Романтизм и реализм в поэтике “Грозового перевала” Эмили Бронте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: выявить элементы романтизма и реализма в романе «Грозовой перевал» для определения его поэтики.
Задачи курсовой работы:
проследить историю возникновения романа «Грозовой перевал», его проблематику и поэтику;
выявить элементы реализма и романтизма в поэтике романа;
проанализировать выявленные элементы, и выяснить, к какому художественному направлению относиться роман.

Содержание

I.Введение………………………………………………………………...3 – 4
II.Основная часть………………………………………………………..5 – 31
Глава 1. Основные литературные течения XIX в. ……………………..5 – 11
1.1.Романтизм…………………………………………………………...5 – 8
1.2Реализм…………………………………..……………………..…..8 – 11
Глава 2. Судьба и творчество английской писательницы-романистки
Эмили Бронте…………………………………………………………....11 – 19
2.1.Жизнь Эмили Бронте……………………………………………11 – 14
2.2.Уникальность единственного романа Эмили Бронте…………14 – 19
Глава 3. Романтизм и реализм в поэтике «Грозового перевала»…….19 – 31
3.1. Магический реализм великого романа Эмили Бронте ……..…19 – 25
3.2.«Романтичнейший роман»……………………….……….……...25 – 31
III.Заключение……………………………………….……………....32 – 33
IV.Использованная литература…………………………………..….34 - 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 76.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра зарубежной литературы

 

    Допущена к защите 

              Заведующий кафедрой

     ____________________

«___» ____________20__г.

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

Романтизм и реализм в поэтике  “Грозового перевала”

Эмили Бронте

 

 

 

       Студентка 2 курса             

Специальности романо-германская

          (английская) филология                                    

     филологического факультета             Худайбердыева Дженнет  

        дневной  формы обучения             Агаджановна

 

      

             Научный руководитель                                       Хаданович  А.В.                                                                                        

          _______________________

             (должность, ученая степень)   

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Введение………………………………………………………………...3 – 4
    2. Основная часть………………………………………………………..5 – 31

Глава 1. Основные литературные течения XIX в. ……………………..5 – 11

    1. Романтизм…………………………………………………………...5 – 8
    2. Реализм…………………………………..……………………..…..8 – 11

Глава 2. Судьба и творчество английской писательницы-романистки

Эмили Бронте…………………………………………………………....11 – 19

    1. Жизнь Эмили Бронте……………………………………………11 – 14
    2. Уникальность единственного романа Эмили Бронте…………14 – 19

Глава 3. Романтизм и реализм в поэтике «Грозового перевала»…….19 – 31

3.1.    Магический реализм великого романа Эмили Бронте ……..…19 – 25

3.2.    «Романтичнейший роман»……………………….……….……...25 – 31

    1. Заключение……………………………………….……………....32 – 33
    2. Использованная литература…………………………………..….34 - 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВВЕДЕНИЕ

XIX век подарил человечеству великих писателей и поэтов, которые внесли бесценный вклад в мировую литературу. Это такие таланты как     Д.Г. Байрон, Ч. Диккенс, У. Теккерей, П.Б. Шелли, С.Т. Колридж, У. Вордсворт, Р. Саути, Дж. Китс, В. Скотт, сестры Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Остен и многие другие. Эпоха, в которую они творили, носила переломный характер, что, естественно, отразилось и на их творчестве. 

В первой трети английской литературы утверждался  романтизм. Центр художественной системы  романтизма – личность, а его  главный конфликт – конфликт личности и общества. Национальная особенность  английского романтизма заключалась  в сосредоточении на проблемах развития общества и человечества в целом. Английские романтики ощущали катастрофичность исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализировали старину, простые, естественные чувства и отношения, природу. Группа «лондонских романтиков» (Дж.Китс, Ч.Лэм, Ли Хант, У.Хэзлитт) воспевала красоту  мира и человеческой природы. Крупнейшие поэты английского романтизма Д.Г. Байрон и         П.Б. Шелли были увлечены идеями борьбы, писали о сочувствии к угнетенным и защите свободы личности. Исторические поэмы и романы       В. Скотта возрождали интерес к старине, устной народной поэзии. В 1830 – 50 гг. движение чартистов вызвало к жизни феномен чартистской литературы (Т. Худ, Э. Джонс), отражавшей социальные недостатки эпохи. С произведениями Ч. Диккенса и У. Теккерея зародилось течение английского реализма.

В первой половине XIX века политическая ситуация в Англии была ознаменована утверждением господства буржуазии. В этот период времени разразился экономический кризис, который вызвал необходимость парламентских реформ. К 1830-м гг. в стране свершилась промышленная революция. Именно в эту переломную эпоху жила и творила великая английская писательница-романистка Эмили Бронте, к творчеству которой я обращусь в своей работе. Несмотря на то, что она автор всего лишь единственного романа «Грозовой перевал», Эмили Бронте остается одной из самых известных писателей и поэтов в Англии и за ее пределами.

Тема  выбранной мной курсовой работы концентрируется вокруг поэтики романа Э. Бронте «Грозовой перевал». Эта тема вызвала интерес, поскольку, литературные критики зашли в тупик, стараясь отнести «Грозовой перевал» к одному из двух основных художественных направлений ХІХ столетия - романтизма или реализма. И это неудивительно, так как в нем присутствуют элементы и романтизма и реализма. По моему мнению «Грозовой перевал» является синтезом этих двух течений. Именно это я постараюсь доказать в своей работе.

Целью курсовой работы является: выявить элементы романтизма и реализма в романе «Грозовой перевал» для определения его поэтики.

Задачи  курсовой  работы:

  • проследить историю возникновения романа «Грозовой перевал», его проблематику и поэтику;
  • выявить элементы реализма и романтизма в поэтике романа;
  • проанализировать выявленные элементы, и выяснить, к какому художественному направлению относиться роман.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 

Первая глава отражает основные характеристики двух важных литературных течений – романтизма и реализма.

Во второй главе дается биография Эмили Бронте и уникальность ее творчества.

А в третьей  главе идет выявление и анализ элементов реализма и романтизма в поэтике романа и выявление его направления к тому, либо другому течению.

 

    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 1. Основные литературные течения XIX в.

1.1. Романтизм

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и  американской духовной культуре конца  XVIII – первой половины XIX вв. Французское romantique означало в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

В современном  литературоведении термину «романтизм»  нередко придают и другой, расширительный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного  творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, а ее активное пересоздание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной  условности формы, к фантастике, гротеску, символике.

Романтизм – в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова – явился как бы высшей точкой антипросветительского  движения, прокатившегося по всем европейским  странам; его основная социально-идеологическая предпосылка – разочарование  в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе.

Неприятие буржуазного образа жизни, протест  против пошлости и прозаичности, бездуховности  и эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого просветительства и нашедшие первоначальное выражение  в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Действительность, реальность истории  оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство –  враждебным природе человека и его  личностной свободе. Тем не менее, отвергая механистичность и рационализм просветителей, романтики сохраняют с ними преемственную связь. Понятие «естественного человека», взгляд на природу как великое благое начало, стремление к всеобщей справедливости и равенству остаются для романтиков основополагающими.

Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали лучшие умы Европы, постепенно разрослось до «космического пессимизма», принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века»).

Возможности социального совершенствования  казались утраченными навсегда; мир  предстал «лежащим во зле»: материальный мир затемнен силами распада, в человеке воскресает «древний хаос», в практике торжествует «мировое зло». Внутренняя тема «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью  судеб, тоской вечного однообразия  повседневной жизни), прошла через всю  историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в  специфическом «черном жанре» –  А. Радклиф, в «драме рока» – Г. Клейст, З. Вернер, а также в произведениях  Дж. Байрона, Э. По.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства – одна из важных особенностей романтического миросозерцания.

Разлад  между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих поколений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого  романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала  мысль о господстве в жизни  непостижимых и загадочных сил, о  необходимости подчиняться судьбе (поэты «озерной школы» У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р. Саути). В творчестве других (Байрон, П.Б. Шелли) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.

Отвергая  повседневную жизнь современного цивилизованного  общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран  и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они  сильные страсти (романтическая  концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие ее сферы: религию, искусство, философию.

Человек для романтиков – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Столь же характерна для романтизма защита свободы, суверенности и самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в буржуазном обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и государства.

Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы. Высшие художественные достижения романтизма – гротескно-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы – были унаследованы реализмом XIX в.

Таким образом, основная черта романтизма – преобладание субъективного начала в осмыслении явлений и процессов действительности и как неизбежное следствие –  разрыв между идеалом и действительностью, что приводит к тому, что романтик не ставит своей целью глубокое и тщательное изучение объективных условий жизни общества, познание законов, управляющих этой жизнью.

 

1.2. Реализм

Реализм в литературе, искусстве, правдивое  объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими  тому или иному виду художественного  творчества. В ходе исторического  развития искусства, реализм принимает  конкретные формы определенных творческих методов – например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями.

В литературе ряд существенных черт реализма проявился  в эпоху Возрождения, в первую очередь у М. Сервантеса и У. Шекспира, особенно в изображении характеров, классицизм XVII в. разработал метод четкой типизации характеров, однако интенсивное развитие реализма происходит позднее, в связи со становлением буржуазного общества. В XVIII в. литература демократизируется – в противовес предшествующей литературе, отражавшей по преимуществу жизненный уклад и идеалы феодальных верхов, она избирает главными героями не монархов и вельмож, а людей среднего состояния – купцов, горожан, солдат, моряков и т.п., показывая их в повседневной практической деятельности, в семейном быту.

Реализм XVIII в. проникнут духом просветительской идеологии. Он утверждается прежде всего в прозе; все более определяющим жанром литературы становится роман – прозаическое повествование о судьбах обыкновенных людей, эпос частной жизни.

В начале XIX в. романтизм несравненно глубже, чем просветительский реализм XVIII в. Он изобразил внутренний мир человека, выявляя конфликты и антимонии личности, открывая ее «субъективную бесконечность».

Возникший в 30-е гг. XIX в. критический реализм имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Ведущим жанром реалистической литературы остается роман. Его действие концентрируется вокруг таких мотивов, как борьба за самоутверждение личности в собственническом мире, махинации дельцов, бедствия обездоленных. Реализм показал растлевающее влияние материальных благ на нравы, разрушение естественных связей между людьми, превращение брака в коммерческую сделку. Критический дух реализма первой половины XIX в. не означал, однако, отсутствие положительных идеалов у писателей; сила их критики обусловлена присущим им гуманизмом и верой в прогресс.

Информация о работе Романтизм и реализм в поэтике “Грозового перевала” Эмили Бронте