Жизнь и смерть в духовном опыте человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:55, реферат

Краткое описание

Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, однако, всю оставшуюся жизнь существует, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти; более того, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

Содержание

1 Введение.
2 Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.
3 Философские и религиозные интерпретации смысла жизни, о смерти и бессмертии человека.
4 Современные дискуссии по поводу проблем клонирования и эвтаназии.
5 Современные дискуссии по поводу проблем клонирования и эвтаназии.
6 Заключение.
7 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

  «Алтайский государственный технический  университет

им. И.И.Ползунова» (АлтГТУ)

 

 

Р Е Ф Е Р АТ

 

дисциплина: «Философия»

 

тема: «Жизнь и смерть в духовном опыте человека».

 

 

 

Выполнила ст.гр.Ал(з)- МО- 02                                             А.А.Беспалова                                                                                

 

Проверил                                                                                  В.Ю.Инговатов

 

 

 

г.Алейск 2012

 

 

 

 

                                                             План:

1 Введение.

2 Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.

3 Философские и религиозные  интерпретации смысла жизни, о  смерти и бессмертии человека.

4 Современные дискуссии по поводу  проблем клонирования и эвтаназии.

5 Современные дискуссии по поводу  проблем клонирования и эвтаназии.

6 Заключение.

7 Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

                      Введение.

В жизни каждого нормального  человека рано или поздно наступает  момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального  существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его  внутреннего мира.

Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство  безнадежности и растерянности, даже панической. Преодолевая это  чувство, человек, однако, всю оставшуюся жизнь существует, отягощенный знанием  о грядущей собственной смерти; более  того, это знание, хотя в большинстве  жизненных ситуаций оно таится в  скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

           Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.

Размышления над этим вопросом для  многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что  принято называть основной "линией" жизни, подчиняющей себе поведение  и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в целом, или трудовой коллектив, или семья, или близкие  друзья. Отклонения от этой "линии" нередко приводят к мучительным  моральным коллизиям, а ее утрата - к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.

Но даже если человек руководствуется  в своей жизни определенными  нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиваться желаемого  результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена  как добро, правда, справедливость. И возникает вопрос: что ж, жизнь  его - единственная и неповторимая - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость? Вопрос этот тем  более значим, что жизнь каждого  человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием. Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в  нравственных категориях добра и  зла, правды и лжи, справедливости и  несправедливости? Люди всегда искали выход из этого удручающего противоречия. И находили его вначале в религиозном  постулате о "бессмертии души" и "загробном воздаянии", а потом - в представлениях об "абсолютном разуме" и "абсолютных моральных  ценностях", создающих якобы основу нравственного существования человека.

Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные  религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и  религии, которые, как правило, стремятся  продиктовать человеку определенные его  решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества, в такого рода поисках.

Последовательно проводимый философский  материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического  бессмертия для человека, не оставляет  ему надежды на "загробную жизнь". Поэтому продуманно, осмысленно принимая материалистическое мировоззрение, человек  делает трудный шаг, требующий личного  мужества и силы духа, того, что в  философии называется стоицизмом, поскольку  отказывается тем самым от возможности  утешения, хотя бы и иллюзорного. Трудность  этого шага усугубляется еще и  тем, что накопленный человечеством  нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а  знание обосновываемых ими моральных  ценностей подпиралось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти. "Если Бога нет, то все дозволено", - провозглашал герой Ф. М. Достоевского.

Как видим, философия, каких бы позиций  она ни придерживалась, не только не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, но, напротив, позволяет его поставить в наиболее острой, даже драматической форме, тем самым в полной мере выявляя его гуманистическое содержание.

Философские и религиозные  интерпретации смысла жизни, о смерти и бессмертии человека

От всех других живых существ  человек отличается более всего  тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает  высших "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - адекватно  не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.

В этом и заключается смысл жизни  отдельной личности, который она  реализует через общество, но в  принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера, таким образом, не является надличностной или надобщественной, но объединяет цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии друг с другом или, наоборот, совпадать в зависимости от общественно-экономических условий.

Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается прежде всего на учение о социальной сущности человека. Любые попытки вывести их из сферы биологического ошибочны уже потому, что поведение личности определяется социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами. Хорошо сказал об этом Л. Н. Толстой: "Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т. е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое" [Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 35. С. 161.]. Подчеркивая значение "отношения к целому", Толстой считал, что именно отсюда человек выводит "руководство в своих поступках".

Л. Н. Толстой видел смысл не в  том, чтобы жить, зная, "что жизнь  есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно..." [Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1957. Т. 23. С. 29.]. Признать "бессмыслицу жизни" Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда "живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже все существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо..." [Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1936. Т. 26. С. 369.]. Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь "животная личность", не подчиняющаяся велению разума. На такую животную жизнь, увы, в течение всей истории человечества было обречено большинство трудящихся. Приходится признать, что и в нашем обществе, если иметь в виду его современное состояние, подобные формы жизни получили широкое распространение.

В мыслях Толстого привлекает высочайшая человечность, то есть органическая соединенность  мысли и чувства неповторимой и бесконечной в самой себе личности с другими людьми и человечеством  в целом, которая и позволяет  осознать, что смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека.

Мысль о неизбежности биологической  смерти человека, проходящая красной  нитью через все творчество Л. Н. Толстого, неразрывно связана у  него с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто "не видит, как бессмысленна и погибельна его  личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл и для меня и для всех" [Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 402.].

Поэтически образно это выразил  русский пот В. А. Жуковский в  стихотворении "Воспоминание":

О милых спутниках, которые  наш свет

Своим сопутствием для  нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Нравственный смысл жизни Л. Н. Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него "человек  умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все  живое, никогда не прекращаясь и  не зная перерывов" [Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 413.]. Живя для блага других, человек, считает Толстой, "здесь, в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти и установление которого есть для всех людей дело этой жизни" [Там же. С. 415.].

На несколько ином понимании  нравственно-философского смысла человеческой жизни делает акцент другой русский  мыслитель - В. С. Соловьев. Оно резюмируется у него в том, как решается им вопрос о соотношении личности и общества, их интересов и целей. По мнению Соловьева, "нельзя по существу противопоставлять  личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что  только средство". Утверждая бесконечность человеческой личности в качестве аксиомы нравственной философии, он протестует как против индивидуализма, так и против таких сторонников коллективизма, которые, "видя в жизни человечества только общественные массы, признают личность за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса" [Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 281, 283.]. Очевидно, что В. С. Соловьев выступает здесь с позиций нравственно-этического гуманизма, критикуя всякие формы мнимого коллективизма и утверждая нравственный смысл человеческой жизни как процесс совершенствования ее социальной сущности и духовных оснований.

Современные дискуссии  по поводу проблем клонирования и  эвтаназии.

Такой подход позволяет в новом  ракурсе, исходя из социальных и нравственных оснований, взглянуть и на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления. Продление  жизни может ставиться как  некоторая научная и социально-осознанная цель, но тогда возникает вопрос: для чего это необходимо личности и обществу? И с точки зрения сугубо гуманистической, согласно которой ценность длительной человеческой жизни является самоочевидной, самодостаточной, и с социальной, учитывающей общественную значимость как можно более длительного сохранения развитой человеческой индивидуальности, обогащенной знаниями, опытом жизни и мудростью, увеличение нормальной социальной продолжительности жизни представляется прогрессивным процессом в отношении и отдельных личностей, и человеческого общества в целом.

Иное дело - биологическая продолжительность  жизни человека, то есть ее видовое  время, эволюционно-генетически закодированное и предполагающее индивидуальное чередование жизней как условие существования человечества. Здесь возникает много новых научных вопросов, обращенных в основном к биологии, но они также не могут рассматриваться в отрыве от социальных и нравственно-гуманистических вопросов, определяемых общим решением проблемы, относящейся к сущности и смыслу человеческой жизни. В современных концепциях, касающихся этих проблем, утверждается идея о возможности и необходимости достижения с помощью научных методов максимума видовой (биологической) продолжительности жизни человека. На это направлены сейчас усилия многих ученых. В связи с рассмотрением разнообразных искусственных способов продления жизни (трансплантация, технология бионики, криобиология, генная инженерия и др.) говорится даже о том, что человечество стоит "на пороге новой эры, когда медицина превратит Homo sapiens в Homo longevus - сверхдолгожителей, когда мужчины и женщины в зрелые годы полностью сохранят и умственную и физическую бодрость. А если это так, то нам придется взглянуть на жизнь совсем иными глазами" [Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М., 1982. С. 14.].

Информация о работе Жизнь и смерть в духовном опыте человека