«Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;

Содержание

1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_literature.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

  В своей  семье она была одинока. Пушкин  пишет:

 

*32*

 

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье  своей родной

Казалась  девочкой чужой.

  Встретив  Онегина, в котором она почувствовала  необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного В Татьяне: Татьяна – это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо Татьяны, но не более того. Он говорит: «И сколько б не любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас».

  Образ  Татьяны на протяжении всего  романа возрастает в своем  значении. Попав в высшее аристократическое  общество, Татьяна в глубине души  осталась прежней русской женщиной, готовой променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который развлекает женщин ее круга, она ненавидит «волнение света». Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых провинциальных кокеток. Правдивость и честность – основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

  В обществе, «где воспитанием немудрено блеснуть»,  Татьяна выделяется своими познаниями  и оригинальностью. Наделенная  «своенравной головой», Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянском среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, «величавой законодательницей зал», она тяготится мелочностью и скудностью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые  мои,

Меня стесняет сожаленье;

Простите  мне: я так люблю

Татьяну милую  мою.

  Татьяна  красивая и внешне, и внутренне,  у нее проницательный ум, потому  что, став светской дамой, она  быстро дала оценку аристократическому  обществу, в которое попала. Ее  возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: «Ей душевно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой». Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять из незаурядность и эгоизм.

  Татьяна  – то решительная русская женщина,  которая могла бы пойти за  декабристами в Сибирь. Все дело  в том, что Онегин не декабрист.  В образе

*33*

 

Татьяны Лариной  Пушкин показал проявление независимого женского характера только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей – Тургенев, Чернышевский, Некрасов – в своих произведениях старили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого это Наташа Ростова, для Лермонтова – Вера из «Героя нашего времени», у Пушкина это Татьяна Ларина.

   В  нашей современной действительности  облик «милой женственности»  приобрел несколько другую канву,  идеалом видится женщина более  деловая, энергичная, ведь ей приходится  решать так много проблем, но  суть души русской женщины  остается прежней: гордость, честь, нежность – все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*34*

 

Глава № 3. Вечный образ Татьяны Лариной (сочинения).

 

3.1. Чувство долга в понимании  Татьяны Лариной.

 

  Не раз, перечитывая «Евгения Онегина», я как-то не обращал внимания на одну очень важную для Пушкина тему – сопоставления счастья и долга. Мне это казалось само собой разумеющимися и поэтому не столь интересными. А ведь Пушкин очень глубоко разрабатывает эту тему.

  Мать  Татьяны любила одного человека, а оказалось вынужденной выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже «с супругом чуть не развелась», но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Неужели, задаемся мы вопросом, действительно «привычка свыше нам дана: замена счастию она»?

  Ведь  Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за  нелюбимого человека, она со временем  обрела покой («... она сидит  покойна и вольна»), но не обрела  счастья: по-прежнему любит Онегина.  Евгений тоже раньше думал, что «вольность и покой замена счастью», но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

  И тут  возникают у меня недоуменные  вопросы. Почему же не соединяются  Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно  любящие друг друга? Почему  Татьяна не оставляет мужа? Что ее удерживает? Ведь Онегин полюбил ее. Сбылась мечта!

  А все  дело в том, что Татьяна выше  собственного счастья ставит  долг перед мужем, боится опозорить  его, сделать ему больно.

Но я другому  отдана;

Я буду век  ему верна.

  Это высочайшая мораль по понятиям самой Татьяны. Она не эгоистична. Она говорит Онегину, что раньше «лучше, кажется, была». Но это не так. Духовная красота Татьяны не увяла, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой. Только нравственный человек может предпочесть исполнение долга собственному счастью.

  Татьяна  с годам стала духовно богаче. Едва ли это приносит ей  счастье. Ее сестра Ольга не  очень-то задумывается над нравственными  ценностями, живет в свое удовольствие, ни о чем не печалясь. Очень  легко забыла Ленского. Вот ее-то как раз не обременяет чувство долга.

  И вот  что странно. Мы не осуждаем  Ольгу за ее образ жизни,  за ее легкомыслие и приспособляемость.  А если бы Татьяна предпочла  личное счастье супружескому  долгу, то едва ли мы это  простили ей. Это была бы уже не Татьяна, порушилась бы целостность ее характера. И получается, что чем выше нравственность человека, тем выше к нему требования.

 

 

 

 

*35*

 

3.2. Русская душа Татьяны Лариной.

 

  Время  в своем необратимом течении  уносит все в историю. Но остается искусство. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровикова, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят на нас глаза их современниц. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и неосуществимые мечты, надежды...

  И как  важно, что остался Пушкин! Осталась с ним его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее место в галерее женских образов русской литературы девятнадцатого века.

  Собственно, кто был у нас в литературе  до Татьяны? Людмила из «Руслана и Людмилы»? Мария из «Бахчисарайского фонтана»? Светлана из одноименной баллады Жуковского? Лиза из повести Карамзина?

  Все эти  героини, обладающие, несомненно, массой  индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А Татьяна сделала это.

  Чем же  интересен образ Татьяны?

  Прежде  всего – своими глубокими национальными  корнями, своей русской основой.  Татьяна пользуется успехом в  московском и петербургском обществе. Кажется, есть повод для гордости  и радости. Первая среди знатных дам! Но блеск светского общества оставляет Татьяну равнодушной.

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой  жизни мишура,

Мои успехи в  вихре света,

Мой модный дом  и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку  книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное  кладбище,

Где нынче  крест и тень ветвей

Над бедной нянею  моей...

  В этом  признании из финального диалога  героини с Онегиным – вся она, Татьяна. И здесь все, что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит ее. Ни в одной из знакомых женщин не чувствовал поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты, потому и создал «милый идеал».

  Не случайно  М. Цветаева в книге «Мой  Пушкин» обращает внимание на треугольник – Пушкин, Татьяна , няня Пушкина. Арина Родионовна всю свою жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской

*36*

 

женщины. Она, скорее всего, стала прототипом няни Татьяны. Сама же Татьяна Ларина, придуманная поэтом, стала любимой героиней, олицетворением его Музы.

  Только  влюбленностью поэта можно объяснить,  почему так неторопливо рисует  он картины ее детства, юности, стремясь передать особенности  характера, показать его в развитии.

  Любимая  женщина – всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое. Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, беседует по ночам с няней. Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини:

Итак, она  звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью  ее румяной

Ни привлекла  б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье  своей родной

Казалась  девочкой чужой.

  А кругом  – русская природа, мир деревни, столь милый сердцу самого Пушкина. И юное девичье сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и запахи родных мест. Все в Татьяне ново, даже имя:

Впервые именем таким

Страницы  нежные романа

Мы своевольно освятим.

  И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его «урок» в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, то есть «русская душою».

  Этого-то  как раз и лишен герой. В  конечном счете, именно это  объясняет развязку романа. Счастливая  Татьяна, выгодно (только не  для себя!) выйдя замуж и заняв  достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила – все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное.

  Вот почему  она искренни с Онегиным. Она  чувствует в нем родственную  душу. Ведь она действительно  любит его и никому, кроме него, в этом не призналась бы.

  Думается, пушкинская героиня во многом  повлияла на героинь Тургенева,  Гончарова, Некрасова, Льва Толстого... Став «родоначальницей» женского  национального типа в нашей  литературе, столь неповторимого  и яркого, героиня романа «Евгений Онегин» своим прекрасным обликом, богатым внутренним миром оказывает серьезное воздействие и на современное поколение.

*37*

 

  И среди  нас гораздо больше легкомысленных, похожих на Ольгу. Но подлинное  уважение всегда вызывают такие  прекрасные душой женщины, как Татьяна Ларина.

 

3. 3. Вечный образ русской женщины.

 

  Есть  книги, которые перечитывают из  поколения в поколение... Они напоминают  охранные грамоты русского языка,  истории, культуры, так как содержат  в себе нечто неуловимо трепетное,  связывающее нас с традициями русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А. С. Пушкина «Евгения Онегина». Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто же из читателей возьмется утверждать, что он уже «прочел», то есть исчерпал до дна его содержание?

  Гениальные  художественные  произведения обладают  способностью изменяться вместе  со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и  века, читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками.

  Пушкин  сопровождает нас всю жизнь.  Он входит в наше сознание  с самого раннего детства вместе  с его сказками о таинственной  золотой рыбке, семи богатырях,  озорном и лукавом работнике  Балде.

  Но меня  пленяет страсть вдохновения,  восторженное поэтическое чувство, пронизывающее сточки романа – истинно русские люди.

  Одной  из тех, кого воссоздал талант  великого поэта, является Татьяна  Ларина. Это любимая героиня Пушкина.  Татьяна удивительная. Пушкин подчеркивает  простоту девушки, ее близость к народу. Не случайно автор дает ей простонародное имя – Татьяна.

Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков