Библиотека и читательское развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблемы развития читательского интереса у детей в республике Беларусь.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать развитие библиотечного дела в Беларуси.
Изучить развитие читательского интереса у детей.
Рассмотреть роль библиотеки в читательском развитии ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Библиотечное дело в Беларуси. Развитие читательского интереса у детей…………………………………………………….…..……………………..5
1.1 Развитие библиотечного дела в Беларуси…….………………………5
1.2 Понятие о читательском интересе…………………………………….7
1.3 Роль семьи и школы в развитии читательского интереса у детей....10
2. Библиотека и читательское развитие ребенка………………………………14
2.1 Роль школьных библиотек в воспитании ребенка……..………….14
2.2 Способы развития навыков чтения книги..…………………………18
2.3 Работа библиотек по развитию читательского интереса у детей….20
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………..……27

Вложенные файлы: 1 файл

2641 (1).doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Способы развития навыков чтения книги

 

Рассматривания книги их чтение, чтение и рассматривание - это тот путь, которым через изучение книг - объектов во всем их многообразии воспитатель ведет детей от незнания к знанию, от беспомощности к самостоятельности. Основные процессы, характеризующие путь в книгу и мир книги, и дали название ведущему методу формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности - методу чтения - рассматривания.

Метод чтения-рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных последовательно осуществляемых при обращении к книги умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели cодержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, а затем исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу, по - настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения [12, c.61].

При чтении новой книги с новым содержанием содержание ее раскрывается  страница за страницей, и для того чтобы охватить все его целиком, требуется просмотр всего материала через узкую призму восприятия. Для нас обычен другой путь восприятия предметов - от общего впечатления к подробностям Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени труда и лучше результаты [12, c.43].

Помимо того, что метод чтения-рассматривания книг как комплексный, синтетический метод призван органически, слить для детей-читателей обе стороны восприятия книги при чтении. Текст и внетекстовая информация, равно рассчитанная на то, чтобы читатель осмысленно и целесообразно осваивал заключенный в книге человеческий опыт. Эта информация помогает ребенку, оставшемуся с миром книг один на один без чьего-либо вмешательства, путем посильной и самостоятельной читательской деятельности, осознанно выбрать книгу, усмотреть заложенную в ней авторскую программу, воспринимая и воссоздавая для себя содержание прочитанного [12, c.37].

  Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго, если не навсегда, запоминать книги, к которым они обращались, а на первых этапах обучения ощутимо облегчает им и трудности, связанные с несовершенством техники чтения, активизирует нужный словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям, позволяет выделить свой круг чтения. С методом чтения-рассматривания сохраняет свое значение и метод живого слова в самых различных формах форме чтения вслух особенно наизусть, в форме размышлений о прочитанной книге, и различного рода бесед, рассказов, пересказов [12, c.66].

Метод чтения-рассматривания позволят привести в систему широкий и прочный круг общих и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного самостоятельного общения с миром книг, и в итоге переводит последовательно воспроизводимые ребенком-читателем и взаимодополняющие друг друга, читательские действия во внутренний план.

2.3 Работа библиотек  по развитию читательского интереса  у детей

 

Современный библиотекарь располагает устоявшимися традиционными формами и методами библиотечной работы. Библиотекарь-профессионал, стремящийся максимально удовлетворять высказанные и невысказанные запросы читателей, не может не действовать в соответствии с «библиотечными законами». Первые из них гласят:

    • каждому читателю его книгу;
    • каждой книге своего читателя.

Для практической работы библиотекарю необходимо иметь представление о конкретных читателях своей библиотеки. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки, каждому из них отводится определенное место в решении задач изучения читателей [6, c.31].

Первичную информацию об уровне читательской культуры библиотекарь, конечно путем наблюдения. Таким образом, может быть выявлена группа читателей, не пользующихся при выборе книг другими средствами, кроме совета библиотекаря и просмотра книг, сданных другими читателями. Библиотекари берут таких читателей на заметку, делая соответствующие пометки в формуляре. По итогам наблюдения библиотекарь определяет методику дальнейшей работы. Социологи отмечают, что всегда есть читатели, неохотно вступающие в беседу с библиотекарем, негативно относящиеся к его рекомендациям. Таким образом, метод наблюдения чрезвычайно важен [7,c. 92].

Самым распространенным методом изучения читателей является периодический качественный и количественный анализ читательских материалов. Он позволяет собрать ценный материал о динамике и содержании чтения, выявить круг читательских интересов, систематичность чтения.

В библиотеку, в частности в читальные залы (которых в библиотеках бывает несколько: для самых маленьких детский читальный зал, зал для юношества, зал литературы по искусству) приходят для выполнения школьных домашних заданий. И, конечно, на помощь приходят библиотекари-педагоги, консультируя и применяя всю богатую палитру возможностей библиотеки [7,c. 62].

Библиотекари стараются научить детей при подготовке домашних заданий пользоваться различными носителями информации. Собственно само понятие домашнее задание трактуется гораздо шире, чем подготовка к уроку, тем более, что библиотекарь имеет дело не только со школьниками, но и с малышами. Это развитие речи и мышления, читательской компетенции, предоставление доступа к литературе, раскрытия многообразных возможностей использования печатных и электронных носителей информации, а также письменного выполнения школьных заданий.

Библиотекари, решая важные задачи воспитания читательской компетенции, не обходят вниманием работу с учителями и воспитателями. Для учителей и воспитателей можно предложить различные Дни информации, Дни специалиста, рекомендательно-библиографические обзоры. Самыми разными способами библиотекари привлекают внимание к библиотеке, к многообразию носителей информации и возможностям привития детям интереса к литературе, чтению [7,c. 33].

Важным условием эффективной работы является знание читательских интересов детей и подростков. Этому способствуют «Дни книги», проводимые библиотекой (Дети и современное чтиво, Ценностные ориентации молодёжи, Твой любимый журнал, Самая лучшая книга года).

Библиотека должна сама определить приоритеты библиотечного обслуживания, определить те читательские группы, которые особенно нуждаются в ее помощи и услугах.

Значительную часть библиотек составляют библиотеки на селе.

Необходимо отметить, что сегодня читательские интересы и потребности сельского читателя усложняются и углубляются, а весь их читательский облик претерпевает сегодня заметные изменения.

Однако среди разнообразных читательских потребностей значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также – самообразованию, понимаемому достаточно широко: как помощь в решении многих жизненных проблем [9,c.46].

В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все имеющиеся трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию – создать в библиотеке условия образования и развития личности.

Пока в структуре свободного времени сельского ребенка, юноши чтение, книга по-прежнему занимает одно из главных мест. Он более чем городской, свободен от увлечения телевизионными программами, видеокультурой и компьютерами, хотя определенные изменения в структуре ценностей сельского жителя идут, и библиотека должна их учитывать в своей работе [8,c. 42].

Кроме того, за последние десять лет жизнь юношества заметно изменилась. Усложнилось ее экономическое положение, жизненное пространство и жизнедеятельность. Сегодня проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня жизни) выходит на первый план, заметно оттесняя или изменяя духовные потребности юношества, в том числе и потребности в чтении.

Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого читателя заставляет утверждать, что сегодня библиотека не только должна приобщать читателя к чтению, знанию, но и обеспечивать ему свободный доступ к информации. Эта проблема требует от библиотеки решения целого спектра вопросов: от наличия хорошего фонда и обеспечения доступа к фондам других библиотек, до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт, оценивать степень его доброкачественности, его полезность для себя [9,c. 112].

Чрезвычайно важна роль библиотеки в информационной поддержке учащихся, выявлении среди них особенно способных, талантливых.

Известно, что интерес к чтению, тяга к знаниям есть первый признак способности, талантливости человека. Привлечение такого ребенка, подростка к чтению, к жизни библиотеки, может дать очень много для его будущего развития. Библиотека способна помочь и в осознании своих способностей, в и развитии интереса к какой-либо сфере деятельности, профессии [11,c. 31].

На библиотекаре, также как и на учителе, лежит большая ответственность за то, чтобы первые ростки талантливости ученика были замечены и поддержаны.

Разумеется, из поля внимания библиотеки не должны выпадать и трудные подростки.

Как правило, это ребята, которым с трудом дается ученье, чьи интересы не развиты, кто не имеет ни материальной, ни духовной поддержки в собственной семье. Зачастую у таких ребят занижена самооценка и вместе с тем, повышена агрессивность, их энергия не находит достойного применения. Девиантное поведение таких ребят приводит к тому, что от них отворачиваются «положительные» сверстники, а иногда и родители. Такое положение приводит к сильному психологическому напряжению ребенка, ощущению им своего «социального сиротства» [11,c.52].

Библиотека может быть тем местом, где подросток сможет восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки; здесь нет такой жесткой дисциплины, как в школе; здесь он может найти большее понимание и сочувствие, чем в школе; квалифицированную информационную помощь в решении своих проблем, понимании своих прав, планировании своей будущей жизни. Часто библиотека помогает проявлению его положительных качеств и способностей, которые не были замечены в школе [11,c. 72].

Думать над книгой, выделять внешние приметы содержания, ассоциировать, сопоставлять внетекстовую информацию и текст, в частности иллюстрации и заголовки, надписи с содержанием книги - может быть знакомым и известным, а может быть, и совсем новым - это тоже специальное умение и жизненно важное читательская привычка. Именно это умение и привычка во многом задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. Их отсутствие, напротив, делает чтение бесполезным и даже вредным, так как развитие невозможно, если читатель не в состоянии различать, допустим, где дворец, и представить, кто тут мог жить, где рыцарь, а где богатырь, или кто носил такие башмаки или головной убор, в каком из этих цветков родилась Дюймовочка. Пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, когда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет. Так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельному различению книг по содержанию, к осознанию, к содержанию, к осознанию разумного порядка в мире книг и в самой книге [7,c. 32].

Таким образом, главной задачей библиотеки остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях. Кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей.

 

Заключение

 

В последнее время формируется новый подход к пониманию роли библиотеки в обществе. Если раньше библиотеки рассматривались как идеологические учреждения, ориентированные, прежде всего, на поддержание государственных ценностей, то сейчас библиотеки разворачиваются к широкому спектру интересов личности, с одной стороны, а с другой – к интересам местного сообщества.

Одна из задач библиотек - помочь молодому поколению обрести нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий, воспитать чувство патриотизма через чтение. Но, к сожалению, такой литературой библиотеки сейчас практически не пополняются. Поэтому вопрос комплектования школьной библиотеки литературой гражданской направленности остается открытым.

Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум.

Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Новая социальная среда изменила требования, как к педагогам, так и к библиотекарям; требуется повышение педагогической квалификации библиотекарей и библиотековедческой для педагогов. Возможно, в будущем этот процесс ускорится с созданием совместных информационных баз данных.

Проведение совместной работы в плане сотрудничества (ученик – родитель – классный руководитель – библиотекарь) дает возможность использовать такие формы работы, как читательские семейные конференции, библиотечные уроки, семейные книжные викторины, конкурс “Самый читающий ученик класса” и активизировать чтение учащихся. Все это повышает читательскую активность детей.

 

Список использованной литературы

  1. Высшее библиотечное образование в Республике Беларусь Электронный ресурс: Журнал  «Библиотечное дело. № 24 (114)'09. Режим доступа: http:// http://www.bibliograf.ru. Дата доступа:13.04.2011.
  2. Гурьева Г. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. Электронный ресурс. Журнал «Новая библиотека».  №5. 2004. Режим доступа: http://www.rsl.ru aifb04_no5_ss17_ad1. Дата доступа:9.04.2011.
  3. Ильина, Л. Любовь к отечеству сквозь таинство страниц. М: Библиотека, - 2006.-230с.
  4. Инькова, Л.М. Новации, творчество, инициатива в работе с подрастающим поколением Электронный ресурс: Журнал «Библиотековедение.  №1. 1998г. Режим доступа: http://www.rsl.ru aifb04_no5_ss17_ad1. Дата доступа:10.04.2011.
  5. Инькова, Л.М. Юношеские библиотеки к началу нового века. Электронный ресурс: Журнал «Библиотековедение.  №4. 2002г. Режим доступа: http://www. rsl.ru › index.php?doc=984. Дата доступа:29.04.2011.
  6. Испенкова, Н. Грани патриотического воспитания. М: Библиотека, - 2003. -151с.
  7. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение: учеб. В 2 ч. Ч. 2 Общая теория библиотечного дела. М: Изд-во МГУК, 1997. - 256с.
  8. Монастырева, Г. Поколение NEXT. Их выбор. М: Библиотека, 2006. - 145с.
  9. Некрасова, Н. С думой о будущем. М: Библиотека, 2007. -127с.
  10. Нестерова, Н. Растим патриотов. М: Библиотека, 2006. -124с.
  11. Панова, Р.З. Юношеские библиотеки: традиции и перспективы развития. М: Библиотека, 1998.-139с.
  12. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18
  13. Симакова, Н.Г. Становление гражданской позиции. М: Библиотека, - 2005.-149с.
  14. Слайковская Н.Ф. Разработка «Концепции библиотечного обслуживания детей» про должается. Электронный ресурс: Журнал «Библиотековедение.  №4. 2002г. Режим доступа: http:// library.uni-altai.ru › docs/det_lit.doc. Дата доступа:19.04.2011.
  15. Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые информационные технологии Электронный ресурс: Журнал  «Библиотековедение.  №5. 2002г. Режим доступа: http:// uraledu.ru › node/26422. Дата доступа:3.04.2011.

Информация о работе Библиотека и читательское развитие ребенка