Средневековый рыцарский роман. Раскрытие темы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, реферат

Краткое описание

Рыцарский роман как большая эпическая форма не случайно приходит на смену героическому эпосу. Судьбу общества и судьбу отдельного человека эпос изображает в нерасторжимом единстве. М. М. Бахтин замечает: "Эпический мир знает одно-единственное и единственное сплошь готовое мировоззрение, одинаково обязательное и несомненное и для героев, и для авторов, и для слушателей".

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 2
1. Что такое роман…………………………………………………………стр. 4
2. Циклы романа…………………………………………………………...стр. 6
3. Вклад Кретьена де Труа в развитие куртуазного романа…………...стр.10
Заключение………………………………………………………………….стр. 14
Библиографический список………………………………………………..стр. 15

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарский роман.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

Классически выдержана эта  схема в романе Кретьена "Эрек и Энида". Юный прекрасный рыцарь Эрек, один из участников королевской охоты, отправляется в погоню за уродливым карликом, который оскорбил Геньевру, супругу самого Артура. Эрек побеждает рыцаря, в услужении которого находится карлик, и возвращается ко двору короля Артура вместе с невестой — дочерью бедного рыцаря, прекрасной Энидой. Пышной свадьбой завершается эта часть повествования. А дальше начинается романный конфликт: горячая привязанность Эрека к молодой супруге приходит в противоречие с его рыцарским долгом. Окружающие все громче толкуют о том, "что рыцарь доблестный такой и щит и меч забросил свой". После долгих тайных мучений говорит об этом Эреку и сама Энида. И тогда герой отправляется на ратные подвиги. Правда, берет с собой он не "рыцарей своих", а любимую жену. В трудных поединках Эрек вновь демонстрирует свое мужество, благородство, воинское искусство. С честью проходит через все испытания и Энида. Роман завершается счастливо: Эрек приходит к гармонии любви и подвига.

Иным был путь героя  романа "Ивейн, или Рыцарь со львом", хотя смысл этой книги тот же. Действие вновь начинается при дворе короля Артура. Здесь слышит Ивейн рассказ о чудесном источнике и решает отправиться на его поиски. Сначала Ивейну все удается: он находит источник, побеждает рыцаря — его хранителя, добивается руки жены стража источника — прекрасной Лодины. Став счастливым супругом, Ивейн не забывает, как Эрек, о своем рыцарском долге. Уезжая ко двору короля Артура, он обещает Лодине вернуться ровно через год, однако "на всех турнирах побеждая", Ивейн забыл о своем слове. Когда "его память проснулась", год давно истек, а Лодина, считая себя обманутой, ничего больше не хочет слышать о своем муже. Ивейн осознает свою вину; совершает ряд подвигов, которые прославляют его имя, просит прощения у жены. Счастливым согласием и миром завершается роман.

В рыцарском романе, в  отличие от греческого романа, герой  более инициативен и самостоятелен. Судьба уже не столь роковым образом  все определяет в его жизни. Герой  теперь не только сохраняет себя, но и утверждается в мире. Многое испытав, рыцарь к концу повествования становится мудрее, нравственно чище. К романам "Круглого стола" примыкают многочисленные обработки необычайно популярной легенды о трагической любви Тристана и Изольды. Ранние обработки этой легенды были сделаны на валлийском, затем на старофранцузском, старонорвежском, исландском, староитальянском и староиспанском языках. В многочисленных обработках этой темы имеются различные повороты сюжета, однако общая канва повествования выглядит так. Отважный рыцарь Тристан, победоносно решающий все самые трудные задачи, полюбил Изольду — невесту, а затем супругу своего дяди — короля Марка. Это и определяет главный конфликт романа. Тристан оказывается перед труднейшей проблемой выбора: личное чувство или родственный долг, собственный интерес или рыцарская честь. Тристан не изысканный рыцарь, не восторженный поклонник дамы. И страдает Тристан не из-за безответной любви. Тристана связывает с Изольдой глубокая взаимная любовь. Отказаться от этой любви невозможно, но и нет возможности отстоять право на эту любовь. Благополучной концовки история иметь не может. Смерть возлюбленных — единственно возможный итог их любви. Классическая структура рыцарского романа здесь не осуществилась. Личное и общее не нашли примирения. Трагическая история Тристана и Изольды намечала пути к роману нового типа.

Поздние формы рыцарского романа, а к ним следует отнести "Окассен и Николетт", "Мул без узды'', свидетельствуют об изменениях в самой их повествовательной структуре. Роман частично переходит на прозу. Главный интерес, раньше связанный с судьбой героя, теперь переносится на отдельное событие, приключение. Для героя утрачивают свое прежнее значение рыцарский кодекс, воинское дело. В романе "Окассен и Николетт" графский сын, полюбив пленницу-сарацинку, не желает признавать никаких общественных и религиозных табу. Любовь определяет в жизни Окассена все: он больше не рыцарь, а только влюбленный. А поэтому и не знает герой внутренних борений: все препятствия, стоящие на его пути, — только внешние.

Бывает и так, что рыцарский  мир представлен с тонкой иронией. В романе "Мул без узды" при  дворе короля Артура появляется не блестящий рыцарь на боевом коне, а  плачущая девица верхом на муле. И задача у нее особая: нужно найти уздечку, что была на ее "скакуне". Как  обычно, первым берется за дело непременный  герой рыцарских романов —  хвастливый и неудачливый Кей. У  него ничего не выходит, и тогда наступает  черед столь же известного рыцаря Гавена. Совершив множество подвигов, он добывает уздечку. Получив эту "драгоценность'', девица покидает двор короля Артура. Счастливый, но сколь ироничный конец!

На рубеже XII—ХIII вв. высокого расцвета достигает немецкий рыцарский  роман. Богатый художественный опыт французского романа не остался незамеченным немцами. Один из первых авторов немецкого  рыцарского романа Гартман фон Ауэ (1170—1215 гг.), прежде чем создать свой шедевр — маленькую повесть о печальной и радостной судьбе рыцаря — "Бедный Генрих" (1195 г.), осуществляет вольное переложение на немецкий язык двух романов Кретьена де Труа ("Эрек", "Ивейн").

 


Информация о работе Средневековый рыцарский роман. Раскрытие темы