Средневековый рыцарский роман. Раскрытие темы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, реферат

Краткое описание

Рыцарский роман как большая эпическая форма не случайно приходит на смену героическому эпосу. Судьбу общества и судьбу отдельного человека эпос изображает в нерасторжимом единстве. М. М. Бахтин замечает: "Эпический мир знает одно-единственное и единственное сплошь готовое мировоззрение, одинаково обязательное и несомненное и для героев, и для авторов, и для слушателей".

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 2
1. Что такое роман…………………………………………………………стр. 4
2. Циклы романа…………………………………………………………...стр. 6
3. Вклад Кретьена де Труа в развитие куртуазного романа…………...стр.10
Заключение………………………………………………………………….стр. 14
Библиографический список………………………………………………..стр. 15

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарский роман.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………...стр. 2

1. Что такое роман…………………………………………………………стр. 4

2. Циклы романа…………………………………………………………...стр. 6

3. Вклад Кретьена де Труа в развитие куртуазного романа…………...стр.10

Заключение………………………………………………………………….стр. 14

Библиографический список………………………………………………..стр. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыцарская лирика, обратившись  к миру чувств человека, подготовила  появление рыцарского романа, первые образцы которого появились во второй половине XII в.

Рыцарский роман как большая  эпическая форма не случайно приходит на смену героическому эпосу. Судьбу общества и судьбу отдельного человека эпос изображает в нерасторжимом  единстве. М. М. Бахтин замечает: "Эпический мир знает одно-единственное и единственное сплошь готовое мировоззрение, одинаково обязательное и несомненное и для героев, и для авторов, и для слушателей".

Но по мере становления  человека как личности эпическая  целостность распадается. Человек, еще так крепко связанный с  общим, начинает осознавать единственность своей судьбы. Своего интереса, своих  целей. Оказывается, что есть правда мира и правда человека. Теряет свою целостность и сам человек: желание  вступает в противоречие с поступком, чувство с долгом.

Формирование индивидуального  начала в человеке — процесс длительный, связанный с множеством факторов. В средневековом мире дополнительные импульсы этому процессу придавала  христианская церковь, учившая человека быть лично ответственным за свои помыслы и поступки, уметь оценить  их, покаяться. Свою роль сыграл и утверждавшийся новый порядок жизни. Крупные феодалы, отстаивая свою независимость от королевской власти, в своих владениях ярко проявляли личную волю, насаждали свой порядок.

На севере Франции, где  возник рыцарский роман, эти процессы проявились с особой полнотой. Турниры, праздники, приемы в замке, где одну из главных ролей играла знатная  дама, занимали большое место в  жизни рыцарей. Но в не меньшей степени интерес рыцарей был связан с воинским делом: северные французы были непременными участниками близких и дальних походов, в том числе и крестовых. Сложившийся здесь рыцарский идеал не случайно определяют два главных начала: любовь и подвиг.

Средневековый роман —  второе рождение романной жанровой формы  в европейской литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое роман?

 

Роман — большая эпическая  форма, самый типичный жанр буржуазного  общества. 

Название «роман» возникло в эпоху средневековья и первоначально  относилось лишь к языку, на котором  написано произведение. Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности был, как известно, литературный язык древних римлян — латинский. В XII—XIII вв. нашей эры наряду с  пьесами, повестями, рассказами, написанными  на латинском языке и бытующими  преимущественно среди привилегированных  сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и бытовавшие преимущественно в среде демократических слоев общества, не знающих латинского языка, среди торговой буржуазии, ремесленников, вилланов. Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman — романский рассказ, повесть. А затем прилагательное приобрело самостоятельное значение.

Так возникло особое название для повествовательных произведений. В дальнейшем оно вошло в состав языка и с течением времени  потеряло свой первоначальный смысл. Романом  стали называть произведение на любом  языке, но не всякое, а только большое  по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного  построения, развертывания сюжета и  т. п. В новое время, в особенности  в XVIII—XIX вв., этот вид произведений стал ведущим жанром художественной литературы нового времени.

Рыцарский роман (фр. romanz) — повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в англо-нормандских хрониках). Называется также «куртуазный роман». Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы. «Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом. Именно в этом, вне всякого сомнения, состояла его первичная социальная функция: она на многие века пережила условия, которые вызвали ее к жизни.»

Сами средневековые французы понимали термин «роман» широко, включая  переложения разнообразных героических  и любовных историй на «романском», то есть старофранцузском, языке, но не на темы французской национальной истории. Таким образом, «роман» противостоял, с одной стороны, литературе на латинском  языке, включая и латинские источники  античного цикла, а с другой —  французскому героическому эпосу, жестам, «песням о подвигах».

Рыцарский роман охотно прибегает  к атмосфере сказочности и  прямому использованию сказочных  мотивов и фантастики. Он равнодушен к национальному прошлому и резко  порывает с французской исторической тематикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Циклы романа

 

Принято выделять три цикла  средневековых рыцарских романов: античный (основанный на традициях  античного романа, на сюжетах, связанных  с античностью), византийский (истоки которого — в византийской романной традиции) и так называемые бретонские повести (основанные на легендах и мифах  древних кельтов в соединении с новыми куртуазными мотивами). Бретонские повести оказались наиболее продуктивной разновидностью рыцарского романа.

В свою очередь, бретонские повести принято разделять на четыре группы: бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла и романы о Святом Граале.

Бретонские лэ. По традиции, к средневековым рыцарским романам относят произведения, написанные в жанре лэ (1т, слово кельтского происхождения). Это своего рода микророманы, небольшие стихотворные повести, включающие, в отличие от романов, не серию эпизодов, выстроенных в цепочку (как «роман дороги»), а один эпизод.

Лэ Марии Французской.

Первым известным и  самым ярким представителем этого  жанра стала Мария Французская, поэтесса второй половины XII в., жившая при дворе английского короля Генриха II. Она написала сборник  из 12 лэ на старофранцузском языке.

В лэ «Ланваль» в концентрированном и предельно лаконичном виде представлены особенности средневекового рыцарского романа. Уже в исходной сюжетной формуле — рыцарь Ланваль полюбил фею — мы находим самое зерно жанра: авантюру как соединение любви и фантастики.

Фея ответила на любовь Ланваля, потребовав от рыцаря сохранить их отношения в тайне (принцип куртуазной любви). Но, в соответствии с куртуазным кодексом, Ланваль должен любить жену своего сюзерена короля Артура Гениевру, и та ожидает от него любовного служения. Ланваль, нарушая запрет, признается Гениевре, что любит женщину, которая прекраснее королевы. Наиболее оскорбленным этим признанием оказывается король Артур, которому Гениевра пожаловалась на непочтительность Ланваля. Он требует от Ланваля доказать, что есть кто-то прекраснее его жены, иначе рыцарь будет казнен. Но фея, также оскорбленная нарушением тайны любви, исчезает. Ланваль не может доказать своей правоты и должен погибнуть. Когда все уже готово для казни, появляется фея верхом на чудесном коне, и все вынуждены признать, что она прекраснее Гениевры. Ланваль вскакивает на круп коня и вместе с феей уносится в неведомую страну, откуда он уже больше не возвращался (по-видимому, Ланваль и фея отправились в Аваллон — страну бессмертия в кельтских сказаниях).

В «Ланвале» отчетливо проявляется авторская позиция: Мария Французская осуждает крайности куртуазного кодекса любви, она на стороне любви как естественного чувства, а не как формы служения сюзерену через любовь-служение его жене.

Романы о  Тристане и Изольде.

В начале XX в. французский  академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные «Роман о Тристане» Беруля и «Роман о Тристане» Тома, лэ Марии Французской «О жимолости» (XII в.), роман «Тристан» Готфрида Страсбургского (начало XIII в.), прозаический «Роман о Тристане» Люса дель Гата и Эли де Борона (около 1230 г., имена авторов, возможно, псевдонимы) и множество других средневековых текстов восходят к недошедшему роману середины XII в., принадлежащему какому-то неизвестному, но гениальному автору, и попытался реконструировать первоначальный текст.

Цикл стоит несколько  особняком среди других средневековых  романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VI в. (предполагается, что имя Тристан  восходит к имени пиктского воина Друста или Друстана, имя Изольда не идентифицировано).

Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские  романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа пороги», почти  не представлены куртуазные правила  любви, есть несколько очень древних  элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но жениться он не хочет. В зал влетает птица  и роняет из клюва золотой волос.

Король отправляет своих  приближенных на поиски девушки с  такими волосами — только на ней  он женится. Это очень древний  мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви.

На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом (также  древний мифологический мотив). Его, раненого, потерявшего сознание, находит  и излечивает Изольда. Открыв глаза  и увидев девушку с золотыми волосами, не зная еще, что это ирландская принцесса  Изольда, Тристан испытывает сильное  чувство — предвестник большой  любви (это, напротив, новый мотив, воплощающий  концепцию любви XII в.). Возникает  моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку  королю, а как человек он испытывает к ней (причем взаимно) привязанность, которая неминуемо должна перерасти  в любовь.

Вот здесь и сказывается  гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек ХIIв., он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Как выйти из этого противоречия? И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду о любви Тристана и Изольды с другой легендой — о волшебном напитке.

Во время возвращения  на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно (случай —  новый элемент авторского повествования) выпивают любовный напиток, изготовленный  служанкой Изольды, желавшей помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, зародившаяся с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреоборимая страсть. Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков-придворных, мешающих влюбленным и, в конечном счете, ставших одной из причин их гибели.

Автор создает роман о  несчастной любви, которая, тем не менее, сильнее смерти. Эта тема станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе, отразится в истории Франчески да Римини в «Божественной комедии» Данте (где во втором круге ада рядом с душами Франчески и ее возлюбленного Данте помещает тени Тристана и Изольды), в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и во множестве других произведений.

Романы артуровского цикла.

Наиболее характерным  для средневекового романа стал цикл о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Артур — реальное лицо, предводитель бриттов, в V—VI вв. отступавших в  Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов.

В романах Артур предстает  как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой  может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола. Они собираются вместе с королем за стоящим в его замке Камелот огромным круглым столом — символом равенства (прямоугольный стол символизировал феодальное неравенство, вассальную зависимость: за его «верхним» концом восседал сюзерен, по правую руку от него — наиболее знатный вассал, по левую руку — второй по значению вассал, далее по убывающей рассаживались другие вассалы, а за «нижним» концом — самые незнатные из присутствующих).

За круглым столом король оказывался первым среди равных. Это  равенство нарушалась лишь в сюжетах  рыцарских романов, так как один из рыцарей Круглого стола (тот, чьим именем назван роман) всегда оказывался самым смелым, сильным, галантным  — образцом всех рыцарских добродетелей, воплощением рыцарского идеала.

 

  1. Вклад Кретьена де Труа в развитие куртуазного романа.

 

Крупнейшим создателем этого  типа рыцарского романа был французский  поэт Кретьен де Труа, годы творчества которого связаны с последней третью XII в. (даты рождения и смерти писателя неизвестны). Кретьен был образованнейшим человеком своего времени. Он в совершенстве знал латынь, успешно переводил поэзию Овидия, владел тайнами поэтического искусства трубадуров. Сохранилось пять романов Кретьена де Труа: "Эрек и Энида" (1170 г.), "Клижес" (1170 г.), "Ивейн, или Рыцарь со львом", ''Ланселот, или Рыцарь телеги'' (оба — 1176—1181 гг.), "Персеваль" (1181—1191 гг.). По собственному признанию Кретьена, он был автором повести на известный сюжет о трагической любви Тристана и Изольды, но она не дошла да нашего времени. Каждый роман Кретьена де Труа своеобразен, неповторим. Однако, как показали исследования, романы французского писателя имеют и свою устойчивую структуру. По мнению А. Д, Михайлова, она может быть признана трехчастной и определяется следующими опорными моментами. Молодой рыцарь отправляется на подвиги, завоевывает и славу, и даму сердца. В следующей части повествования обнажается "романный конфликт'': личные интересы героя приходят в противоречие с общими установлениями, с кодексом рыцарственности. Теперь центральная задача героя — не столько борьба е внешними силами, сколько с самим собой. И наконец третья смысловая часть: герой восстанавливает нарушенную гармонию и все заканчивается благополучно.

Информация о работе Средневековый рыцарский роман. Раскрытие темы