Своеобразие поэтики С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19

2.1.3. Тема любви.................................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Есенин.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 Тихо степные бегут  берега,

 

 Тянется дым, у  малиновых сёл

 

 Свадьба ворон облегла  частокол.

 

 Рождаясь и вырастая  из пейзажных миниатюр и песенных  стилизаций, тема Родины вбирает  в себя русские пейзажи и  песни, и в поэтическом мире  Есенина эти три понятия: Россия, природа и “песенное слово” – сливаются воедино, поэт слышит или слагает песню “про отчий край и отчий дом”, а в это время в тиши полей разносится “рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей” и “золотеющая осень” “листвою плачет на песок”.[9]

 

 Это есенинская  Русь. “Это всё, что зовём мы  родиной…”

 

2.1.2 Тема родины в  лирике Есенина.

 

 Тема, которая заняла  центральное место в поэзии  Есенина, – тема Родины.

 

 Есенин был вдохновенным  певцом России. Все самые возвышенные  представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, - признавался поэт. – чувство Родины – основное в моём творчестве”.

 

 Поэтизация родной  природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии  Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”, синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в нем бирюза”. Начинаешь по–особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну березового ситца”.

 

 В бурные революционные  времена поэт говорит уже о  “воспрянувшей Руси”, грозной  стране. Она видится теперь Есенину  огромной птицей, приготовившейся  к дальнейшему полёту ( “О Русь, взмахни крыльями”), обретающей  “иную крепь”, счищающей с себя  старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:

 

 Я люблю Родину.

 

 Я очень люблю  Родину!

 

 В стихотворении  “Русь уходящая” Есенин уже  определённо говорит о том  старом, что умирает и с неизбежностью  остаётся в прошлом. Поэт видит  людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у хижин”. Поэт не только удивляется , но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:

 

 Приемлю всё.

 

 Как есть всё  принимаю.

 

 Готов идти по  выбитым следам.

 

 Отдам всю душу  октябрю и маю,

 

 Но только лиры  милой не отдам.

 

 И всё же Есенин  протягивает руку новому поколению,  молодому, незнакомому племени. Идея  неотделимости своей судьбы от  судьбы России выражена поэтом в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”

 

 В книге Ходасевича  упоминается высказывание поэта  Д. Семеновского, хорошо знавшего  Есенина, свидетельствующего: “…  он говорил, что всё его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов”. И это было именно так. Все произведения Есенина – венок из песен, сплетённый Родине.[10]

 

 

2.1.3. Тема любви.

 

 Писать о любви Есенин  начал в позднем периоде своего  творчества (до этого времени  он редко писал на эту тему). Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре её – сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налёт натурализма и богемности, который был свойственен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях.

 

 Выдающимся творением Есенина в области любовной лирики стал цикл “Персидские мотивы”, который сам поэт считал лучшим из всего, что им было создано.

 

 Стихотворения, вошедшие  в этот цикл, во многом противоречат  тем строкам о любви, которые  звучали в сборнике “Москва  кабацкая”. Об этом свидетельствует  уже первое стихотворение этого  цикла – “Улеглась моя былая  рана”. В “Персидских мотивах”  нарисован идеальный мир красоты и гармонии, который, при всей своей очевидной патриархальности, лишён грубой прозы и катастрофичности. Поэтому для отражения этого прекрасного царства мечты, покоя и любви лирический герой этого цикла трогателен и мягок.

 

Часть 2. Предшественники и последователи.

 

 

 «Традиция - это  всегда диалог, не исключающий  полемику, продолжение начатого  предшественником разговора о  жизни, возвращение к поставленным  им проблемам и попытка их  решения уже на новом уровне, с иных общественно-исторических  и эстетических позиций. Этот диалог включает в себя отношение к миру и человеку, а не только образно-стилевую манеру предшественника»,- утверждает К. Шилова. [11]

 

 

2.1. Фольклор как основа  художественной картины мира  в поэзии С. Есенина.

 

 

 Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года.

 

 Дед и бабка Есенина  были богомольны, придерживались  старых религиозных обрядов. В их добротной избе царил «хомутный запах дёгтя» и высилась «божница старая», излучавшая лампады кроткий свет», как это описано в стихотворении Есенина «Мой путь». Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.

 

 «…Я рос, - рассказывал  Есенин, - в атмосфере народной  поэзии. Бабка, которая меня очень  баловала, была очень набожна,  собирала нищих и калек, которые  распевали духовные стихи. Ещё  большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них»[12]. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:

 

 Под окнами

 

 Костёр метели белой.

 

 Мне девять лет.

 

 Лежанка, бабка,  кот…

 

 И бабка что-то  грустное,

 

 Степное пела,

 

 Порой зевая

 

 И крестя свой  рот. (1915)

 

 Есенин не только  слушал с интересом, но иногда  и сам под впечатлением рассказанного  начинал фантазировать, и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад»[13], - писал Есенин.

 

 Опостылеют салазки,

 

 И садимся в два  рядка

 

 Слушать бабушкины  сказки

 

 Про Ивана-дурака.

 

 И сидим мы, еле  дышим…(1915)

 

 До мальчика доходили  и произведения поэзии, лишённые  религиозного содержания. Дед, обладавший  прекрасной памятью, знал кроме  духовных стихов великое множество  народных песен и часто их  напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки.

 

 Народные песни  слышал он из уст матери. Каких  только песен она не знала:  и шуточных, и величальных, и  игровых, и обрядовых, и полюбовных! Задушевно пела Татьяна Фёдоровна  и о тяжёлой беспросветной женской доле. Щемящей болью отзывались в песнях густые думы «терпеливой матери», которой судьба послала не одно суровое испытание в её нелёгкой жизни.

 

 Сергей Есенин и  его сёстры, постоянным спутником  которых с колыбели была материнская  песня, незаметно сами приобщались к «песенному слову». Сестра Шура рассказывает: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. <…> Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто напевали и в Москве. Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…». [14]

 

 С пяти лет Сергей  научился читать, и это наполнило  новым содержанием его мальчишескую  жизнь. «Книга не была у нас  исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал  поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах».15 Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков.

 

 “Поэт может писать  только о том, с чем он  органически связан”. Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина.

 

 Сама тема стихов  предполагала это. Чаще всего  он писал о деревенской природе, которая всегда выглядит у него простой и незамысловатой. Это происходит потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

 

 За ровной гладью  вздрогнувшее небо

 

 Выводит облако  из стойла под уздцы.

 

 Или:

 

 Воробушки игривые,

 

 Как детки сиротливые.

 

 Часто Есенин использовал  фольклорные выражения: “ковёр  шёлковый”, “кучерявая голова”,  “девица-краса” и так далее.

 

 Сюжеты стихотворений  Есенина тоже сходны с народными:  несчастная любовь, гадание, религиозные  обряды (“Пасхальный благовест”), исторические события (“Марфа Посадница”).

 

 Так же как и  для народа, для Есенина характерно  одушевление природы, приписывание  ей человеческих чувств, т. е.  приём олицетворения: 

 

 Клен ты мой опавший,  клен заледенелый,

 

 Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

 

 Но в народных  произведениях чувствуется искренняя  вера, а Есенин смотрит на себя  со стороны, то есть пишет  о том, что уже было когда  – то и чего нет теперь: “Сам  себе казался я таким же  клёном”.

 

 Настроения и чувства  Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у неё спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

 

 Ходит девушка по  бережку грустна,

 

 Ткёт ей саван  нежнопенная волна,-

 

 Либо противопоставляется:

 

 Не нашлось моё  колечко.

 

 Я пошёл с тоски на луг.

 

 М не вдогон смеялась  речка:

 

 “У милашки новый  друг”.

 

 Многие стихотворения  Есенина схожи с фольклором  и по форме. Это стихотворения-песни:  “Хороша была Танюша”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…” и так далее.  Для таких стихотворений характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из фольклора:

 

 То не зори в  струях озера свой выткали  узор,

 

 Твой платок, шитьём  украшенный, мелькнул за косогор.

 

 Иногда стихотворение  начинается, как сказка:

 

 На краю деревни

 

 Старая избушка,

 

 Там перед иконой

 

 Молится старушка.

 

 Есенин часто употребляет  слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские  слова, сказочные названия: выть, гамаюн, свей…

 

 Поэзия Есенина  образна. Но образы его тоже  просты: “Осень – рыжая кобыла”. Образы это опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягнёнок – образ невинной жертвы.

 

 

2.2. Есенин и древнерусская  литература.

 

 

 В 1916 году появляется  первый сборник стихов С. Есенина  “Радуница”, объединивший стихи,  рисующие крестьянский быт и трактующие религиозные сюжеты. В ритме стихов “Радуницы”, в их чередовании и повторах есть что–то от народного орнамента, вышивки на крестьянском полотенце.

 

 Отдельно следует  сказать о мощном воздействии  на Есенина древнерусской литературы  и иконописи. По его словам, литература Древней Руси – “великая литература”, которая “перевесит всю прочую мировую словесность”. Иногда в творчестве поэта обнаруживается развитие того или иного сюжета древних письменных памятников, в других случаях – отдельных мотивов; порой он пользуется метафорами и сравнениями, почёрпнутыми из хожений, жития и воинских повестей. Особенно часто Есенин обращается к “Слову о полку Игореве”, которое знал наизусть. В таких произведениях, как “Песнь о Великом походе”, “По–осеннему кычет сова…”, мы постоянно находим мотивы и фразеологию великого творения древности:

 

 По-осеннему кычет  сова

 

 Над раздольем дорожной  рани,

 

 Облетает моя голова,

 

 Куст волос золотистый  вянет.

 

 Полевое, степное  “ку-гу”,

 

 Здравствуй, мать голубая  осина!

 

 Скоро месяц, купаясь  в снегу,

 

 Сядет в редкие  кудри сына.

 

 А темы прославленной  русской иконописи (отрок Христос,  Спас, Троица, Распятие, Хожения Богородицы  по мукам, Успение Богоматери) мы встречаем в поэмах “Инония”, “Октоих”, “Отчарь”. Спас выступает здесь как символ многострадальной Отчизны. Чистый красный цвет в есенинских стихах напоминает о киновари икон, а синева – о русской настенной фреске. Эти средства вступают в сложное соединение с библейской образностью. Вот отчего так характерна для поэтических строк Есенина древнерусская и церковно – славянская лексика (“ширь”, “синь”, ”солнь”, “гать”, “выть”, “крепь”, “звень”, ”темь”, “мрать”).

Информация о работе Своеобразие поэтики С. Есенина