определить основные функции, выполняемые сравнениями;
- отметить авторскую специфику в использовании сравнений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………..4
Глава 1
Сравнение как изобразительное средство художественной литературы……….7
Глава 2
Средства выражения сравнений в лирике С.А. Есенина…………………………………12
1.Лексические средства выражения сравнения
1.1. Прилагательное как средство выражения сравнения………………13
1.2. Глагол как средство выражения сравнения………………………………14
1.3. Наречие как средство выражения сравнения…………………………..15
1.4. Союз как средство выражения сравнения………………………………..16
2.Фразеологические средства выражения сравнения……………………………………18
3. Морфологические средства выражения сравнения
3.1. Творительный падеж имени существительного как средство
выражения сравнения…………………………………………………………………………………………..19
3.2. Сравнительная степень прилагательных как средство выражения сравнения…………………………………………………………………………………………………………………21
3.3. Превосходная степень прилагательных как средство выражения сравне-ния………………………………………………………………………………………………………………..23
3.4. Сравнительная степень наречий как средство выражения сравнения…24
3.5. Превосходная степень наречий как средство выражения сравнения……26
4. Синтаксические средства выражения сравнения
4.1. Сказуемое как средство выражения сравнения………………………………………27
4.2. Сравнительный оборот как средство выражения сравнения………………….28
4.3. Сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения
4.3.1. Полное сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения……………………………………………………………………………………………30
4.3.2. Неполное сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения………………………………………………………………………………………..31
Заключение ……………………………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по русскому языку1.docx

— 94.21 Кб (Скачать файл)
  • Все мы порою, как дети,

    Часто смеемся и плачем.

  Фразеологические единицы как  средство выражения сравнения достаточно используются автором, так как они, хотя и имеют общеупотребительный характер, углубляют восприятие написанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Морфологические средства выражения сравнения

 

  К морфологическим средствам выражения сравнения отно-сятся: творительный падеж имен существительных и степени сравнения имен прилагательных, наречий, слов категории состояния. С.А.Есенин активно использует эти средства, разумеется, по-своему.

    1. Творительный падеж имени существительного как средство выражения сравнения

  Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, в птицу, дерево, то есть «оборачиваться»им. Вспомним героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием. Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещийаще хотяше песнь творите, растекшимся мысью по дереву, серым волком по зимли…».

  Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: «слезы ручьём», «волосы копной», «мелькнул молнией».

  По мнению Н.А.Луценко, значение сравнения появляется не вследствие перерождения семантики превращения, а благодаря тому, что в предложении одно действие приписывается одновременно двум предметам – выраженному именительным падежом подлежащему и обозначенному творительным падежом дополнению. «Поскольку при этом речь идет, собственно, о действии, которое свойственно предмету обозначенному формой творительного, предмет номинатива- подлежащего оказывается включенным в отношении сравнения» (15,88).

  В анализируемых текстах нами  отмечено более 20 контекстов со значением образного сравнения, выраженного творительным падежом:

 

     

 

 

 

 

  • Душегубкою-змеею развилась ее коса.
  • Ковригой хлебною под сводом

    Надломлена твоя луна…

  • Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге

    Холмы плешивые…

  • И голубем синим вечерний свет

    Махал ему в рот  крылом…

  • Снова выплыл из рощи

    Синим лебедем мрак…

 

  • Желтый хвост упал в метель пожаром…

 

  • Колесом за синие горы

    Солнце тихое скатилось…

 

  • Золотой лягушкой луна

    Распласталась на тихой воде…

  • Красные нити часослова

    Кровью окропили слова…

 

  • Пеной рос заря туманится…
  • Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

 Таким образом , данное средство сравнения поэт активно использует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Сравнительная степень прилагательных как   средство выражения сравнения

 Посредством прилагательных  мы можем сравнивать качество предмета с другими качествами: красивые (костюм) – красивее – красивейший – самый красивый. Значение степеней сравнения заключается в том, что они передают интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета или у того же самого предмета.

  По мнению С.О.Карцевского, «наиболее тесной связь между двумя членами сравнения выступает в сравнительной степени» (12,108). Она показывает, что обозначаемый прилагательным признак характерен для данного предмета в большей степени, чем для другого или для него же.

  Существует несколько определений  сравнительной степени, или компаратива:

  1. Форма сравнительной степени, или компаратив, - это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен в большей степени, чем тот же признак, названный формой положительной степени (22,562)
  2. Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных и наречий, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям (21,341).
  3. Компаратив – грамматическая категория прилагательного и наречия, обозначающая большую степень проявления признака по сравнению с тем же признаком, названным в положительной степени (18,288).

   Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе прилагательного формообразующих суффиксов – ее/-ей, -е, -ше/-же: сильный- сильнее, громкий-громче, глухой- глуше.

   Аналитическая форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более, менее: более серьезный,  менее гордый. В наших материалах преобладает простая форма сравнительной степени, 15 контекстов.

 

Нелегка моя кошница,

Но глаза синее дня. (с.87)

 

На земле милее. Полно плавать в небо. (с.281)

 

 

 

 

Ты пропела: «За Ефратом

Розы лучше смертных дев».

(«Ты сказал, что Саади…», с.255)

 

 

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней  в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

(«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», с.254)

 

Май все хорошеет,

Ели все игольчей;

На коровьей шее

Плачет колокольчик.

 

Знал бы все он сроки,

Был бы он речистей,

Собирал оброки

Да дороги чистил.

(«Сказка о пастушонке Пете, его  коммисарстве и коровьем царстве.», с.344)

 Можно сказать, что С.А.Есенина привлекало рассматриваемое средство выражения сравнения. Так как оно помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, создает яркое, образное видение предмета или явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Превосходная степень прилагательных как средство выражения сравнения

 Прилагательные в форме превосходной  степени выражают наивысшую степень  качества, присущую данному предмету  в ряду однородных предметов, которым присуще названное количество. Формы превосходной степени имеют  современном в русском языке два основных значения (14,40):

1)они могут обозначать  высшую степень качества, присущую  данному предмету по сравнению  с другими однородными предметами (явлениями, лицами), обладающими этим признаком, свойством;

2)они могут обозначать  наибольшую степень качества, присущую  данному предмету без сравнения  с другими предметами, то есть  она может иметь значение «предельной степени признака или безотносительно большей меры признака» (5,251)

  Простая форма превосходной  степени образуется прибавлением формообразующих суффиксов –ейш-, -айш-красивейший, умнейший; тончайший, ярчайший или префикса наи-: наивысший, наилучший.

  Аналитическая форма превосходной  степени образуется несколькими  способами:

    1. Прибавлением к форме положительной степени прилагательного вспомогательного слова самый: самый умный, самый ответственный.
    2. Прибавлением к форме положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее высокий, наименее высокий.
    3. Прибавлением к форме компаратива вспомогательного слова всего (если предмет неодушевленный) или всех (если предмет одушевленный): всех дороже сон, ребенок был всего добрее.

  С.А.Есенин не очень активно  использует эту форму в своих стихотворениях, нами отмечено всего 2 контекста.

 

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

(«Собаке Качалова», с.270)

 

И всех сильней тоскуют песни

Под лягушиный писк в соломе.

(«Сорокоуст», с.181)

 

 

    1. Сравнительная степень наречий как средство выражения сравнения

 

  Качественные наречия при  глаголе обозначают признак не  предмета, а его признака. «Сравнительная  степень наречия указывает на  сравнительные различия в качестве  действий или в количестве действий» (23,265)

  Сравнительная степень наречий  образуется синтетически и аналитически. Для образования синтетической  формы компаратива следует после  усечения наречного суффикса  –о прибавить к основе наречия суффиксы –ее (-ей), -е, -ше: красиво – красивее, сухо – суше.

  Аналитическая форма компаратива  образуется прибавлением к форме положительной степени наречия вспомогательных слов более, менее: более (менее) красиво.

  Формы сравнительной степени  наречий представлены в наших  материалах в 10 контекстах. Больше  привлекают поэта формы синтетической степени наречия.

 Видно, так заведено навеки –

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, проженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь. (с.31)

 

И все сильней тоскуют песни

Под лягушиный писк в соломе.

(«Сорокоуст», с.183)

 

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

    И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

    И злится все сильней.

(«Поет зима – аукает..», с.20)

 

С детства я не видел в глаза,

Чтоб от этакой чертовщины

Хуже бабы дрожал казак.

(«Пугачев», с.383)

Лучше б было погибнуть нам там и лечь,

Где кружит воронье беспокойным, зловещим свадьбищем.

(«Пугачев», с.386)

 

 

Будет ярче гореть теперь осени медь,

Мак зари черпаками ветров не выхлестать.

(«Пугачев», с.393)

Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

(«Устал я жить в родном  краю…», с.101)

  Таким образом, к числу компонентов, формирующих специфику идиолекта С.А.Есенина, можно отнести сравнительную степень наречия, которая придает речи особую выразительность, эмоциональность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Превосходная степень наречий как средство выражения сравнения

  «Превосходная степень наречия  выражает превосходство проявления  признака, выделяя его из определенного  круга однородных проявлений» (12,109)

  Синтетическая форма превосходной  степени наречия (с суффиксами  – ейше, -айше) в современном языке используется крайне редко и воспринимает как архаичная: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

  Аналитическая форма употребляется  чаще, она образуется прибавлением к форме положительной степени вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее (наименее) громко; прибавлением к простой форме сравнительной степени наречий вспомогательных слов всего, всех: красивее всех, смешнее всего. Нами не отмечены примеры этой формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Синтаксические средства выражения сравнения

 Синтаксические средства выражения  сравнения включают в свой  инвентарь, во-первых, сказуемое; во-вторых, сравнительные обороты; в=третьих, сложноподчиненные предложения с полными и неполными придаточными сравнения. Многие эти средства отмечены нами в лирике С.А. Есенина. Всего в нашей работе насчитывается 120 контекстов с данными средствами выражения сравнения.

  О.М.Чупашева считает, что сравнительная конструкция – «целое, содержащее в качестве строго обязательной части позицию сравнительного члена» (27,80).

  Все конструкции предложения  делятся на простые и сложные, а простые в свою очередь на осложненные и неосложненные, распространенные и нераспространенные и так далее. Сравнение выражается и сложными, и простыми предложениями.

4.1. Сказуемое как  средство выражения сравнения

  Грамматическое подчинение  сказуемого подлежащему выражается различными средствами: формами слов, служебными словами, порядком слов, интонацией в составе предложения.

  Наиболее употребительным средством  выражения подчинения сказуемого подлежащему являются союзы. Это, например, такие союзы, которые сообщают сказуемому добавочное значение сравнения или предположительности: как, как бы, как будто, словно, точно, указывающие, что сказуемое характеризует подлежащее на основе большего или меньшего сходства.

  Таким образом, именная часть  составного сказуемого может  выступать как средство выражения  сравнения.

 

Тучи – как озера,

Месяц – рыжий гусь.

(«Отчарь», с.118)

 

Заря – как волчиха

С осклабленным ртом

(«Отчарь», с.119)

 

Снег у крыльца как песок зыбучий.

(«Синий туман…», с.335)

Информация о работе Средства выражения сравнения в лирике С.А. Есенина