Внеклассное чтение по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:56, реферат

Краткое описание

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

Дети отзывчивы  к чужому горю и к радости, им доступны нравственные проблемы, их радуют честные  люди и возмущают лживые, подлые. У детей развито воображение, они сопереживают героям художественных произведений, входят в роль при  инсценировании и в пересказе. Все это нужно учитывать в организации урока.

Покажем один из возможных  вариантов урока внеклассного чтения на начальном этапе на тему «Праздник  сказки».

Подготовка к  уроку «Праздник сказки» начинается за две недели до его проведения. Группа школьников по поручению учительницы  готовит выставку книг-сказок, отбираются сказки, сочиненные самими учащимися, дети рисуют иллюстрации к сказкам (задание дано на предыдущем уроке). На урок «Праздник сказки» каждый первоклассник приносит свою книжку сказок.

Построение  урока:

1. Урок открывают  двое учащихся, одетых как герои  одной из сказок, они читают  наизусть стихотворение о сказках  или присказку, например: На море, на океане, на острове Буяне,  стоит дерево — золотые маковки.  По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

2. Дети кратко  рассказывают о сказках, которые  они знают (сказки они прочитали  сами или прослушали). Показывают  свои книжки сказок. Можно выслушать  5—6 человек. Книжки остальных  лежат на партах.

 из 493 

 
3. Беседа учителя:  небольшое эмоциональное вступительное  слово на тему сказок, об идейной  направленности сказок, их нравственном  содержании.

4. Чтение сказки  учителем, например сказки «Кот, Петухи Лиса». Краткая беседа  по этой сказке.

5. Чтение одной  двух сказок учащимися, по их  собственному выбору. Краткая беседа  по этим сказкам. Чтение может  быть проведено в ролях, желательно  инсценирование сказки.

6. Работа над  картинками к сказкам. Рассматривание  и обсуждение картинок, нарисованных  учащимися.

7. Импровизированная  сказка (по предварительному отбору). Читает сам автор сказки.

8. Просмотр выставки  книг-сказок. Рекомендации учителя.  Народные сказки и сказки, написанные  писателями.

9. Задание на  дом: выбрать сказку и подготовить  ее к конкурсу на лучшего  рассказчика-сказочника (итоги конкурса  будут подведены через две  недели).

Данный урок-праздник отличается высокой эмоциональностью, творческой направленностью всей работы, широким вовлечением всех учащихся в его подготовку и проведение, введением игровых приемов.

На начальном  этапе учитель проявляет заботу о повышении познавательной активности учащихся на уроках, руководствуется  этой целью в отборе методических приемов работы на уроке, в организации  учебного труда учащихся.

На третьем, основном этапе обучения (II—III классы) уроки  внеклассного чтения служат подведением  итога прочитанного за неделю (во II классе) или за две недели (в III классе), а нередко — и за более длительный срок. В большинстве случаев па этом этапе читаемые детьми книги  значительны по объему и на одном  уроке прочитаны быть не могут. Следовательно, на уроке читаются лишь отрывки, проводится аналитическая работа, обобщение  всего прочитанного, обсуждение и  т. п. Иными словами, уроки на этом этапе носят по преимуществу обобщающий характер.

Между II и III классами, естественно, есть различия. Во II классе еще встречаются уроки такого типа, как на начальном этапе —  во втором полугодии I класса. Здесь  еще нередко читает учитель. В  целом же II класс читает самостоятельно. На уроках больше внимания уделяется  авторам — известным детским  писателям. Проводятся специальные  уроки знакомства с журналом «Мурзилка» и с газетой «Пионерская правда», один или два урока по составлению коллективного отзыва на книгу, прочитанную всеми учащимися и обсужденную на уроке. При планировании уроков внеклассного чтения на год предусматривается 12—15 уроков, посвященных творчеству отдельных писателей (С. Михалкова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, Е. Пермяка, Н. Носова, Джанни Родари, Г. X. Андерсена и др.); 6—7 уроков о книгах, посвященных теме революции теме Родины важнейшим событиям истории СССР и выдающимся деятелям советского народа1 («Книги о В. И. Ленине», «С днем рожденья, Родина Октября!», «Книги о Великой Отечественной войне», «Что мы читали о героях гражданской войны», «На страже Родины» и т. п.); 2—3 урока посвящаются сказкам — народным и написанным писателями( 2—3 урока — любимым книгам учащихся по их свободному выбору, 3—4 урока — книгам о природе, о животных, о лесе; о современной науке, о технике, о труде людей — 4—5 уроков; в начале года проводится урок-отчет о прочитанном за лето; 5—6 уроков посвящаются нравственным проблемам. На нескольких уроках читаются юмористические произведения.

 из 493 

 
Растет познавательная активность второклассников на уроках. Шире применяются такие приемы, как  обсуждение книг, творческий пересказ, инсценировка, иллюстрирование, выразительное  чтение, взаимная рекомендация книг и  т. п.

В III классе углубляется  работа по ознакомлению детей с творчеством  писателей, усиливается характер обобщения. Для обсуждения рекомендуется большее  количество произведений. Учащиеся также  знакомятся с произведениями писателей-классиков. Количество уроков в III классе в два  раза меньше, чем во II, поэтому длительность подготовки к каждому уроку возрастает до двух недель и более. Здесь каждый урок сопровождается выставкой, конкурсом, викториной, подготовкой выступлений и т. п.,; но многое выносится за рамки урока и проводится в системе внеклассной работы, по октябрятским звездочкам.

В III классе проводится урок по «Пионерской правде», может  быть проведен урок по какому-либо новому журналу, например по журналу «Юный  натуралист»; письмо отзыва о прочитанной  книге проводится 1—2 раза в год  по индивидуальным темам, в отличие  от II класса (каждый учащийся пишет .о той книге, которую он выбрал).

На уроках внеклассного чтения в III классе серьезнее проводится работа с книгой (анализ ее справочного  аппарата), с каталогами и картотеками.

Приведем примеры  — возможные варианты уроков во II и в III классах: «Книги С. В. Михалкова  для детей» во II и «Мы читаем газету «Пионерская правда» в III классе.

Подготовка к  уроку о стихах С. В. Михалкова  начинается за месяц до его проведения: учитель рекомендует детям некоторые  произведения писателя, узнает в библиотеке, достаточно ли экземпляров сочинений  С. В. Михалкова, время от времени  спрашивает детей, что и как они  читают. За неделю до урока создается  группа учащихся, которые готовят  выставку книг С. В. Михалкова, находят  его портрет, рисуют 2—3 иллюстрации  к его книжкам, а также готовят 4—5 отрывков из стихов С. В. Михалкова  для чтения на уроке наизусть. Учительница, по договоренности с учителем литературы старших классов, приглашает учащегося VIII или IX класса с «докладом» — небольшим  сообщением, на 7—8 минут, о жизни  и творчестве С. В. Михалкова. Подбирается  пластинка с записью стихов С. В. Михалкова в исполнении мастеров слова.

Система уроков внеклассного чтения в III классе должна быть перспективна: в ней закладываются основы чтения в IV классе (отбор книг, их рекомендация, начало подготовки к тематическим урокам, которые будут проведены в IV классе, к массовым мероприятиям).

В III классе уже заметны  индивидуальные склонности и интересы учащихся. Поэтому в организации  внеклассного чтения все возрастающую роль играет индивидуальный подход —  как в выборе книг для чтения, так и, особенно, в их анализе.

Таким образом, в  начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей  литературы. Эта система характеризуется  не столько программой знаний, сколько  программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в  современном обществе, .в век научно-технической революции каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний. Он должен быть разносторонним читателем — уметь разбираться и в художественной, и в политической, и в научной литературе.

 

 

 

Вопросы и задания

1. Укажите черты  системы внеклассного чтения  учащихся в начальных классах  школы.

2 Что значит «воспитать  читателя»г  

Литература

1. Крупская Н. К. О детской литературе и детском чтении. М., 1954. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

2. Светловская Н. Н. Внеклассное чтение в I классе. М., 1973. Внеклассное чтение во II классе. М.,1974. Внеклассное чтение в III классе.

3. Куприянова К. Н., Елкина А. И., Климова Е. Г. Внеклассное чтение в начальной школе. М., 1970.

4. Берестенева А. Я. О внеклассном чтении в I—IV классах. М.,

5. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения учащихся. М., 1977.

 

3. Какими принципами  руководствуется учитель, отбирая  литературу для внеклассного  чтения учащихся?

4. Укажите пути  повышения познавательной активности  учащихся в различных формах  организации внеклассного чтения.

5. Определите место  и роль уроков внеклассного  чтения во всей его системе.

6. В чем специфика  этих уроков по сравнению с  обычными уроками чтения? Основные  требования к урокам внеклассного  чтения.

7. В чем специфика  уроков внеклассного чтения на  подготовительном, начальном и основном  этапах формирования читательской  самостоятельности учащихся?

8. Разработать план  урока внеклассного чтения (темы, этап, вид урока—по выбору студента)

 

 

 

 

 

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в  работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось  положение о том, что уроки  литературы, связанные с внеклассным  чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых  педагогов прошлого и творчески  работающих современных учителей-словесников  показывает, что выход в широкое  внеклассное чтение, постоянная опора  на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов  — это тот резерв литературного  образования, использование которого может дать положительный эффект.

Путь отечественной  методики к читателю-школьнику был  долгим и неровным. Его характеризовали  подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя  и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости  серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая  свое начало от педагогов конца XIX —  начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» (А.И. Незеленов).

Особый интерес  представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей (Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. — Т. 2. — М., 1975. — С. 67, 140).

В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.

В 60-70-е гг., после  долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни  небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование  художественных интересов современных  школьников» и др.), в которых  в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем  у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» (Исследование художественных интересов современных школьников. — М., 1974. — С. 68).

Интересный материал о читателе-школьнике представлен  в вышедших в 50-70-е гг. работах  психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложила учащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники — мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а далее — учитель, сам школьник и библиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже — друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе не упоминаются (Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности // Советская педагогика. — 1989. — № 10).

Об этом же свидетельствуют  и читательские биографии выпускников  школ:

«В школе читаю  приключенческую литературу, фантастику, про войну. А проходим что-то в  основном неинтересное. Таким образом, к VII-VIII классу художественную литературу читаю чуть реже, чем от случая к  случаю».

Информация о работе Внеклассное чтение по литературе