Бернард Шоу. Жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:58, доклад

Краткое описание

В жизни и творчестве Бернарда Шоу было множество взлётов и падений, но, его пьесы всегда будут поражать своей лёгкостью, красотой, остроумием и философией. Жизнь этого талантливого писателя началась 26 июля 1856 году в Дублине.

Вложенные файлы: 1 файл

Б.Шоу.docx

— 19.99 Кб (Скачать файл)

Б.Шоу.жизнь  и творчество

жизни и творчестве Бернарда Шоу было множество взлётов и  падений, но, его пьесы всегда будут  поражать своей лёгкостью, красотой, остроумием и философией.  Жизнь  этого талантливого писателя началась 26 июля 1856 году в Дублине. В то время  Шоу старший практически полностью  разорился и не мог спасти свой бизнес. Поэтому, отец Бернарда много  пил. Мать Бернарда занималась пением и не видела смысла в своём браке. Поэтому, жизнь мальчика протекала  не в особо хороших условиях. Но, Шоу не слишком расстраивался. Он ходил в школу, хотя ничему там  толком и не научился. Но, зато он очень  любил читать. Творчество Диккенса, Шекспира, Беньяна, а также арабские сказки и Библия оставили след и отпечаток на его жизни. Также на его образование и творчество повлияли оперы, которые пела мама и прекрасные картины в Национальной галерее.

Творчество Шоу стало  таким интересным и особенным  далеко не сразу. Изначально, парень не особо то и задумывался о своих  литературных талантах. Ему нужно  было зарабатывать деньги себе на жизнь. Поэтому, когда Бернарду было пятнадцать лет, он стал клерком в компании, которая занималась продажей земельных  участков. Потом, он четыре года проработал кассиром. Эта работа была настолько  противна Шоу, что, в конце концов, он не выдержал и уехал в Лондон. Именно там жила на тот момент его  мама. Она развелась с отцом  и переехала в столицу, где  работала учителем пения. К тому моменту, Бернард уже задумывался над  своей литературной карьерой и пытался  зарабатывать на жизнь, написанием рассказов  и очерков. Он постоянно отправлял  их в редакции, но работы не принимали  в издание. Однако, Бернард не отчаивался и всё равно продолжал писать и посылать, надеясь, что однажды его талант поймут и работы опубликуют. Девять лет работы писателя отвергали. У него всего лишь один раз приняли статью и заплатили за неё пятнадцать шиллингов. Зато пять романов, которые он написал за то время, были отвергнуты. Но, шоу это не останавливало. Пока не получалось стат писателем, он решил стать оратором. Поэтому, в 1884 году, молодой человек вступил в Фабианское общество. Там его сразу же отметили, как блестящего оратора, который прекрасно умеет говорить свои речи. Но Шоу занимался не только ораторским искусством. Он понимал, что настоящий писатель должен постоянно совершенствовать своё образование. Поэтому, он ходил в читальный зал Британского музея. Именно в этом музее он и познакомился с писателем Арчером. Это знакомство стало достаточно судьбоносным для Шоу. Арчер помог ему продвинуться в журналистике и Бернард стал внештатным корреспондентом. После этого он получил работу музыкального критика, где проработал шесть лет, а ещё три с половиной года он критиковал различные театральные постановки. В то же время, он писал книги о Ибсене и Вагнере, а также создавал свои пьесы, но они оставались непонятыми и отвергнутыми. Например, пьесу «Профессия миссис Уоррен» запретила цензура, «Поживём – увидим» репетировали, но так и не поставили, а «Оружие и человек» оказалась слишком непонятной для всех. Конечно же, шоу писал и другие пьесы, но на тот момент, широкий успех получила лишь пьеса «Ученик дьявола», которая была поставлена в 1897 году.     Кроме пьес, шоу писал различные рецензии, а также был уличным оратором. Кстати, он пропагандировал социалистические идеи. Ещё, шоу числился членом муниципального совета округа Сент-Панкрас. Как можно понять, именно в этом округе он жил. Характер у Шоу был таким, что он всегда и всему отдавался на полную силу. Именно поэтому, его организм постоянно терпел различные перегрузки и здоровье ухудшалось. Всё могло бы быть совсем плохо, но, на тот момент рядом с Шоу уже была его жена Шарлотта Пейн-Таунзенд. Она ухаживала и заботилась о своём талантливом муже до того момента, пока он не пошёл на поправку. За время болезни, Шоу написал такие пьесы, как «Цезарь и Клеопатра», «Обращение капитана Брасбаунда». «Обращение» он считал религиозным трактатом, а в «Цезаре и Клеопатре», читатели смогли увидеть, что классические образы главного героя и главной героини изменены так, что их с трудом можно узнать.  В какой-то момент Шоу показалось, что коммерческий театр для него не подходит, он решил стать драматургом и написал пьесу «Человек и сверхчеловек». Но, в 1903 году всё поменялось, когда лондонским театром «Крот» стали руководить молодой актёр Грэнвил-Баркер и предприниматель Аедренн. Именно тогда, в этом театре и были поставлены пьесы Шоу: «Кандида», «Поживем – увидим», «Другой остров Джона Булля», «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара» и «Врач перед дилеммой». Новое руководство не прогадало и благодаря пьесам Шоу, сезон прошёл с оглушительным успехом. Потом Шоу написал несколько пьес-дискуссий, но они оказались слишком сложными для интеллектуалов. Несколько лет шоу создавал лёгкие пьесы для народа, а потом появились два шедевра, которые поразили и удивили. Это были пьесы «Андрокл и лев» и «Пигмалион».

Во времена Первой мировой войны Шоу снова перестали любить. Его критиковали и оскорбляли, а писатель вообще не обращал на это внимания. Вместо того чтобы злиться и переживать, он писал пьесу «Дом, где разбиваются сердца». Потом наступил 1924 год, когда писателя снова признали и полюбили за его драму «Святая Иоанна». В 1925 году Шоу присудили Нобелевскую премию по литературе, но он от неё отказался, посчитав этот приз лживым и бессмысленным. Последней из успешных пьес Шоу, является «Тележка с яблоками». В тридцатые годы Шоу очень много путешествовал. Он бывал в США, СССР, Южной Африке, Индии, Новой Зеландии.

 Жена Шоу умерла  в 1943 году. Последние годы своей  жизни Шоу провёл в уединённом  домике в графстве Хертфордшит. Он закончил последнюю свою пьесу в возрасте девяносто двух лет, сохраняя ясность ума и умер 2 ноября 1950 года.

2.Основные  герои   пьесы

Спектакль окончен, и возникает  естественный вопрос: «А при чем тут Пигмалион?» Бернард Шоу в своей пьесе использовал древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе. Он создал статую Галатеи — девушки до того прекрасной, что он влюбился в нее и стал просить Афродиту оживить свое создание. Богиня любви вдохнула жизнь в Галатею, и Пигмалион женился на ней.

Но, зная содержание пьесы, легко  понять, что только в насмешку Шоу  окрестил Хиггинса Пигмалионом. Генри Хиггинс не способен на серьезное чувство, он слишком эгоистичен и по-настоящему предан только своей науке.

Однако сюжет древнегреческого мифа в пьесе есть. Профессор фонетики решает поставить опыт: может ли девушка из самых низов общества стать настоящей леди в одежде, манерах и речи. Иными словами, он берется за создание совершенства из «сырого материала» — за труд Пигмалиона. И объектом его эксперимента становится Элиза Дулиттл.

Впервые мы знакомимся с  ней на улице во время грозы. И, в отличие от стереотипной в английской литературе красавицы-цветочницы с  голубыми глазами, Шоу дает нам образ  несуразного, растрепанного существа в грязных лохмотьях и промокшей  соломенной шляпе, с характерной, грубой речью. Однако с того момента, когда  Хиггинс начинает обучать ее фонетике, мы видим, что в ней скрываются хорошие душевные качества. Девушка  хочет вырваться из среды, которая  ее окружает.Однако Хиггинс видит в Элизе только объект для своего эксперимента, кусок гранита без эмоций, мыслей и чувств. И с течением времени из гранита появляются формы будущей Галатеи, однако с приобретением хороших манер и внешнего благородства в ней проявляются и внутреннее благородство, гордость и душевная красота, которая не имела выхода в трущобах: «В ту минуту, когда вы назвали меня мисс Дулиттл... это впервые пробудило во мне уважение к себе. И потом были еще сотни мелочей...» И пока формируется ее внешний облик, перестраивается ее душа. Наконец, она уважает себя как личность: «Мне все равно, как вы со мной обращаетесь... Но раздавить себя я не позволю».

И когда Элиза открывает себя, оказывается, что она теперь может любить, и, естественно, Галатея полюбила своего создателя. Возникает конфликт между любовью Элизы к Хиггинсу, ее желанием, чтобы Генри, сделавший из нее леди, и относился к ней, как к леди, и эгоизмом Хиггинса.В результате Хиггинс вынужден признать за Элизой «право на жизнь», но свой характер менять не может и не хочет: «Так уходите с дороги, останавливаться из-за вас я не буду». Элиза обретает самостоятельность, но вызвать у Хиггинса любовь к себе не может — у него есть «свой собственный путь».  Тут спектакль кончается, и будущее Элизы Дулиттл туманно. Однако, по-видимому, она все же не выйдет замуж за Генри, а станет супругой Фредди. Ей нужно, чтобы ее муж видел в ней то единственное, ради чего стоит жить, Хиггинс же слишком независим, и у него есть его любимое дело.

Однако Пигмалион останется для Галатеи самой сильной привязанностью в жизни, к нему она испытала такое сильное чувство, какого, скорее всего, больше ни к кому не испытает.

«Вы, я и Пикеринг... мы теперь будем не просто двое мужчин и одна глупая девушка, а три дружеских старых холостяка».

Джордж Бернард Шоу  — крупнейший английский драматург  конца XIX — начала XX века. Ему удалось  вывести английскую драму из идейного и художественного тупика, характерного для 60—70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую  сатирически-парадоксальную форму.Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется «Пигмалион» (1913). Эта пьеса обошла все ведущие театры мира и пользуется неизменным сценическим успехом. Название ее напоминает об античном мифе, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи и оживил ее своими мольбами. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион — профессор фонетики Хиггинс. Юморист, иронист, парадоксалист Шоу демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека. Косноязычной замарашке Элизе с необычайной легкостью дается не только овладение литературным английским языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры, запечатленные в книгах, музыке, и она жадно впитывает их. Элизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая девушка из народа становится по-настоящему гармонической личностью. Нечто похожее происходит и с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дулиттлом — с грязных помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора, полемиста дан ему самой природой

Но перекличка с античной легендой — только одна сторона  этой сложной пьесы. В ней налицо подлинный демократизм: Шоу доказывает, что бедную работницу отличают от герцогини только неправильное произношение и вульгарные манеры. Но он не ограничивается этим: в дальнейшем мы убеждаемся, что  Элиза Дулиттл гораздо выше аристократической среды, с которой ей пришлось столкнуться. Не профессор Хиггинс воспитывает в ней высокие принципы честности, строгости к себе и другим, трудолюбие — все это она принесла из того мира трущоб и беспросветной нужды, в котором выросла. Трагический оттенок придает блестящей и остроумной пьесе Готовое сочинение холодного экспериментирования над живым человеком, столь характерного для буржуазной науки. Элизе, такой, какой она предстает в финале, все равно нет достойного места в современной буржуазной Англии.


Информация о работе Бернард Шоу. Жизнь и творчество