Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:22, реферат
В этот период Толстой решил воплотить в жизнь некоторые идеи, написав произведение о семейной жизни женщины из высшего общества, которая погубила себя и свое будущее, его очень волновали проблемы семьи и брака. Толстой говорил, что основной его задачей было не столько вызвать жалость к героине, сколько показать ее невиновность.
Писатель работал над романом более 4х лет – с 1873 по 1877 гг. Он не ограничился темой семьи, от его внимания не ускользнуло, что семейные отношения тесно связаны с исторической эпохой, с социальными и философскими аспектами жизни. В процессе работы границы семейно-бытового романа были значительно расширены, и произведение превратилось в объемный социально-психологический роман с глубоким морально-философским содержанием, который охватил не только жизнь и человеческие отношения того времени, но и вместил в себя рассуждения Льва Толстого о природе социальных отношений, духовном единстве, счастье и несчастье людей.
1) Из истории создания романа. Проблематика. Смысл эпиграфа……...…3
2) Композиция романа, основные сюжетные линии. Характеристика героев романа. Особенности художественной формы…………………..4
3) Мое впечатление от прочтения романа…………………………………...9
Каренин
Муж героини, высокопоставленный петербургский чиновник. Прототипами для создания образа Каренина Толстому служили его хороший знакомый «рассудительный» С.М.Сухотин, переживший подобную семейную драму, и свояк писателя А.М.Кузминский. Принято считать, что фамилия персонажа «говорящая» и происходит от греческого слова «каренон» (голова), что подчеркивает одну из основных черт характера— рассудочность, преобладание воли и упорядоченности поведения над чувством. Однако образ Каренина далеко не так однозначен, и было бы ошибочным видеть в нем лишь «министерскую машину», как это представляется Анне. В начале романа Алексей Александрович Каренин — преуспевающий чиновник, постоянно поднимающийся по службе и укрепляющий свое придворное и светское положение. Он весьма влиятелен и уважаем в обществе за честность, порядочность, трудолюбие, бесстрастие и справедливость. Он не отличается подчеркнутой светскостью и любезностью, но в то же время отчасти гордится своей безукоризненностью и моральным превосходством. В отношениях к жене и сыну, искренне любимым и близким, Каренин придерживается иронически-пренебрежительной манеры, намеренно отстраняясь от них и тем заглушая возможные проявления подлинных чувств. Будучи уверенным в себе и своей семье, он все силы направляет на осуществление служебных интересов, где подлинное радение о пользе дела часто переплетается с честолюбием и тщеславием. Каренин оказался неспособным почувствовать изменения в отношении к нему жены до тех пор, пока не заметил реакции света. По мере развития и углубления семейной драмы Каренин хочет найти прочные основы своего поведения в сложившихся условиях, по привычке пытаясь прибегнуть к разумному решению всех вопросов, все продумать, упорядочить и подчинить этому порядку поведение всех участников конфликта. Кажущийся сухим и бесстрастным, Каренин оказывается способным на подлинно христианское человеколюбие и прощение жены и ее любовника. Отношения с женой еще более запутываются от того, что Алексей Александрович слишком прямолинейно понимает свои религиозные и нравственные обязанности по отношению к падшей жене. Чувствуя себя несчастным, обманутым мужем, поднявшись до истинного сострадания, Каренин постепенно становится смешным в глазах света, теряя одновременно и свой служебный престиж. Потребность чувствовать себя морально выше презирающих его людей постепенно заставляет героя отодвигать все дальше и дальше желание быть честным перед самим собой. Это стремление приводит к усилению религиозных чувств и к сближению с кружком людей, находящихся под влиянием модных в то время в свете религиозно-мистических настроений, где герой в сущности утрачивает волю
Вронский
Был воспитан в Пажеском корпусе, не знал семейной жизни, рано лишился отца, был подчеркнуто почтителен к матери, но не любил и не уважал ее за бесконечные связи и легкомысленно светский образ жизни. Среди товарищей по службе в блестящем гвардейском полку Вронский слыл безукоризненно честным человеком, добрым малым и имел отчасти даже романтическую репутацию, т.к. еще в детстве спас из воды женщину, затем хотел отдать свое состояние. Несмотря на цельность характера, доброту, твердость, мужество и настоящее благородство, Вронский — неглубокий человек, практически лишенный серьезных интеллектуальных запросов. Его отличают типичные для светской молодежи шаблонные представления о жизни и в отношениях к людям, когда искренние поступки и чувства, целомудрие, крепость семейного очага, верность кажутся смешными и устаревшими ценностями, а люди более низких социальных кругов представляются недостойными заинтересованного внимания и уважения. Именно эти качества героя в полной мере сказались во взаимоотношениях с Кити Щербацкой, которую Вронский сознательно увлекал ради удовольствия видеть силу своего влияния, но не имея серьезных намерений, не заботясь о ее чувствах и репутации.
После прочтения романа, возникает желание обдумать, обсудить, еще раз пропустить эту книгу у себя в голове, вспомнить ключевые моменты и слова, сделать выводы. В общем, после прочтения книга, оказывается, совсем не заканчивается, а продолжается в беспокойном потоке мыслей и идей. Все-таки этот роман очень явно пропагандирует философию самого Толстого при помощи Кости Левина. Буквально с первых страниц, Левин ассоциировался с автором, все его мысли и идеи виделись как мысли и идеи самого Толстого.
Анна вызывает во мне противоречивые эмоции – отвращение, непонимание, восхищение, жалость. Мне она не понравилась своим отношением к родным детям и своей страстью к Вронскому, заглушающей материнскую любовь и в итоге, погубившей ее. Толстой планировал изобразить Анну несчастной женщиной, и это блестяще исполнено, особенно в заключительных частях романа, когда Анна не может контролировать ситуацию и уже истощена своей жизнью и своей любовью, далее следует ее душевное расстройство, безумная ревность, ненависть, и просто трагический исход.
Что еще меня волнует после прочтения, так это заключительная восьмая часть книги, где Левин приходит к разрешению так беспокоящего его вопроса о смысле жизни и его месте в этой жизни. Это философское отступление Толстого даже было отклонено в первоначальной печати. Но этот вопрос, мне кажется, волнует каждого из нас в какой-то момент и каждый по-своему справляется с ним. Я часто задаюсь этим вопросом – зачем мы живем и в чем есть смысл жизни. Левин в конце концов приходит к осознанию того, что нужно жить душой и Богом, что доброта в этой жизни есть высшая ценность и то, ради чего стоит жить. Толстой не призывает верить, точнее он говорит найти в себе то, что уже заложено и не может быть отнято. Люди ищут что-то вокруг, когда на самом деле это что-то находится в них самих. Толстой не углубляется в вопрос религии, речь идет о вере в того, кто мудрее и сильнее нас и о доброте, определяющей жизнь и дающей ей смысл. Я думаю, религия представляет нравственный фундамент для общества, объясняя, что хорошо, а что плохо, но в действительности речь всех религий идет об одном и том же, только на разных языках и со своими культурными и национальными особенностями.