Влияние творческих рассказов на развитие связной речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


Влияние творческих рассказов на развитие связной речи детей

 

Глава I. Теоретические основы обучения связной речи

§ 1.1. Лингвистическая характеристика связной речи

Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [16, стр. 468]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.

«Связная речь с точки  зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений) обеспечивающее общение и взаимопонимание [3, стр. 352].

Основная функция связной  речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и  психологической литературе диалогическая  и монологическая речь рассматриваются  в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе [1, стр. 246].

Диалогическая речь (диалог) – беседа нескольких людей, не меньше двух, цель которой спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию (Щерба Л.В.) [23, стр. 115].

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главная особенность диалога - чередование  говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговорчивость, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Монологическая речь выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонации), умение говорить эмоционально, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов).

Монологическая речь опирается на мышление, она логически более последовательна, чем диалог. Для того чтобы монологическая речь была более понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, более точный и обширный словарь.

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

В монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это, прежде всего, обучение грамматике, синтаксису.

На это обращал внимание еще И.И. Срезневский: «Изучение главных  основных предложений особенно важно  для того, чтобы вникать в мысли  сложные, выражающиеся не иначе как многими предложениями, которые должны быть связаны в одно целое, в один период… Соединение  частей выражается посредством особенных слов и выражений, которые своим значением определяют взаимную зависимость частей мысли.    Поэтому  значение этих особенных  слов  и выражений  должно  быть  объяснено детям основательно…» [18, стр. 111].

Несмотря на существенность различия, диалог и монолог взаимосвязаны  друг с другом. В процессе общения  монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может  приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию.

В общении ребенок  использует обе формы речи: диалогическую и монологическую. Их особенности постепенно дифференцируются и применяются малышом в зависимости от обстановки, от задач обучения и содержания высказывания. Люблинская А.А. считала что «раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий,   вызвавших  яркие  эмоциональные   переживания,  ребенок   дольше   задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении» [15, стр. 292].

Виды связной речи:

Связная речь бывает двух видов – ситуативная и контекстная.

Ситуативная речь связана  с конкретной наглядной ситуацией  и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в  отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность  контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев  ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь –  характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, «неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер» [24, стр. 118].

Вывод: развитие обеих  форм связной речи – диалогической  и монологической – играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

 

§ 1.2. Особенности развития связной речи у детей

старшего дошкольного  возраста

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде  развития речи, на первом году жизни, в  процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения.

К концу первого –  началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения ко взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения.

На третьем году жизни  быстрыми темпами развиваются как  понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В средней и старшей группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая. Вместе с тем их связная речь несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать  в беседе, достаточно полно и точно  отвечать на вопросы, дополнять и  поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Дети не ограничиваются одним названием предмета или  явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают достаточно полный анализ предмета.

Постепенно у детей  совершенствуется и монологическая речь. Развивается умение отображать нужные значения и находить более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании (описание, повествование) с опорой на наглядный материал и без него.

Усложняется структура  детских рассказов, увеличивается  количество сложносочиненных предложений. Появляется умение последовательно  и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на тему предложенную воспитателем.

Но все же дети еще  нуждаются в образце рассказа воспитателя. Они затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в умении передавать свое эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

Из этого следует, что  особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что дети нуждаются в систематическом проведении работы по формированию и усовершенствованию связной речи, чтобы к началу обучения в школе овладеть составлением творческих рассказов.

 

 

 

§ 1.3. Обучение творческому рассказыванию

В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций (короткие нераспространенные, бессоюзные предложения, часто незаконченные), повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз и т.д.

Не менее важно постоянно  уделять внимание формированию навыков  построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением. «Выполнение этих задач обеспечивает самостоятельность детей в формировании предложений,   умение логично, последовательно изучать мысли» [6, с. 89]

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение усваивать речевые образцы и творчески следовать им при выполнении заданий.

При обучении   рассказыванию   формируются   такие   психические   процессы,   как  память, внимание,     мышление, творческое воображение и т.д. [7, стр. 2].

 Программа ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, не торопясь, находить нудные слова и выражения, использовать точное название предметов, действий, качеств, развивать образную речь, рассказывать живо, выразительно.

Словесное творчество –  наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.

Словесное творчество детей  выражается в различных формах: сочинении  рассказов, сказок, стихотворений, загадок, создании новых слов.

Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделяла три этапа:

  1. На первом этапе происходит накопление опыта, роль педагога – в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, обогащающих эстетическое восприятие, особую роль играют произведения искусства.
  2. Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств; большое значение имеют творческие задания; возникновение замысла проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ), наличие замысла побуждает ребенка к поискам средств его реализации: выделение поступков героев, выбор эпитетов.
  3. Третий этап – появление новой продукции, необходим анализ результата творчества взрослых для формирования у ребенка художественного вкуса [ист. 5]

Информация о работе Влияние творческих рассказов на развитие связной речи детей