Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3
 
Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
 
1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27
 
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
 
2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3) В трехлитровой банке 
с помощью резиновой трубки 
попробуем устроить «ветер» (
4) Устроим игрушечный 
огород на листе бумаги. Обсудим 
вопросы: «Можно ли из песка 
сделать грядки, а из глины, 
а из смеси глины и песка?». 
«О каком веществе можно 
5) Намочим песок и глину, 
слепим из того и другого 
вещества фигурки. Подождем, пока 
они высохнут. Обсудим вопросы: 
«Из какого вещества легче 
лепить?», «Какие новые 
Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт — небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить. В учебнике и рабочих тетрадях учитель встретит указания на проведение опытов с водой, песком, глиной, почвой, различными веществами, которые растворяются (не растворяются) в воде.
Очень эффективны различные виды практических и самостоятельных работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними .
Например, при изучении условий 
произрастания растений учитель 
предлагает детям провести такой 
эксперимент: сравнить сроки появления 
всходов и их характеристики при 
трех разных условиях: семена предварительно 
замачиваются; семена замачиваются в 
специальном питательном 
| Дата посева | Дата появления всходов | Даты появления третьего, четвертого листа | Дата появления цветочного бутона | |
| Посев сухих семян | ||||
| Посев замоченных семян | ||||
| Посев семян, замоченных в питательном Растворе | 
По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Если позволяют условия, целесообразно проводить наблюдения за растениями в условиях теплицы.
Самостоятельная работа обучающегося 
может быть разной.  В 4-м классе 
по теме «Где и как жили рыцари» 
можно провести самостоятельную 
работу с географической картой. Цель 
урока: в ходе рассуждений вывести 
детей на определение природных 
условий в средневековой 
Эта самостоятельная работа научит детей работать с географической картй. Ребята на карте самостоятельно находят места и отвечают на вопрос. Эту работу можно провести и в начале урока, и в конце.
Также самостоятельную работу в 4-м классе по теме «Мышцы и движение» можно провести Блиц-опрос. Учащиеся работают с учебником и энциклопедиями.
Тема урока: «Как человек использует свойства воды». Учащиеся смостоятельно
Ф.И. ______________________________
Перечисли известные тебе свойства воды:
Сила направлена вверх и равна весу вытесненной воды – это _____________
На чём основана работа фонтанов и водопровода? _____________________
Подчеркни названия веществ , нерастворимых в воде: стекло, уксус, мыло, акварельные краски, снег, асфальт, древесные опилки, карамель, каменная соль, мёд, железо, пластилин, стиральный порошок, сода.
У тебя три предмета: камень, гвоздь, деревянный брусок. Какой предмет окажется на поверхности воды, если их опустить в аквариум с водой? (подчеркни)
Какое свойство воды используется в гидравлическом прессе, домкрате, паровом двигателе?
Назовите три состояния 
воды: ______________________________
Таким образом, самостоятельная работа может быть с разными заданиями. Организация и проведение зависит от учителя.
2.3. Результаты экспериментальной работы
После проведения во время 
педагогической практики самостоятельных 
работ по предмету «Окружающий мир», 
провели экспериментальную 
Результаты экспериментальной работы во 2-м классе. Во 2-м классе была проведена самостоятельная работа по теме: «Мир глазами историка», по ходу которого учащиеся должны были найти нужный источник и выбрать правильный ответ. Всего вопросов – 10.
Таблица 1.
Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию
во 2-м классе (результаты контрольного этапа):
| 1. | Результаты | Количество детей | % от общего количества детей в классе | 
| 1. | «сразу нашел нужный источник», | 9 (5 девочек, 2 мальчика) | 64% | 
| 2. | «долго искал и нашел источник» | 5 (4 мальчика и 3 девочки) | 36% | 
| 3. | «не нашел». | 0 | 0 | 
Диаграмма, показывает, что после проведения нескольких самостоятельных работ, учащиеся научились самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках.
Изменения можно посмотреть в сравнительной гистограмме.
Гистограмма
После проведения ряда самостоятельных работ, как показывает сравнительный анализ, ребята научились самостоятельно работать с разными источниками, находить нужную информацию.
После проведения экспериментальной работы выпускники научились самостоятельно работать с источниками, находить нужную информацию. Это показывает результаты работы.
Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию во 4-м классе после проведения эксперимент:
| 1. | Результаты | Количество детей | % от общего количества детей в классе | 
| 1. | «сразу нашел нужный источник», | 10 | 60% | 
| 2. | «долго искал и нашел источник» | 6 | 35% | 
| 3. | «не нашел». | 1 | 5% | 
Сравнительный анализ проверки умения учащихся работать самостоятельно с книгами. Как показывает гистограмма, количество учащихся, которые в работе не умеют находит нужный источник, уменьшился. Если до проведения экспериментальной работы не нашли нужный источник 5 учащихся, то после проведения эксперимента не нашел только 1 ученик.
Уровень успешности выполнения самостоятельной работы учащихся
4-го класса
| Уровень успешности | Отметка | Пояснения | 
| Не достигнут необходимый уровень | «2» - неудовлетворительно. | Не решена типовая, много раз отработанная задача | 
| 1.Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания | «3» - удовлетворительно 1 ученик. | Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения)е | 
| «4» - хорошо 3 учащихся. | Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | |
| 2.Программный уровень 
  – решение нестандартной  
 - либо новые, получаемые в данный момент знания; 
 - либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. 
 
 | «4+» - приближается к «отлично» соответствует знаниям 3 учащихся | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). | 
| «5» - отлично | Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | |
| Третий уровень – особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи | ||
| 3. Максимальный уровень 
  – решение задачи на  
 - либо самостоятельно 
  добытых, не полученных на  
 - либо новых, самостоятельно приобретённых умений 
 
 | «5» - превосходно соответствует знаниям 10 учащихся. | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения). | 
| «5» и «5» - превосходно | Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | 
Выводы по II главе
В результате исследования пришли к такому выводу:
Заключение
Согласно научным 
Весь процесс социализации 
ребенка направлен на овладение 
культурой самостоятельной