В.М. Шукшин – человек высокой нравственности и духовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:52, реферат

Краткое описание

Будущее нашего Отечества зависит от духовно – нравственных ценностей: доброты, честности, справедливости, от способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних.
Духовные устои народа — исток и основа всякой национальной культуры. Надежды на цветение культуры, на сохранение самого народа сохраняются до тех пор, пока находятся такие носители народного духа, которые не просто индивидуально способны стать его хранителями, но преображают своим творчеством этот дух, увлекая своих современников узнаванием и уверенностью национальной нерастворимости в жерновах цивилизации, неархаичности собственной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

В.М. Шукшин.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

В.М. Шукшин – человек высокой

нравственности и духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будущее нашего Отечества зависит от духовно – нравственных ценностей: доброты, честности, справедливости, от способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних.

Духовные устои народа — исток и основа всякой национальной культуры. Надежды на цветение культуры, на сохранение самого народа сохраняются до тех пор, пока находятся такие носители народного духа, которые не просто индивидуально способны стать его хранителями, но преображают своим творчеством этот дух, увлекая своих современников узнаванием и уверенностью национальной нерастворимости в жерновах цивилизации, неархаичности собственной культуры. В России всегда были самородки, не утерявшие своей первородности.

Совесть и Правда — не периферийные философские проблемы, считал Шукшин, а центральные проблемы человеческого бытия, а стало быть, и центральные для философии, коль она не снимает с себя обязанностей быть философией человека, целей и смысла его существования. "Совесть в отношении к обществу — это основная духовная задача и основная нравственная норма, которые созданы опытом всех предыдущих поколений и вверены нам для выполнения и возможного совершенствования. Иными словами говоря, совесть — это живое предчувствие и предсказание совершенного человека и совершенного общества, к которым человечество и держит путь, и неразрывная связь всех без исключения поколений — прошлых и будущих".

Вот это и есть слова нравственного философа, для которого рассудочность формулировок и терминологическая изощренность — недостаточные, а подчас и недостойные средства. Нравственная философия должна суметь достучаться до сердца человека, добиться духовного возвышения человека.

В воспитании этих качеств человека нам может помочь только русская литература, которая «настроена на удивительную гармонию красоты видимой и красоты духовной».

Личность будущего писателя формировалась в суровые для нашей страны годы. Он прошел через голод и холод раскулаченной деревни, тяжелый, не знавший различий для возрастов, труд во время Великой Отечественной войны, юношеские скитания "безотцовщины". И мучительные попытки найти свое место в жизни, позже осмысленные через призму социального опыта всего русского народа в ХХ веке.

В героях Василия Шукшина не просто происходит поиск справедливости — это еще не специфически шукшинский поиск, в них — до болезненности обостренное чувствование в любой ситуации (бытовой или социально-исторической) не только этой самой справедливости, но и Правды. И не важно — говорятся ли при этом слова о Правде. Этот поиск внутренних душевных оснований Правды подчас вступает даже в противоречие с общепринятым толкованием справедливости

Одна из главных тем  Шукшина – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Его идеалом было воспитание цельной, нравственно здоровой и духовно богатой личности.

Мотив утверждения доброты в человеческих отношениях пронизывает все его творчество.

Шукшин начинал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусных. Он чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени. Попытка понять: «А зачем все?» — мучит многих героев Шукшина. Глубинной напряженностью отличается рассказ «В профиль и анфас». Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает: «А я не знаю, для чего я работаю... Неужели только нажраться? Ну нажрался... А дальше что?»

Только вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека одержать победу над злом побудила его написать такие рассказы, как «Кляуза» и «Обида» . В основе этих рассказов до боли узнаваемая ситуация. В «Кляузе»: не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с человеком немолодая уже женщина — вахтерша. Между тем на глазах у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязноватого халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце рассказа звучат тяжкие, как вздох, слова: «Я никак не мог успокоиться в течение всего дня... страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: «Да отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость-то?.. Что с нами происходит?»

В рассказах Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, ставятся вопросы о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о душе человеческой.

Вот герой рассказа «Верую» Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует — болит душа. Но как объяснить — почему? Ненавидит он тех «людей, у которых души нету. Или она поганая». Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал «самый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: «У верующих болит душа или нет». И оказывается, что этому попу «ничто человеческое не чуждо», а имя бога, в которого он верит — Жизнь. «Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался: у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь».

Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться, понять несет в себе зерна будущего духовного человека.

Шукшин неоднократно заставляет своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такова «Калина красная» — повествование о трагической судьбе Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения... Казалось бы, испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни... В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора завершается трагически. «Й лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное».

Проявления жестокости и произвола, своеволия и черствости, наблюдающиеся среди людей, вызывают обиду и боль писателя.

Мы по прошествии стольких лет возвращаемся и будем возвращаться к урокам Василия Шукшина, причем если раньше казалось, что его жизнь и творчество — это личностный урок, то теперь становится яснее, насколько важен был Шукшин для нашего национального спасения, национального самосознания.


Информация о работе В.М. Шукшин – человек высокой нравственности и духовности