«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 11:39, реферат

Краткое описание

“Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.

Содержание

1.Вступление.
2. Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.
3. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.
4. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.
5. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.
6. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.
7. Энциклопедичность романа «Евгений Онегин» как отблеск его народности. Оценка Белинским романа.
8. Заключение.
9. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни..txt.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

сами являются неким отклонением. В мире стихов Пушкин чувствует себя и известном  отношении свободнее, чем в прозе. В романе в стихах могут быть опущены  некоторые связи и мотивировки, легче осушествляются переходы от одной темы к другой. Для Пушкина это и было самым главным .Роман в стихах был для него прежде всего свободным романом — свободным по характеру повествования, по композиции.

Но почему Пушкину так понадобился свободный  роман? Это связано с характером его энциклопедического  замысла. «Евгений Онегин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая историческая картина, как поэтическое воссоздание  эпохи.

Для такого романа — современного и историческою — как раз и нужна была свободная  композиция. Небольшой по объему (как почти все произведения Пушкина), но широкий по поставленным целям, роман нуждался к свободном ходе рассказа, в не стесняемом никакими обязательными рамками движении сюжета и авторской мысли. Принцип поэтической свободы помогал Пушкину говорить о многом и разном на сравнительно маленьком пространстве текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.

В каждом истинно  художественном произведении, помимо образов персонажей, всегда есть еще  один образ, притом самый главный  — образ автора. Он может проявляться  в большей или меньшей степени, но он придает основной тон повествованию, определяет наше восприятие героев, их поступков, жизни в целом. В «Евгении Онегине» автор присутствует во многих сценах и описаниях, мы постоянно  слышим его голос. Он обращается к  читателю, беседует с ним:

«Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей  же час

Позвольте познакомить вас».

Автор в романе часто высказывает свое отношение к героям:

«Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я  слезы лью;

Ты  в руки модного  тирана

Уж  отдала судьбу свою».

Отступая  от рассказа об основных событиях романа, автор делится своими воспоминаниями. Само поэтическое повествование  автор ведет не спокойно, а волнуясь, радуясь или горюя, иногда смущаясь:

«И  ныне музу я впервые

На  светский раут привожу:

На  прелести ее степные

С ревнивой робостью гляжу».

Автор в  романе «Евгений Онегин» воспринимается нами как живой человек. Кажется, что мы не просто чувствуем и слышим, но и видим его. И он представляется нам умным, обаятельным, с чувством юмора, с нравственным взглядом на вещи. Автор романа встает перед нами во всей красоте и благородстве своей  личности. Мы восторгаемся им, радуемся знакомству с ним, учимся у него.

Автор - человек  остроумный, дерзкий, можно сказать, умница . Порою он весел, порою затуманивается печалью, порою зло шутит. Но всегда он патриот, влюбленный и в природу русскую, и в чистоту своей героини ,так волшебно вписанной в морозную звездную ночь, и в русские снега. Влюбленный так, как только могло это быть у истинно русского человека с большой душой художника. Говоря о голосе автора в строках “Евгения Онегина” , мы постоянно слышим  столь разнообразный спектр чувств и вздыханий, радостей и печалей, что его действительно можно назвать энциклопедией или учебником жизни русской души. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.

Большую роль в пушкинском романе играют не только главные герои, но и эпизодические  персонажи. Они тоже типичны и  помогают автору представить как  можно полнее живую и многообразную  историческую картину. Эпизодические  персонажи не принимают участия (или мало принимают) в основном действии, в некоторых случаях они мало связаны с основными героями  романа, но они раздвигают его рамки, расширяют повествование. Тем самым  роман не только лучше отражает всю  полноту жизни, но и сам становится как жизнь: таким же бурлящим, многоликим, многоголосым.

В первой главе  романа перед читателем возникает  картина Петербурга с его обитателями, людьми разных сословий и состояний. Это любимица театральной публики  великая актриса Семенова и «колкий» Шаховской, популярный в свое время  автор комедий; это знаменитый балетмейстер Дидло и рядом с ним не менее знаменитая балерина Истомина; это «сатиры смелый властелин» и «друг свободы» Фонвизин и автор героических трагедий Озеров. Все это из мира искусства, в котором — прошлое и настоящее, жизнь и история всегда неразделимы.

Рядом с  ними люди другого, хотя и не чуждого  искусству мира. Хорошо всем знакомый и особенно дорогой автору Чаадаев. Каверин, когда-то студент Геттингенского университета , а теперь лихой гусар и одновременно человек, проповедующий политическую свободу. Пушкин легко и незаметно переносит читателя из одной сферы жизни в другую, уводит его от одного героя к другому.

Вот утренний Петербург. Читатель видит трудовой люд столицы: разносчика, молочницу-охтенку, извозчика, который медленно тянется на биржу, т. е. на свою уличную стоянку: хлебника-немца, открывающего свой «васисдас», свою форточку и т. д. Все это вместе составляет бытовую, жанровую картину. И вместе с тем это историческая картина: по ней читатели будущих поколений будут узнавать прошлую жизнь.

Создавая  свои исторические картины, заселенные типическими персонажами, Пушкин точно  совершает путешествие вместе с  читателем. Со

второй главы  читатель, по воле автора, из Петербурга попадает в один из глухих и прекрасных уголков деревенской России. Здесь  его ожидаю новые впечатления, незабываемые картины, новые знакомые. Вот один из них — деревенский старожил, дядя Онегина. Его рисует Пушкин с  насмешкой: деревенский старожил «лет сорок с ключницей бранился, в  окно смотрел и мух давил».

А вот еще  один персонаж. О нем автор рассказывает не спеша, с добрым юмором. Это мать Татьяны, старшая Ларина:

"...Она  меж делом и  досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавие  управлять.

И все тогда пошло  на стать.

Она езжала по работам.

Солила  на зиму грибы.

Вела  расходы, брила лбы.

Ходила  в баню по субботам,

Служанок  била, осердясь

— Все это мужа не спросясь."

Свои поэтические  и исторические картины поэт рисует, то улыбаясь, то сочувствуя, то иронизируя. Он воспроизводит жизнь и историю, как всегда любил это делать, «по-домашнему», близко, незабываемо.

Рядом с  Лариной мы видим ее мужа. Он добрый и беспечный, простой и ограниченный. Как напишет о нем на его  могильной плите Ленский: «Смиренный грешник Дмитрий Ларин, господний раб и бригадир».

И Ларин  и его супруга воспринимаются читателем в тесной связи друг с другом. Их общее бытие дает представление о целом жизненном  укладе, о патриархальной помещичьей идиллии, в которой не последнее  место занимают еда и питье, и  деревенская тишина, и соседи, всегда готовые «и потужить и позлословить», и строгая верность стародавним русским заветам и обычаям: 

"Они  хранили в жизни  мирной 

Привычки  милой старины:

У них на масленице  жирной

Водились  русские блины:

Два раза в год они  говели;

Любили  крутые качели,

Подблюдны песни, хоровод..."

Картины в  романе быстро сменяют друг друга. Перед  читателем возникают и проходят все новые лица, выражая не отмеченные прежде особенности исторической жизни  и человеческих отношений. И все  эти лица, иногда только упомянутые, прочно укладываются в памяти читателя. Как этого достигает Пушкин?

Там, где  не требуется всесторонняя подробная  характеристика персонажа, Пушкин рисует его особенно отчетливой, резкой краской, отчетливыми и резкими словами. Его эпизодические герои часто  характеризуются афористически, т. е. с помощью особенно острой и  емкой детали.

Вот Гвоздин — «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Персонаж обрисован словами, которые одновременно и ищутся друг к другу и сталкиваются между собой: «хозяин превосходный — владелец нищих...» Столкновение контрастных слов заостряет наше внимание, создает памятный словесный образ.

А вот как  характеризуется отставной советник Флянов: «...тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Характеристика звучит как эпиграмма. И как всякая удачная эпиграмма, она легко запоминается, так же как и лицо, против которого она направлена. Не менее остры и памятны пушкинские групповые характеристики. Например, московского светского общества:

"Но  в них не видно  перемены:

Все в пах на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый  чепец;

Все белится Лукерья  Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван  Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп..." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.

Все элементы формы романа, как это и бывает в истинно художественном произведении, подчинены идейному содержанию и  идейным авторским задачам. В  решении главной задачи, которую  ставил перед собой Пушкин, когда  писал «Евгения Онегина»,— изобразить современную жизнь широко, в масштабах  истории — помогают ему лирические отступления. В пушкинском романе в  стихах они носят особенный характер.

Отступления в романе самые разнообразные  и по характеру, и по тематике. Есть, например, отступления, которые можно  определить как эмоционально окрашенные экскурсы в русскую историю. Связь  таких отступлений с замыслом исторического романа самая непосредственная. Они помогают Пушкину расширить  хронологические рамки повествования, воспроизводить историю и свободно, и широко.

Пушкин напоминает читателю о славных страницах  недавнего прошлого России — о  победной войне с Наполеоном:

"Вот,  окружен своей дубравой,

Петровский  замок. Мрачно он

Недавнею  гордится славой.

Напрасно  ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы  коленопреклоненной

С ключами старого  Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не  праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою."

Нарисованная  Пушкиным картина исторического  величия русского народа заключает  в себе глубочайший смысл. Читатель невольно сравнивает всех героев, показанных в романе, и все их дела с величественным прошлым. Оно помогает осмыслить современность, по достоинству оценить современных героев. Другой род отступлений — автобиографические. Это в точном смысле слова лирические отступления. Но и они тоже носят своеобразный исторический характер. В них выражается история — но не непосредственно народа, а история одной личности, для читателя особенно живой и достоверной — автора. Через историю этой личности и изображается народная история, притом, как этого и хотел Пушкин, изображается наиболее интимно и близко.

Восьмая глава  романа начинается такого рода отступлением:

"В  те дни, когда  в садах Лицея

Информация о работе «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни