Современная русская фантастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть жанрово-стилевое своеобразие романа М. Галиной «Малая Глуша».
Данная цель позволила сосредоточить внимание на следующих задачах:
рассмотреть теоретическую сущность фантастики как жанра художественной литературы;
охарактеризовать пути развития современной российской фантастики;
рассмотреть такое явление в современной фантастической литературе, как симбиоз фантастики и мифологии на примере произведений О. Корабельникова и Е. Грушко;
ознакомиться с жизненным и творческим путем Марии Галиной;

Содержание

Введение ………………………………………………………………....стр.3

Глава I.Теоретические аспекты художественной фантастики:
1.1. Фантастика и фантастическое допущение .………………………стр.5
1.2. Истоки, виды и жанры современной фантастики ………………. стр.8

Глава II.Пути развития современной российской фантастики:
Русская фантастика: история и современный этап развития….стр.16
2.2. Контекст мифологического в русской фантастике……………..стр.19

Глава III. Художественное своеобразие романа
М.Галиной «Малая Глуша»:
3.1. Творческий облик Марии Галиной ……………………………...стр.28
3.2. Идейно-философская проблематика романа
М. Галиной «Малая Глуша»……………………………………..стр.31
3.3. Мифологические образы романа
М. Галиной «Малая Глуша»…….………………………………стр.43

Заключение …………………………………………………………..…. стр.49

Литература………………………….. ………………………………..….стр.51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………....стр.3

 

Глава I.Теоретические аспекты художественной фантастики:

1.1.  Фантастика и фантастическое  допущение .………………………стр.5

1.2.  Истоки, виды и жанры  современной фантастики ………………. стр.8

 

Глава II.Пути развития современной российской фантастики:

    1. Русская фантастика: история и современный этап развития….стр.16

2.2.    Контекст мифологического в русской фантастике……………..стр.19

 

Глава III. Художественное своеобразие романа

М.Галиной  «Малая Глуша»:

3.1.    Творческий облик Марии Галиной ……………………………...стр.28

3.2.     Идейно-философская проблематика романа

           М. Галиной «Малая Глуша»……………………………………..стр.31

3.3.     Мифологические  образы романа 

           М. Галиной  «Малая Глуша»…….………………………………стр.43

 

Заключение …………………………………………………………..…. стр.49

 

Литература………………………….. ………………………………..….стр.51

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

Введение

Среди явлений литературного процесса XX века фантастика долгое время оставалась на периферии внимания исследователей. Между тем бурное развитие фантастики в литературе XX века может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т.д.

Интерес к жанру фантастики в последнее время  очень возрос. Это свидетельствует о популярности данного жанра не только в литературе, но и в кинематографе. Поэтому изучение в наши дни данной темы представляется особенно актуальным.

Новизна исследования состоит в том, что нами впервые была предпринята попытка анализа творчества М. Галиной, в частности одного из ее романов «Малая Глуша».

Предметом исследования были выбраны роман М. Галиной «Малая Глуша», а также, чтобы дать более полное представление об использовании мифологических образов в современной фантастической литературе,  повести современных авторов О. Корабельникова и Е. Грушко.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть жанрово-стилевое своеобразие романа М. Галиной «Малая Глуша».

Данная цель позволила сосредоточить внимание на следующих задачах:

  • рассмотреть теоретическую сущность фантастики как жанра художественной    литературы;
  • охарактеризовать пути развития современной российской фантастики;
  • рассмотреть такое явление в современной фантастической литературе, как симбиоз фантастики и мифологии на примере произведений О. Корабельникова и Е. Грушко;
  • ознакомиться с жизненным и творческим путем Марии Галиной;

 

 

  • рассмотреть сюжетно-композиционное построение романа М. Галиной «Малая Глуша»;
  • определить идейно-философскую направленность романа М. Галиной «Малая Глуша»;
  • проанализировать стилевые особенности романа М. Галиной «Малая Глуша».

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из «Введения», где обоснованы актуальность и новизна данной работы, определены цель и задачи исследования, описана структура работы и указана ее практическая ценность.  

Первая глава называется «Теоретические аспекты художественной фантастики» и включает два параграфа: 1. «Фантастика и фантастическое допущение»;  2. «Истоки, виды и жанры современной фантастики».

Вторая глава называется «Пути развития современной российской фантастики» и подразделяется на параграфы: 1. «Русская фантастика: история и современный этап развития»; 2. «Контекст мифологического в русской фантастике».

Третья глава « Художественное своеобразие романа М. Галиной  «Малая Глуша» включает параграфы: 1. «Творческий облик Марии Галиной»; 2. «Идейно-философская проблематика романа М. Галиной «Малая Глуша»; 3. «Мифологические образы романа  М. Галиной  «Малая Глуша».

В «Заключении» содержатся выводы проведенного исследования. Далее следует список «Литературы».                                                                                                           

Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по новейшей русской литературе, на семинарах и практических занятиях.

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты художественной фантастики

 

    1. Фантастика и фантастическое допущение

«Фантастикой можно назвать изображение фактов, которые с точки зрения характерных для данной культуры представлений не просто не существуют или не существовали, но и не могли существовать, поскольку в реальной действительности вообще не существует фактов данного типа (данной категории)»1. То есть фантастикой мы назовем изображение фактов и событий, противоречащих известным нам закономерностям бытия.

Известный английский писатель-фантаст Д. Р. Толкиен, видимо, это и имел в виду, когда говорил, что «фантастика имеет дело с образами того, чего не только «на самом деле нет», но и вообще нельзя обнаружить в нашем мире, во всяком случае, считается, что нельзя».2

Большой энциклопедический словарь дает похожее определение понятия «фантастика»: «Изображение действительности, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина Вселенной»3.

Нам видится это определение фантастики достаточно удачным: тезис о «логической несовместимости» фантастических и реальных представлений подчеркивает их различие на уровне категорий, а тезис о том, что фантастика возникает «на основе реальных представлений», указывает, что фантастика самоопределяется, постоянно отталкиваясь от того, что она считает реальной действительностью.

 

 

 

С точки зрения закономерностей фантастику определял также французский литературовед Роже Кайуа, который писал:  «Всякое фантастическое - это нарушение признанного порядка, вторжение недопустимого в неизменную закономерность повседневности».4

Фантастика  — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. 5

Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.

Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию фантастических допущений: 6

  • Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:

Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ.

Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.

  • Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.
  • Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.
  • Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.
  • Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
  • Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.

Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им)7. В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража. 

В современной фантастике могут присутствовать сказочные мотивы в виде магических свойств, предметов или качеств героев. Но и здесь писателем будет выстроена четкая иерархия правил, по которым действует магия. Фантастика всегда оперирует будущим временем, поскольку основная ее функция – прогнозирующая. Главный ее вопрос – что будет, если произойдет или не произойдет, то или иное событие. И в этом заключается особенность жанра, ведь если отнести события к четырехтысячному году, они перестанут восприниматься хоть сколько-нибудь приближенными к реальности, а если в качестве «дня икс» выбрать ближайшее будущее, то с его наступлением произведение мгновенно потеряет актуальность. Несмотря на нереальность происходящего, фантастика всегда обращается к разуму читателя, а не к мифологическим сюжетам.

1.2 Истоки, виды и жанры фантастики

Фантастика – один из старейших жанров литературы.

Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и ещё дальше – в фольклоре, который фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы. Истоки фантастики можно, прежде всего, увидеть в волшебной сказке. К примеру, звери и птицы наделены человеческой психикой и владеют человеческой речью, смерть Кащея спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах или животных, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т. д.

Первичные жанры фантастики – фантастическое путешествие мы можем увидеть в древнейших формах повествования, в первую очередь в «Одиссее» Гомера. «Однако столкновение мимесиса (принцип, выражающий основу творческой деятельности художника) с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока что непроизвольный характер. Первый, кто сталкивает их намеренно, и, значит, первый сознательный фантаст – это Аристофан».8

Главные виды фантастики «определяются по степени отчетливости и рельефности фантастического начала: явная фантастика; фантастика неявная (завуалированная); фантастика, получающая естественно-реальное объяснение, и т. д.»9

В явной фантастике сверхъестественные силы открыто вступают в действие и пытаются повлиять на их чувства, мысли, поведение: Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте, Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова, черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, Воланд и компания в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова.

В произведениях с неявной (завуалированной) фантастикой вместо прямого участия сверхъестественных сил происходят странные совпадения,

случайности и т. д. Например, в «Песочном человеке» Э. Т. А. Гофмана, «Пиковой даме» А. С. Пушкина.

Третий вид фантастики основан на максимально полных и вполне естественных мотивировках. Таковы, например, рассказы Э. По, в которых писатель допускал внешнюю возможность  неестественного события, но в последний момент находил ему объяснение. 

Однако есть и такие виды фантастики, которые специально посвящены предвидению и прогнозированию будущего, т.е. научно-фантастическая литература (Ж. Верн, А. Толстой, И. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие), которая часто не ограничивается предвидением грядущих научно-технических процессов, но стремится запечатлеть весь социально-общественный уклад будущего. Здесь она близко соприкасается с жанрами утопии и антиутопии.

Следовательно, своими корнями фантастика также уходит в науку. Именно этим объясняется ее стремление все обосновать, подкрепить научными или псевдонаучными доводами и формулами. Движимые желанием не допустить даже малейшей погрешности в описании явлений или событий, авторы готовы представить читателям любые доказательства возможности происходящего, вплоть до чертежей летательных аппаратов или схем действия оружия.

В настоящее время особенно популярными жанрами фантастики являются научная фантастика и фэнтези. Предприняты даже попытки классификации их, назовем условно, поджанров. Для полноты картины развития современной фантастики приведем некоторые из них.

Информация о работе Современная русская фантастика