Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:22, реферат

Краткое описание

В этот период Толстой решил воплотить в жизнь некоторые идеи, написав произведение о семейной жизни женщины из высшего общества, которая погубила себя и свое будущее, его очень волновали проблемы семьи и брака. Толстой говорил, что основной его задачей было не столько вызвать жалость к героине, сколько показать ее невиновность.
Писатель работал над романом более 4х лет – с 1873 по 1877 гг. Он не ограничился темой семьи, от его внимания не ускользнуло, что семейные отношения тесно связаны с исторической эпохой, с социальными и философскими аспектами жизни. В процессе работы границы семейно-бытового романа были значительно расширены, и произведение превратилось в объемный социально-психологический роман с глубоким морально-философским содержанием, который охватил не только жизнь и человеческие отношения того времени, но и вместил в себя рассуждения Льва Толстого о природе социальных отношений, духовном единстве, счастье и несчастье людей.

Содержание

1) Из истории создания романа. Проблематика. Смысл эпиграфа……...…3
2) Композиция романа, основные сюжетные линии. Характеристика героев романа. Особенности художественной формы…………………..4
3) Мое впечатление от прочтения романа…………………………………...9

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"череповецкий государственный  университет"

 

          Гуманитарный институт                Кафедра связей с общественностью,

                                                          журналистики и рекламы

 

             Домашняя контрольная  работа

       по Истории отечественной литературы

                   Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

 

                                                            Заведующий кафедрой:

                                                                             д.ф.н., проф. А.В.Чернов

 

                                                  Научный руководитель:

                                                           к.ф.н., доцент М.В.Зеленцова

 

                                           Работу выполнил:

                                                         студентка группы 0316.62-00-11оп

                                                   Н.Н.Пупкин

                                                     Череповец

                                                           2012

Содержание

 

  1. Из истории создания романа. Проблематика. Смысл эпиграфа……...…3
  2. Композиция романа, основные сюжетные линии. Характеристика героев романа. Особенности художественной формы…………………..4
  3. Мое впечатление от прочтения романа…………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История создания

 

В этот период Толстой решил воплотить в жизнь некоторые идеи, написав произведение о семейной жизни женщины из высшего общества, которая погубила себя и свое будущее, его очень волновали проблемы семьи и брака. Толстой говорил, что основной его задачей было не столько вызвать жалость к героине, сколько показать ее невиновность.

Писатель работал над романом более 4х лет – с 1873 по 1877 гг. Он не ограничился темой семьи, от его внимания не ускользнуло, что семейные отношения тесно связаны с исторической эпохой, с социальными и философскими аспектами жизни. В процессе работы границы семейно-бытового романа были значительно расширены, и произведение превратилось в объемный социально-психологический роман с глубоким морально-философским содержанием, который охватил не только жизнь и человеческие отношения того времени, но и вместил в себя рассуждения Льва Толстого о природе социальных отношений, духовном единстве, счастье и несчастье людей.

Нужно также отметить, что история Левина и Китти это автобиографичная часть романа. Это прослеживается в психологическом портрете Левина, его, как и самого автора волновали одни и те же вопросы: нужно ли образование крестьянам, и что случится, если его дать. Эти вопросы мало интересовали окружение Левина, как мало интересовали современников Толстого. Жизненный кризис, который переживал Левин, соответствует жизненному кризису автора.

 

Проблематика

 

По словам Толстого, его новое произведение было написано благодаря божественному Пушкину. Сохранился рассказ Толстого о том, как он взял в руки том с прозой Пушкина и, как всегда (кажется, 7-й раз), перечел всего, не в силах оторваться, и как будто вновь читал. Особенно привлек Толстого незаконченный отрывок Гости съезжались на дачу.... Там идет речь о женщине, которая осмелилась нарушить правила аристократического общества.

“Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в Анне Карениной я люблю мысль семейную, в Войне и мире любил мысль народную, вследствие войны 1812-го года...” - говорил Толстой.

История родственных дворянских семей - Облонских, Щербацких, Карениных, Левиных - отразила один из переломных, трагических периодов истории России. Революционная ситуация 1859-1861 годов не завершилась революцией, но расшатала политические, нравственные основы самодержавно-крепостнического строя.

“...Все это переворотилось и только укладывается” - размышляет о жизни в пореформенной России Константин Левин, один из центральных героев романа. Эти слова В. И. Ленин назвал самой меткой характеристикой периода 1861 - 1904 годов, периода ломки, когда старый, крепостнический порядок рушился и только укладывался новый, буржуазный порядок, когда старые формы физического и нравственного порабощения людей сменялись новыми, усовершенствованными.

Многие герои романа Толстого так или иначе захвачены неустройством, бедствиями периода ломки.

Диалектика души, сложная и противоречивая духовная жизнь человека - вот что прежде всего интересует Толстого.

Мудрый художник улавливает движение души своих героев, внутренние двигатели их поступков, обнажает их заблуждения, добираясь до самой глубинной правды.

 

Эпиграф

Эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: “Мне отмщение, и Аз воздам”.

Позднее Толстой писал о библейском речении: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. “Мне отмщение, и Аз воздам”. Наказывает только Бог и то только через самого человека».

По замечанию А. А. Фета, “Толстой указывает на “Аз воздам” не как на розгу брюзгливого наставника, а как на карательную силу вещей”

Эпиграф романа, столь категорический в своем прямом, исходном значении, открывается читателю еще иным возможным смыслом: “Мнé отмщение, и Аз воздам”. Только Бог имеет право наказывать, а люди судить не имеют право. Это не только иной смысл, но и противоположный первоначальному.

В “Анне Карениной” нет одной исключительной и безусловной правды — в ней многие правды сосуществуют и одновременно сталкиваются между собой», — так истолковывает эпиграф Е. А. Маймин

 

  1. Композиция романа, основные сюжетные линии. Характеристика героев романа. Особенности художественной формы.

 

Композиция романа.

 

Необычность композиции романа «Анна Каренина» многим казалась особенно странной. Отсутствие логически завершенной фабулы делало и композицию романа непривычной. В 1878 г. проф. С. А. Рачинский писал Толстому: «Последняя часть произвела впечатление охлаждающее не потому, чтобы она была слабее других (напротив, она исполнена глубины и тонкости), но по коренному недостатку в построении всего романа. В нем нет архитектуры. В нем развиваются рядом, и развиваются великолепно, две темы, ничем не связанные. Как обрадовался я знакомству Левина с Анною Карениной.— Согласитесь, что это один из лучших эпизодов романа. Тут представлялся случай связать все нити рассказа и обеспечить за ними целостный финал. Но вы не захотели — бог с вами. «Анна Каренина» — все-таки остается лучшим из современных романов, а вы — первым из современных писателей»

Ответное письмо Толстого проф. С. А. Рачинскому чрезвычайно интересно, так как содержит определение характерных особенностей художественной формы романа «Анна Каренина». Толстой настаивал на том, что судить о романе можно, лишь исходя из его «внутреннего со¬держания». Он считал, что мнение критика о романе «неверно»: «Я горжусь, напротив, архитектурой,— писал Толстой.— Своды сведены так, что нельзя заметить, где замок. И об этом я более всего старался»

Главы романа расположены циклами, между которыми существует тесная связь как в тематическом, так и в сюжетном отношениях. Каждая часть романа имеет свой «узел идеи». Опорными пунктами композиции являются сюжетно-тематические центры, последовательно сменяющие друг друга.

Архитектура романа «Анна Каренина» отличается естественностью расположения всех соединенных между собою конструктивных частей. Есть несомненный смысл в том, что композицию романа «Анна Каренина» сравнивали с архитектурным строением. И. Е. Забелин, характеризуя черты самобытности в русском зодчество, писал о том, что издавна на Руси дома, дворцы и храмы «устраивались не по тому плану, который заранее придумывается и чертится на бумаге, и по сооружению здания редко вполне отвечали всем настоящим потребностям хозяина.

 Строились больше всего  по плану самой жизни и  вольному  начертанию самого обихода строителей, хотя всякое отдельное строение  всегда исполнялось по чертежу.

Эта характеристика, относящаяся к архитектуре, указывает на одну из глубоких традиций, питавших русское искусство. От Пушкина до Толстого роман XIX в. возникал и развивался как «энциклопедия русской жизни». Свободное движение сюжета вне стеснительных рамок условной фабулы определяло своеобразие композиции: «линиями размещения построек своенравно управляла сама жизнь».

 

Сюжетные линии.

 

В романе Толстого, так же как в романе Пушкина, первостепенное значение принадлежит не фабульной завершенности положений, а «творческой концепции», которая определяет отбор материала и в просторной раме современного романа представляет свободу для развития сюжетных линий.

Фундаментальных работ, посвященных анализу «Анны Карениной», не так уж много. Одной из первых является работа Б.В. Рождественского «О композиции романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»». Очевидное достоинство этой работы — то, что вопрос о композиции автор решает в единстве с идейно-тематическим содержанием романа. Б. Рождественский отмечает, что сложность композиции проистекает прежде всего из тематической многоплановости. Он называет три важнейшие темы: семейно-бытовую, социальную и морально-философскую. При этом, утверждает Б. Рождественский, роман внутренне целен, так как содержит «идеологический стержень, вокруг которого развертывается огромный тематический материал». Таким стержнем Рождественский считает «одну большую, глубоко волновавшую Толстого проблему, проблему, обрамляющую все тематические линии романа, а именно: как жить в новой обстановке, создавшейся после реформ 60-х годов?». Но в то же время исследователь высказывает и мысль о сюжетной децентрализации романа: в нем два героя - Анна и Левин и, следовательно, две основные сюжетные линии. Правда, в отличие от большинства ранних критиков, Рождественский не считает эти линии совершенно самостоятельными: «Связь между этими двумя линиями, несомненно, имеется, но только связь не внешняя, а внутренняя, выражающаяся в том, что обе сюжетные линии романа служат одной идеологической задаче - утверждению жизни, свободной от власти чувственных страстей, жизни, наполненной глубоким моральным смыслом». Б. Рождественский обращает внимание и на антитетичность этих линий, являющуюся важнейшим композиционным приемом.

Сюжетная линия Анны развертывается «в законе» (в семье) и «вне закона» (вне семьи). Сюжетная линия Левина движется от положения «в законе» (в семье) к сознанию незаконности всего общественного развития («мы вне закона»). Анна мечтала избавиться от того, что «мучительно беспокоило» ее. Она избрала путь добровольной жертвы. И Левин мечтал «прекратить зависимость от зла», и его мучила мысль о самоубийстве. Но то, что представлялось Анне «правдой», было для Левина «мучительной неправдой». Он не мог остановиться на том, что зло владеет обществом. Ему необходимо было найти «высшую правду», тот «несомненный смысл добра», который должен изменить жизнь и дать ей новые нравственные законы: «вместо бедности общее богатство, довольство, вместо вражды — согласие и связь интересов». Круги событий в обоих случаях имеют общий центр.

 

 

Характеристика героев романа.

Анна Каренина

Светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами – пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна – свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини – следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

 

Левин

Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя. Характер и сюжетная линия Левина наиболее тесно связаны с обстоятельствами жизни и образом мыслей самого писателя. Известно, что во время написания романа Толстой практически не вел дневников, так как его мысли и чувства достаточно полно отражались в работе над образом Левина. Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что Левин является главным героем романа и выведен автором как носитель положительного миросозерцания, с позиций которого обнаруживаются «ненормальности», приводящие к страданиям и гибели других героев. Константин Дмитриевич Левин — провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду, живущий в своем имении, не служащий, серьезно увлеченный хозяйством. За внешне размеренной жизнью и обыденными заботами скрывается напряженная работа мысли героя, глубокие интеллектуальные запросы и нравственные искания. Левин отличается искренностью, уравновешенностью, серьезным и доброжелательным отношением к людям, верностью долгу, прямотой. С самого начала романа он предстает как герой с вполне сложившимся характером, но эволюционирующим внутренним миром. Левина болезненно волнует судьба русского дворянства и очевидный процесс его оскудения, о чем он много и заинтересованно говорит с Облонским и своими соседями-помещиками. Он не видит реальной пользы и от тех форм хозяйствования, которые пытаются привнести с Запада; отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, как, впрочем, и во многих достижениях цивилизации, считая их злом. Постоянная жизнь в деревне, наблюдения над трудом и бытом народа, стремление к сближению с крестьянами и серьезные занятия хозяйством вырабатывают у Левина целый ряд самобытных взглядов на происходящие вокруг изменения, недаром именно он дает емкое и точное определение пореформенного состояния общества и особенностей его экономической жизни, говоря о том, что «все переворотилось» и «только укладывается».

Информация о работе Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»