Волшебные сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.
В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.
В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Содержание

1. Введение
2. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.
3. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.
4. Национальный колорит в картинах народного быта.
5. Роль животных в сказках.
6. Чудесные свойства обычных вещей предметов.
7. Заключение.
8. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

работа готовая.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

В сказках  можно обнаружить следы нескольких эпох.  Например, в сказках древнерусских племен ясно сказывались особенности мировоззрения того времени - анимизм (одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, почитание животных или растений, связанных с сознанием единства природы и человека), тотемизм (выражается в превращении людей в животных), магизм (сказки о чудесных предметах, превращениях), мифология.

В эпоху  феодализма все большее место  занимают социальные темы, особенно в  связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические  настроения.

XVI- XYII века  характеризуются богатым развитием  сказки, В ней отражаются и  исторические мотивы (сказки об  Иване Грозном), и социальные (сказки  о судьях и попах) и бытовые  сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно  усиливаются сатирические мотивы. XYIII - первая половина XIX века. - последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя. Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат.

Сказка  представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Обычно чем ярче и полнее проявляется одно из них, тем ярче и полнее проявляются и другие. Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так, образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

Серьезный смысл некоторых волшебных сказок давал основания для суждений по самым важным жизненным вопросам. Так, в некоторых сказках воплощается  свободолюбивое стремление и борьба русского народа против произвола и  угнетателей.

В сказках  властелин иного мира предстает  в различных обличьях, например в  облике Кощея (имя происходит от слова  “кость” и означает “скелет”). Кощей, подобно Змею, держит в плену  царевну. Его называют Бессмертным  хотя бы потому, что владыка мира смерти сам является мертвецом, неуязвимым для обычного оружия. Описание боя  с Кощеем, тем более победы над  ним, могло возникнуть только в эпоху, когда пошатнулась вера в древние  мифы об ином мире, и общение с его владыками стало представляться не благом, а бедой. Видимо, это произошло тогда, когда язычники стали покидать леса и начали селиться на равнинах, а охотничий образ жизни сменился земледельческим.

Описание  Кощеевой смерти принадлежит глубокой старине – его душа, как известно, хранится вне тела и представляет собой неодушевленный предмет (иглу); ее сторожит все живое и неживое: вода (море, окружающее остров Кощея), земля (сам остров), дерево (дуб, на котором  висит сундук), звери (заяц), птицы (утка); яйцо же, в котором хранится игла, в мифологии часто является символом всего мироздания – иными словами, Кощей некогда представлялся владыкой всего сущего. Еще более древним и сложным является образ хозяйки иного мира, известной в сказках под именем Бабы Яги. Ее избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – “русским духом пахнет” (запах живых неприятен мертвым).

“Курьи  ножки” избы могут быть и просто звериными или птичьими, да и сама Яга имеет некоторые черты  зверя, а иногда в избе вместо Яги  живет медведь или козел. Яга  – повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Черный всадники, т.е. утро, день и ночь. Человек, встречающий  на границе мира жизни и смерти избушку Бабы Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную  царевну. Для этого он должен приобщиться  к миру мертвых. Обычно он просит Ягу  накормить его, и она дает ему  пищу мертвых. Есть и другой вариант  – быть съеденным Ягой и таким  образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим  одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет  себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную  красавицу и становится царем.

В сказках  каждого народа - общечеловеческие темы получают своеобразное национальное воплощение. В русских народных волшебных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль животных в сказках.

 Изображая животных, сказка  придает им человеческие черты,  но в то же время фиксирует  и характеризует повадки, "образ  жизни" и т.д. Отсюда живой,  напряженный текст сказок. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.

В сказках присутствует множество животных -  рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним.   Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").

Помимо основных действующих лиц - героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

Помощниками положительных героев в волшебной сказке выступают  всевозможные животные, звери и птицы: добрый конь «сивка-бурка», «утка с  золотым яйцом», «чудесная курица», собака, кот, кошка, волк, сокол, орел, ворон, щука и др. В отличие от сказок о животных в волшебных сказках  все эти животные обладают чудодейственной  силой. Именно они нередко управляют  ходом событий. Ярким примером может  служить сказка «Емеля-дурак», где такой силой обладает щука, которую поймал и потом выпустил в реку Емеля. После слов Емели: «По щучьему веленью, а по моему прошенью» — ведра с водой шли сами домой, топор сам рубил дрова, а они шли в избу и укладывались в печь, сани без лошади ездили в лес за дровами, дубинки избили офицера и солдат, которых король прислал за Емелей, печь везет его к королю в город. Емеля превращается в красавца и женится на царской дочери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Чудесные свойства обычных вещей предметов.

Одной из особенностей волшебных сказок является использование ее героями  волшебных специальных предметов. Их довольно много, они разнообразны. Это могут быть украшения, элементы одежды, оружие, орудия труда, музыкальные инструменты, посуда и прочее. Много вещей, что герой получает в потустороннем мире, приносят благосостояние и помогают в разнообразных жизненных ситуациях. Нередко они тоже одухотворяются: могут разговаривать, проявлять эмоции, мыслить.

Все эти предметы, как правило, выполняют роль помощника главного героя.

 Помощники, живые существа  и волшебные предметы, принципиально  функционируют совершенно одинаково.  Так, конь переносит героя за  тридевять земель, но то же  достигается при помощи ковра-самолета  или сапог-самоходов. Конь побивает  рать, но и дубина сама бьет  врагов и даже берет их в  плен и т. д.  в волшебной сказке нет такого предмета, который не мог бы фигурировать как предмет волшебный. Тут различные предметы одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс) и украшения (кольцо, шпильки), орудия и оружие (меч, дубина, клюка, лук, ружье, кнут, палка, тросточка), всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды (бочки), части тела животных (волосы, перья, зубы, голова, сердце, яйца), музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли, скрипка), различные предметы обихода (огниво, кремень, полотенца, щетки, ковры, клубочки, зеркала, книги, карты), напитки (вода, зелье), плоды и ягоды.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Большое количество образов волшебной  сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали  первые представления и понятия  человека о мире.

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая  ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

В волшебной сказке утвердились  и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного  и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной  сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся  характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Волшебная сказка — образец национального  русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными  творческими усилиями народа. Как  в зеркале, в ней отразились жизнь  народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и  той ролью, какую играет сказка в  народной жизни.

Сказки — это коллективно  созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература.

 

  1. Адоньева С. Б., “Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры”, Л.: ЛГУ, 1989; 
  2. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная литература, 1984; 
  3. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993;
  4. Фридель Ленц. Образный язык народных сказок. М., 2000.

 

 


Информация о работе Волшебные сказки