Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.
Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.
Введение……………………………………………………………….............2 - 3
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19
1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13
1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7
1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8
1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10
1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11
1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13
2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19
2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17
2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19
2.1.3. Тема любви.................................................................................................19
Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
2.2. Есенин и древнерусская литература
2.3. Параллели с Гоголем
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций
Заключение
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Рождаясь и вырастая
из пейзажных миниатюр и
Это есенинская Русь. “Это всё, что зовём мы родиной…”
2.1.2 Тема родины в лирике Есенина.
Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины.
Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, - признавался поэт. – чувство Родины – основное в моём творчестве”.
Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”, синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в нем бирюза”. Начинаешь по–особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну березового ситца”.
В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту ( “О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:
Я люблю Родину.
Я очень люблю Родину!
В стихотворении
“Русь уходящая” Есенин уже
определённо говорит о том
старом, что умирает и с неизбежностью
остаётся в прошлом. Поэт
Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И всё же Есенин
протягивает руку новому
В книге Ходасевича
упоминается высказывание
2.1.3. Тема любви.
Писать о любви Есенин
начал в позднем периоде
Выдающимся творением Есенина в области любовной лирики стал цикл “Персидские мотивы”, который сам поэт считал лучшим из всего, что им было создано.
Стихотворения, вошедшие
в этот цикл, во многом противоречат
тем строкам о любви, которые
звучали в сборнике “Москва
кабацкая”. Об этом
Часть 2. Предшественники и последователи.
«Традиция - это
всегда диалог, не исключающий
полемику, продолжение начатого
предшественником разговора о
жизни, возвращение к
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина.
Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года.
Дед и бабка Есенина были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. В их добротной избе царил «хомутный запах дёгтя» и высилась «божница старая», излучавшая лампады кроткий свет», как это описано в стихотворении Есенина «Мой путь». Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.
«…Я рос, - рассказывал
Есенин, - в атмосфере народной
поэзии. Бабка, которая меня очень
баловала, была очень набожна,
собирала нищих и калек,
Под окнами
Костёр метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот. (1915)
Есенин не только
слушал с интересом, но иногда
и сам под впечатлением
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим…(1915)
До мальчика доходили
и произведения поэзии, лишённые
религиозного содержания. Дед, обладавший
прекрасной памятью, знал
Народные песни
слышал он из уст матери. Каких
только песен она не знала:
и шуточных, и величальных, и
игровых, и обрядовых, и
Сергей Есенин и
его сёстры, постоянным спутником
которых с колыбели была
С пяти лет Сергей
научился читать, и это наполнило
новым содержанием его
“Поэт может писать только о том, с чем он органически связан”. Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина.
Сама тема стихов предполагала это. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядит у него простой и незамысловатой. Это происходит потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Или:
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые.
Часто Есенин использовал
фольклорные выражения: “ковёр
шёлковый”, “кучерявая голова”,
Сюжеты стихотворений
Есенина тоже сходны с
Так же как и
для народа, для Есенина характерно
одушевление природы,
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Но в народных
произведениях чувствуется
Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у неё спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная волна,-
Либо противопоставляется:
Не нашлось моё колечко.
Я пошёл с тоски на луг.
М не вдогон смеялась речка:
“У милашки новый друг”.
Многие стихотворения
Есенина схожи с фольклором
и по форме. Это стихотворения-
То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор.
Иногда стихотворение начинается, как сказка:
На краю деревни
Старая избушка,
Там перед иконой
Молится старушка.
Есенин часто употребляет
слова с уменьшительными
Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: “Осень – рыжая кобыла”. Образы это опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягнёнок – образ невинной жертвы.
2.2. Есенин и древнерусская литература.
В 1916 году появляется
первый сборник стихов С.
Отдельно следует
сказать о мощном воздействии
на Есенина древнерусской
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани,
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Полевое, степное “ку-гу”,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
А темы прославленной
русской иконописи (отрок