Волшебные сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.
В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.
В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Содержание

1. Введение
2. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.
3. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.
4. Национальный колорит в картинах народного быта.
5. Роль животных в сказках.
6. Чудесные свойства обычных вещей предметов.
7. Заключение.
8. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

работа готовая.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

 

КГБОУ СПО «Бийский педагогический колледж»

Контрольная работа

 

 

 

 

 

По дисциплине  Детская литература

 

 

 

Тема работы  Волшебные сказки. 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент_____202________группы

Специальности 

Специальное дошкольное образование

________________________

 

Артамонова_

 

фамилия

_Татьяна Геннадьевна___

                       имя, отчество

 

 

ОЦЕНКА___________________________

               «____»________________200    г.

Преподаватель

___________________________________

фамилия, имя, отчество

Подпись___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

  1. Введение
  2. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.
  3. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.
  4. Национальный колорит в картинах народного быта.
  5. Роль животных в сказках.
  6. Чудесные свойства обычных вещей предметов.
  7. Заключение.
  8. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Сказка  обладает огромным воспитательным и  развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся.

   Вопрос о значении сказки в  жизни дошкольника в научной литературе освещен достаточно широко. Педагоги-классики всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении  сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, К.Д. Ушинский отмечал: "Я решительно во много раз предпочитаю народные сказки письменной литературе, особенно рассказам, написанным для детей".

   Выдающийся чувашский педагог  И.Я. Яковлев значительную роль  в букварях и книгах для  чтения отводил устному народному  творчеству. В Симбирской чувашской школе детей вводили в мир сказки, имеющей познавательное и воспитательное значение, развивающей у них чувство любви к родной природе, образному слову. Сказки, притчи, рассказы, басни с нравоучительным смыслом, изложенные доступным, понятным языком способствовали воспитанию у детей трудолюбия, честности, любви, привитию чувства долга перед народом. Они носили характер этических бесед и одновременно выступали как средства убеждения в нравственном воспитании детей.

   Выдающийся психоаналитик и психиатр  Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

   Мудрость сказки в том, что  она не поучает, не предъявляет  требований, не наставляет, не морализирует, но, раскрывая проблемы жизни  и увлекая слушателя или читателя, помогает ему самостоятельно  прийти к правильному решению  и тем самым обогатить жизненный  опыт и развить сферу убеждений.  Важнейшая функция сказки - выявление  нравственных ценностей, усвоение  нравственных принципов, развитие  способности к этическим суждениям  и оценкам, формирование у слушателей  нравственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.

   Наибольшей любовью и маленьких,  и подрастающих читателей пользуются  волшебные сказки. Здесь во всей  полноте используется арсенал  художественных средств и создаётся  неповторимый фантастический мир,  живущий по своим законам. Выделяют  несколько типов сюжета волшебной  сказки, но самый распространённый  среди них - сюжет-путешествие,  когда герой отправляется "за  тридевять земель" либо в поисках  счастья, либо для того, чтобы  выполнить опасное задание. На  пути ему встречаются враги  и помощники, он преодолевает  непреодолимые препятствия, вступает  в решающую схватку со злыми  силами и выходит из неё  победителем. Именно для волшебной  сказки характерна цепная композиция  с троекратными повторами: Иван-царевич  три раза сражается со Змеем  Горынычем, царевна-лягушка трижды  выполняет задания и т.д. С  каждым разом напряжение возрастает: у Змея Горыныча становится  всё больше голов, всё более  сложным становится задание для  царевны-лягушки. Возможны неожиданные  повороты сюжета: младший сын  сжигает лягушачью шкурку и  отправляется в путешествие, чтобы  найти возлюбленную.

   Волшебная сказка имеет в своей  основе сложную композицию, которая  имеет экспозицию, завязку, развитие  сюжета, кульминацию и развязку

   В основе сюжета волшебной  сказки находится повествование  о преодолении потери или недостачи,  при помощи чудесных средств,  или волшебных помощников.

В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения  — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

   Развитие сюжета — это поиск  потерянного или недостающего.

   Кульминация волшебной сказки  состоит в том, что главный  герой, или героиня сражаются  с противоборствующей силой и  всегда побеждают её (эквивалент  сражения — разгадывание трудных  задач, которые всегда разгадываются).

   Развязка — это преодоление  потери, или недостачи. Обычно  герой (героиня) в конце «воцаряется»  — то есть приобретает более  высокий социальный статус, чем  у него был в начале.

Отметим, что художественные образы волшебной  сказки представляют единую художественную систему, выражающую народные этические  и эстетические представления. Каждый из традиционных образов имеет свою постоянную характеристику и действует  в сказке согласно своей эстетической функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.

 

В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц: вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его), даритель (передает герою волшебное средство), помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем), царица (искомый персонаж), отправитель (отсылает героя), герой, ложный герой. Главных героев волшебных сказок отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем  в борьбе с врагом, кто любит  свой народ, почитает родителей, уважает  старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен  и честен.

При учете  сюжетных различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.

И все  же говорить об индивидуализации образов  можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою  одного сюжета, будут повторены в  героях других сказок. Поэтому справедливо  мнение об изображении в сказках  единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев — мужских  и женских образах.

Сказочный герой по существу безымянен. Имя  Иван допускает любые замены —  Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.

В большинстве  волшебных сказок герой в отличие  от других персонажей наделяется необычайной  силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит — рука прочь, кого за ногу схватит — нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который  ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): « .Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал»

Следует отметить, что как правило главный герой волшебной сказки   щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.

Особую  убедительность правильным поступкам  придает начальное ошибочное  поведение. Иван-царевич думает, где  достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Сюжетное  действие (ситуации, в которые поставлен  герой) служит раскрытием и доказательством  истинно положительных качеств  человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения  человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским  конем, зверями-помощниками. Награда  может быть в виде совета - где  найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича — героя волшебно-героических  сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту  и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза — это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Национальный колорит в картинах народного быта.

Первоначально устное народное творчество было бессознательно художественной переработкой явлений  природы и общества при помощи развивающейся фантазии, и лишь затем  приняло характер сознательного  художественного освоения действительности. Традиционные волшебные сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде. Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много видавшие.

Информация о работе Волшебные сказки