Светское Общество в романах Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой Нашего Времени"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:56, реферат

Краткое описание

Проблема героя и окружающего его общества всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Вопрос становления, изменения характера персонажа ввиду влияния на него светской элиты и ее порядков всегда был востребован писателями-классиками, актуален по сей день и интересует любого внимательного читателя. Именно поэтому я решила осветить эту тему в своем реферате. Роман А.С.Пушкина в стихах "Евгений Онегин" и роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины XIX века, и, как мне кажется, тема светского общества в этих произведениях является одной из важнейших.

Содержание

Введение
Онегин – личность незаурядная
Печорин и трагедия его поколения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Онегин.docx

— 29.66 Кб (Скачать файл)

Реферат по литературе на тему: «Светское Общество в романах  Пушкина "Евгений Онегин" и  Лермонтова "Герой Нашего Времени"

Проблема героя  и окружающего его общества всегда волновала, волнует и будет волновать  людей. Вопрос становления, изменения  характера персонажа ввиду влияния  на него светской элиты и ее порядков всегда был востребован писателями-классиками, актуален по сей день и интересует любого внимательного читателя. Именно поэтому я решила осветить эту  тему в своем реферате. Роман А.С.Пушкина  в стихах "Евгений Онегин" и  роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины XIX века, и, как мне  кажется, тема светского общества в  этих произведениях является одной  из важнейших. 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Онегин – личность незаурядная

Печорин и трагедия его поколения

Заключение

Список использованной литературы 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Проблема героя  и окружающего его общества всегда волновала, волнует и будет волновать  людей. Вопрос становления, изменения  характера персонажа ввиду влияния  на него светской элиты и ее порядков всегда был востребован писателями-классиками, актуален по сей день и интересует любого внимательного читателя. Именно поэтому я решила осветить эту  тему в своем реферате. Роман А.С.Пушкина  в стихах "Евгений Онегин" и  роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины XIX века, и, как мне  кажется, тема светского общества в  этих произведениях является одной  из важнейших. 

 Главные герои  этих произведений - люди, стоящие  по своему развитию выше окружающего  их «высшего света», но не умеющие  найти применение своим богатым  силам и способностям. Ведь и  Печорин, и Онегин – типичные  образцы молодежи того времени,  выращенные обществом, со всей  его чопорностью, меркантильностью  и франтовством. Но все же, они  – персонажи сопротивляющиеся, стремящиеся  совершать свои поступки независимо  от навязанных им рамок: они  - «лишние», они – личности, выделяющиеся  своими мыслями и поступками  среди чиновничьей великосветской  массы. 

 Но несмотря  на это, черты людей, принадлежащих  к классу светской элиты, неизменно  проявляются в главных героях  романов Пушкина и Лермонтова. Зачастую поступки, мысли, слова  героев зависят от того, как  должно поступать людям их  общественного порядка, и влияние  окружающих людей на них достаточно  велико. Но в том-то и вся  особенность Печориных и Онегиных  того времени, что они находят  в себе силы противостоять  этому – они ярко выделяются  из толпы, и именно это вызывает  к ним неугасающий интерес  читателя на протяжении многих  десятилетий. 

ОНЕГИН – НЕЗАУРЯДНАЯ  ЛИЧНОСТЬ 

 Сознание человека, систему жизненных ценностей,  как известно, во многом формируют  нравственные законы, принятые в  обществе. Онегин - современник Пушкина  и декабристов. По словам С.  Бонди: «Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие самое беспорядочное воспитание». 

 Ведь именно  социальное положение и воспитание  определили основные черты характера  Онегина, а привычки и повадки  светского общества, в котором  он состоял, - некоторые его поступки. 

 Но все же, в  отличие от громадного большинства  представителей господствующего  класса помещиков, спокойно и  безмятежно относившихся и к  своей бездельной жизни, существовали  молодые люди, более умные, более  чуткие, более совестливые и благородные,  испытывающие неудовлетворенность  от окружающей среды, от всего  общественного строя и в то  же время недовольство собой.  К таким относился и Онегин. Не приученные ни воспитанием,  ни своим социальным положением  к труду, к работе, к активным  действиям, они не думали бороться  против несправедливого общественного  строя, против развращенных этим  строем представителей дворянского  класса. Они презрительно замыкались  в себе, чувствовали себя разочарованными  в жизни, озлобленными на все  и всех; резко выделялись среди  светской толпы, казались в  обществе какими-то странными  людьми, но сами продолжали вести  ту же бессодержательную, пустую  светскую жизнь, не испытывая  от нее ничего, кроме скуки  и душевных страданий. Ведь  светское общество, в котором  вращался Онегин, а позднее и  Печорин, испортило их. Оно не  требовало знаний, достаточно было  поверхностного образования, важнее  было знание французского языка  и хороших манер. Евгений, как  все, «легко мазурку танцевал  и кланялся непринужденно». Свои  лучшие годы он тратит, как  большинство людей его круга,  на балы, театры и любовные  увлечения. И Онегин мучается  от безделья, на него накатывает  «недуг, подобный английскому сплину, короче: русская хандра». Скука  снедает его, ему не интересны  ни прогулки («одев широкий боливар,  Онегин едет на бульвар»), ни  театр, который был не только  местом художественных зрелищ  и своеобразным клубом, где происходили  светские встречи, но и местом  любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо  плещут,

И, взвившись, занавес  шумит. <...>

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.  

 И в этом  все общество тогдашнего времени:  балы, званные обеды, театр - бессмысленная  трата жизни и денег в поисках  светских развлечений. И это  растрачивание денег понапрасну  не было редкостью среди дворян, помещиков. Ярким представителем  общества такого поведения являлся  отец Евгения, который, «служив  отлично-благородно, долгами жил  <...>, давал три бала ежегодно  и промотался наконец». Не удивительно,  что когда отец Онегина скончался,  выяснилось, что наследство обременено  большими долгами:

Перед Онегиным собрался

Заимодавцев жадный полк. 

 Но легкомысленный  Онегин отказался от наследства, предоставив кредиторам решать  все между собой, ведь одним  из негласных, но важных правил  светского социума было то, что  ко второй половине жизни следовало  освободиться от долгов, став  наследником «всех своих родных»  или выгодно женившись. Именно  таким рисует Пушкин образ  типичных представителей дворянской  обывательской среды, иронически  завидуя душевному спокойствию  светской элиты: 

 Блажен...

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет  был франт иль хват

А в тридцать выгодно  женат;

Кто в пятьдесят  освободился

От частных и  других долгов,

Кто славы, денег  и чинов

Спокойно в очередь  добился,

О ком твердили целый  век:

N.N. прекрасный человек. 

 Но Онегина  не удовлетворяет светская жизнь,  карьера чиновника и помещика. И, устав от петербургского  дворянства, Евгений поселяется  в деревне. Теперь яркие представители  общества провинциального собираются  у Татьяны на именинах: Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков»; Петушков, «уездный франтик»; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут», Трике, чья фамилия означает «битый палкой» — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный. 

Важным событием в жизни Онегина стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин отмечает, что  они сошлись «от делать нечего», но все же их общение имеет немаловажную роль. Ведь и Владимира Ленского можно отнести к поместным  дворянам. Он «романтик и больше ничего», по определению Белинского. А светское общество того времени, не принимает таких, как Ленский, и  поэтому мне кажется, что именно необдуманное, истинно франтовское, привычное его среде, поведение  Онегина, в конце концов, привело  к дуэли. 

 В этот роковой  момент влияние общества наложило  свой отпечаток на поведение  Онегина. Дуэль подразумевала  строгость соблюдения правил, но  Зарецкий, "в дуэлях классик  и педант", вел дело с большими  упущениями, вернее, сознательно игнорируя  все, что могло устранить кровавый  исход. Онегин и Зарецкий нарушают  правила дуэли: первый - чтобы  продемонстрировать свое раздраженное  презрение к истории, в которую  он попал против своей воли, в серьезность которой все  еще не верит, а Зарецкий  потому, что видит в дуэли забавную  историю, предмет сплетен и  розыгрышей. Онегин стреляет с  дальней дистанции, сделав только  четыре шага, причем первым, явно  не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему  все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же  властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным  или сделаться предметом сплетен.  В онегинскую пору безрезультатные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы.  

 Поведение Онегина  определялось колебаниями между  чувствами, которые он испытывал  к Ленскому, и боязнью показаться  смешным или трусливым, нарушив  правила поведения на дуэли.  Что победило, нам известно:  

Поэт, задумчивый мечтатель 

 Убит приятельской  рукой! 

Но рассуждая о  будущем Владимира Ленского, становится ясно, что он бы не остался прежним, если бы выжил после дуэли. Предательство  друга, столкновение с «реальностью», с миром, обществом, где давно  правят не возвышенные идеалы, точно  изменило бы его, и Пушкин видит два  возможных пути. Следуя первому из них, Ленский мог бы стать Кутузовым, Нельсоном или Наполеоном или  даже закончить жизнь так, как  Рылеев, ведь он человек страстный, способный на безрассудный, но героический  поступок (в этом он близок Пушкину). Но беда его в том, что среда, в  которую он попадает, враждебна ему, в ней его считают чудаком. Ленский скорее пошел бы по второму  пути:  

...поэта 

Обыкновенный ждал удел.

 И он стал  бы заурядным помещиком, каким  был дядя Онегина или Дмитрий  Ларин. А Ларин, о котором  Белинский говорит, что он «что-то  вроде полипа, принадлежащего в  одно и то же время двум  царствам природы — растительному  и животному», был «добрым малым», но вообще-то человеком ординарным. Его жена увлекалась в молодости  книгами, но увлечение это было  скорее возрастным. Вышла замуж  поневоле, была увезена в деревню,  где «рвалась и плакала сначала», но потом занялась хозяйством, «привыкла и довольна стала».

 Мир поместного  дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими,  так же как интересы интеллектуальные («Их разговор благоразумный о  сенокосе, о вине; о псарне, о своей  родне»). Однако Пушкин пишет о  нем с большей симпатией, чем  о петербургском. В провинциальном  дворянстве сохраняются естественность  и непосредственность как свойства  человеческой натуры («Соседей добрая  семья, нецеремонные друзья»). Поместные  дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки  к народу. Это проявляется в  отношении к природе и религии,  в соблюдении традиций («Они хранили  в жизни мирной привычки милой  старины...»).  

 Московскому же  дворянству Пушкин уделяет меньше  внимания, чем петербургскому и  поместному. Пушкин вносит в эпиграф  седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая, что со времен Чацкого в Москве мало что изменилось. Но все же сам Онегин меняется. К восьмой главе прежнего Евгения уже почти не узнать – виной тому ли его путешествие, любовь к изменившейся Татьяне или то и другое, но его оправдывает сам Поэт: 

- Зачем же так  неблагосклонно 

 Вы отзываетесь  о нем? 

 За то, <...>Что  слишком часто разговоры 

 Принять мы  рады за дела, 

 Что глупость  ветрена и зла, 

 Что важным  людям важны вздоры 

 И что посредственность  одна 

 Нам по плечу  и не странна? 

 Пушкин рисует  общество в восьмой главе «во  всей его красе», и вместе с  изменившимся Онегиным это дает  необычайный контраст. 

 Чем нынче явится? Мельмотом, 

Информация о работе Светское Общество в романах Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой Нашего Времени"