Библиотека и читательское развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблемы развития читательского интереса у детей в республике Беларусь.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать развитие библиотечного дела в Беларуси.
Изучить развитие читательского интереса у детей.
Рассмотреть роль библиотеки в читательском развитии ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Библиотечное дело в Беларуси. Развитие читательского интереса у детей…………………………………………………….…..……………………..5
1.1 Развитие библиотечного дела в Беларуси…….………………………5
1.2 Понятие о читательском интересе…………………………………….7
1.3 Роль семьи и школы в развитии читательского интереса у детей....10
2. Библиотека и читательское развитие ребенка………………………………14
2.1 Роль школьных библиотек в воспитании ребенка……..………….14
2.2 Способы развития навыков чтения книги..…………………………18
2.3 Работа библиотек по развитию читательского интереса у детей….20
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………..……27

Вложенные файлы: 1 файл

2641 (1).doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте [15,с.45].

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе [15,с.123].

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.

В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

 Обращая большое внимание  на эту особенность младшего  школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению [14,с.12].

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего, герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им [13,с.28].

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

 Особенности читателей младшего школьного возраста:

1. Маленький читатель  реагирует на текст в первую  очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая  ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности  чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова  действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё  время". В. Г. Белинский.

2. Другая особенность  читателей младшего школьного  возраста - отождествление художественного  мира и реального. Не случайно  этот период в развитии читателя  называют возрастом "наивного  реализма". Это выражается в  отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?" [12,с.78].

3. Следует отметить наличие  у младших школьников чуткости  к слову и к художественной  детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

4. Присущ младшим школьникам  так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка  жить в образе.

5. Последняя особенность  читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им "вехи", не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы - ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские "вехи", без осмысления которых не может быть понимания [10,с.84].

Эта качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. Наличие такой особенности восприятия младших школьников как эмоционального отклика на произведение является основой возникновения интересного процесса — процесса сотворчества писателя и читателя [11,с.45].

Таким образом, главный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию. Необходимо пробуждать жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга, кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом. Почему говорит именно он. Почему говорит так, а не иначе. Почему автору удается выжать у читателей такие мысли и чувства.

 

2. Библиотека и  читательское развитие ребенка

2.1  Роль  школьных  библиотек в воспитании ребенка

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения [15,с.92].

В последнее время наблюдаются тенденции снижения читательского спроса среди детей:

1) среди старшеклассников  авторитет чтения ниже, чем в  конце ХХ веке, и  носит в основном деловой характер;

2) значительную долю в  структуре чтения занимает развлекательное, компенсаторское чтение;

3) в чтении отраслевой  литературы наибольший интерес  представляет литература по истории, искусству, философии, естествознанию;

4) в периодике предпочтение  отдается изданиям развлекательного  характера;

5) основной целью посещения библиотеки для значительной части школьников является прагматическое чтение, а затем – чтение «для души» и расширения кругозора.

О роле библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. В основе нравственного воспитания лежат правила этикета [10,с.18].

 «Этикет – очень  большая и важная часть общечеловеческой  культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной» [13,с.68].

Цели и задачи библиотек  в привитии детям правил этикета:

– формирование духовно-нравственных ориентиров;

– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.

Духовно-нравственное воспитание предполагает патриотическое отношение ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, к самому себе; развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества; активное отношение к действительности глубокое уважение к людям [10,с.57].

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей [10,с.58].

Работа школьных библиотек, в духовно – нравственном воспитании обучающихся, является одним из приоритетных направлений работы библиотеки. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Поэтому, большой вклад в деле духовно-нравственного воспитания вносит школьная библиотека.

Библиотека – одно из основных звеньев реализации программы гражданско-патриотического воспитания. Именно в библиотеке ребёнок может осознать себя частицей своего народа через изучение истории, культуры и традиций своих предков. Это не приведёт к повышению уровня жизни и усилению армии – сейчас. Но мы-то воспитываем тех, кто завтра будет трудиться для процветания Родины и защищать её [10,с.54].

Одна из задач библиотеки – формирование любви к своей родине, знание истории, культуры, традиций своего родного края. Каждый ребёнок должен почувствовать, что его город, село, маленький посёлок – это частица Беларуси, а сам он – гражданин этой страны.

Одним из направлений деятельности школьной библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию является формирование собственных информационных ресурсов по этому направлению деятельности. Помимо фондов литературы, периодических изданий и медиаресурсов,  библиотеки формируют фонд творческих и исследовательских работ учащихся, посвящённых теме патриотизма и гражданственности, авторских методических разработок педагогов своей школы по проблемам патриотического воспитания. Аккумулирование и обеспечение широкого доступа к этим ресурсам будет способствовать распространению интересного опыта, создавать информационно-методическую базу для дальнейшей работы [8,с.27].

Сегодня, к сожалению, многие потеряли духовно-нравственные ориентиры, утратили смысл и цель жизни. Сегодня в школьной библиотеке недостаточно информационных ресурсов по гражданскому и патриотическому воспитанию, поэтому необходимо целенаправленное комплектование фондов библиотек литературой.

Библиотека – эпицентр духовных ценностей. Эпицентр – место, где что-нибудь проявляется с наибольшей силой.

Полагаем, что «сокровищница книг» может и должна стать центральным местом воспитания Человека культуры, Человека, который, постигая и творя культуру, обретает свою духовную сущность.

Образовательная деятельность библиотек находит выражение в области краеведения в различных формах: создании клубов, организации при библиотеке краеведческих уголков, обсуждении краеведческих книг, вечеров-встреч с писателями, краеведами, интересными людьми, земляками, достигшими в жизни определенных вершин, а также – проведении викторин, конкурсов на лучшего знатока края, игр-путешествий, краеведческих чтений, праздников села [7,с.115].

Благодаря новым технологиям, складывается и особая форма сохранения и распространения краеведческого материала – т.н. «устная история», когда рассказ очевидца события, старожила записывается на магнитофонную или видеопленку. Ряд библиотек собирает видеоархив материалов краеведческого характера.

Содержание краеведческой работы подсказывает непосредственная близость села к памятникам архитектуры, этнографии, археологии, особенности природно-исторического ландшафта. Библиотеки постоянно проводят краеведческие уроки в школе, воспитывая у детей любовь и уважение к тем людям, рядом с которыми они живут, а также воспитывая их самоуважение [6,с.22].

Основу краеведческой работы библиотеки составляет краеведческий фонд. От его состава, качества в большой степени зависит постановка всей краеведческой деятельности библиотеки.

Важным и наиболее разработанным после краеведения направлением патриотического воспитания в детских библиотеках является историко-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвижению к читателям детям литературы о Великой Отечественной войне, о героях современности. Книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, диспуты, конференции по книгам фронтовиков являются  методами такой работы [15,c.94].

Материалы о Великой Отечественной войне обязательно необходимо использовать в гражданско-патриотическом воспитании детей. Но использовать грамотно. Если это выставка, то пусть она будет книжно-иллюстративной, помимо книг содержать фотографии тех лет, репродукции картин о войне и пр. А если это конкурс чтецов, то уместно использовать видеофрагменты и фотоматериалы, подобранные по тематике звучащих стихотворений, проецируя их в качестве фона на экран.

Информация о работе Библиотека и читательское развитие ребенка