«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 11:39, реферат

Краткое описание

“Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.

Содержание

1.Вступление.
2. Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.
3. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.
4. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.
5. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.
6. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.
7. Энциклопедичность романа «Евгений Онегин» как отблеск его народности. Оценка Белинским романа.
8. Заключение.
9. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни..txt.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал.

В те дни в таинственных долинах.

Весной, при кликах лебединых,

близ  вод, сиявших в  тишине,

Являться  муза стала мне."

В отступлении  говорится о юности самого Александра Пушкина, о зарождении его поэтического дара. Но это факт, безусловно, исторический, ибо он прямо относится к началу великого чуда русской поэзии, русской  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

6. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.

Давно уже  признано, что роман «Евгений Онегин»  был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно  имеется в виду, когда мы говорим  «реалистический»?   Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости  деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что  правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого  мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение  типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в  их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и  в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина  «Кавказский пленник», безусловно, типичный характер. Так же как и  Алеко в «Цыганах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими  обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.

Для реалиста в искусстве существен не только вопрос: что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой  картиной жизни, и художественным исследованием  жизни.

Отвечает  ли такому пониманию реализма «Евгений Онегин»? Несомненно. Картина русской  действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле, по роману можно  знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых  описаний Пушкина — описание дома, в котором жил дядя Онегина:

"Почтенный  замок был построен,

Как замки строиться  должны:

Отменно прочен и спокоен

Во  вкусе умной старины

Везде высокие покои,

В гостиной штофные  обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых  изразцах."

Самое замечательное  здесь — очень точные, исторически  достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах»  и т.д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким  художественно содержательным. Для  романа «Евгений Онегин» это характерный  пример.

Мы уже  успели убедиться в том, что все  персонажи романа Пушкина — типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных  героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом. 
 
 
 
 
 

6. Энциклопедичность  романа «Евгений  Онегин» как отблеск  его народности. Оценка  Белинским романа.

Белинский назвал «Евгения Онегина» «первой истинно  национально-русской поэмой в стихах»  и добавил к этому, что «в ней  народности больше, нежели в каком  угодно другом народном русском сочинении». Что мы понимаем под словом «народность» ? Народность искусства, литературы — это глубокая связь, которая существует и должна существовать между художественным произведением и жизнью того народа, среди которого оно создано: связь с историей народа, его бытом, его нравственными убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь между созданием поэта и глубинной жизнью народа видна в «Евгении Онегине» в каждой сцене или картине, в каждом герое, в каждом слове писателя-поэта. Читая роман «Евгений Онегин», все время чувствуешь: это Россия, это написано русским поэтом. В романе все неповторимо русское: и картины природы, и нравы, и персонажи, и, главное, та точка зрения, с какой автор смотрит на те или иные события, на людей, на человеческие отношения.

Пушкин изображает в романе в основном представителей дворянского сословия, их жизнь показана в романе в первую очередь. Но это  не мешает роману быть народным. Важно  не кого изображает писатель, а как изображает. Все явления жизни и всех героев Пушкин оценивает с общенародной точки зрения. Именно этим и заслужил роман Пушкина название народного.

С точки  зрения Белинского, большое значение этому произведению Пушкина придает  то, что в нем правдиво показана русская действительность: «в «Онегине»  мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого  в одном из интереснейших моментов его развития».

Это делает роман историческим «в полном смысле слова». И к этому Белинский  позднее добавит: «Онегина» можно  назвать энциклопедией русской  жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества».

Значение  романа, по мнению Белинского, и в  том, что от него (так же как и  от комедии Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», — утверждает Белинский, — был  бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и  «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской  действительности, исполненное такой  глубины и истины».

Свои статьи об «Евгении Онегине», полные тонких наблюдений и мыслей, Белинский заключает прекрасными и пророческими словами: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»; как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненной любви и благодарности взор...» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Заключение.

«Евгений  Онегин» бьл особенно дорог Пушкину. С ним он знал все, «что завидно для поэта: забвенье жизни в бурях света, беседу сладкую друзей»; с ним он знал «живой и постоянный труд».Пушкин вложил в роман не просто семь лет жизни, но свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России.«Евгений Онегин» обогатил многими важными художественными открытиями и самого Пушкина и всю последующую русскую литературу.От «Евгения Онегина», например, ведут свое начало многие герои послепушкинской литературы. Самые известные литературные персонажи первой половины XIX в., так называемые «лишние люди», представляют собой развитие в новых исторических условиях онегинского типа. Повторяется в новом качестве и при несколько иных обстоятельствах и тип Татьяны. На Татьяну похожа (на это указывал Достоевский) героиня романа Тургенева «Дворянское гнездо» Лиза Калитина. Какими-то чертами напоминают Татьяну Наташа Ростова и Марья Волконская в «Войне и мире» Толстого. Образ Татьяны не только получает все новые воплощения в русской литературе, но он становится своеобразным эталоном духовной женской красоты. Эталоном в равной степени и для писателей, и для читателей.Образцом для многих русских писателей послепушкинской эпохи стало и особенное сюжетное построение «Евгения Онегина». Оно основано на ситуации, когда через любовные отношения, через героиню проверяется герой и оценивается его социальное и историческое значение. Героине предоставляется право судить героя и выносить ему приговор. Такое построение позволяет сделать любовный сюжет основой уже не собственно — любовного, не семейного романа, а романа социального и исторического. Именно такие романы писал, к примеру, И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо» и др.).Наконец, сама форма свободного повествования, художественно проверенная автором «Евгения Онегина», имела большое значение в развитии русской литературы. Можно сказать даже, что эта свободная форма определила «русское лицо» как русского романа, так и произведений близких к роману жанров. 
 

Список  литературы:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 4-11я.

2. Томашевский Б. Пушкин Книга первая и вторая. М.,-Л., 1956-1961.

3. Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М., 1963.

4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.

5.Степанов Л.Н. Лирика Пушкина. М., 1974.

6. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

7. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982.


Информация о работе «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни