Анализ образа Василия Буслаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:21, реферат

Краткое описание

Васи́лий Бусла́ев — герой новгородского былинного эпоса. А точнее 2х былин новгородского цикла,созданных в период расцвета торговой и политической жизни Новгорода 14-15 веков. Историческим прототипом героя считается новгородский посадник Васка Буславич, умерший, согласно Никоновской летописи, в1171 году. По данным С.А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем трёх из них (№ 40, 41 и 42 по составленному Азбелевым указателю]).

Вложенные файлы: 1 файл

Sochinenie.docx

— 18.41 Кб (Скачать файл)

                         Сочинение

      Былинный герой  Василий Буслаев.

 

 

 

ФР-101. Семенихина Софья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Васи́лий Бусла́ев — герой новгородского былинного эпоса. А точнее 2х былин новгородского цикла,созданных в период расцвета торговой и политической жизни Новгорода 14-15 веков. Историческим прототипом героя считается новгородский посадник Васка Буславич, умерший, согласно Никоновской летописи, в1171 году. По данным С.А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем трёх из них (№ 40, 41 и 42 по составленному Азбелевым указателю]).

40. Василий Буслаев и  новгородцы

41. Поездка Василия Буслаева

42. Смерть Василия Буслаева

Василий Буслаев отличается удалью и размашистостью характера. Он ушкуйник. «Ушкуй» - это небольшое  речное весельное судно, напоминающее малые драккары викингов. Произошло от слова «ошкуй» - «медведь». Ушкуйники начинали как первопроходцы-колонизаторы. Каждую весну из Новгорода на север уходили ватаги добровольцев. Снаряжавшие их бояре ставили перед ними задачу создать как можно больше городов-крепостей. С таких малых крепостей начинались Архангельск, Мурманск, Вологда и другие города Севера. В 1364 году, на двести лет раньше Ермака, новгородские ушкуйники побывали в Сибири и добрались до Обской губы. 
 
Команду ушкуя составляли три десятка сменных гребцов, которые могли в любой момент превратиться в отряд хорошо вооруженных воинов. Начав с освоения новых земель, ушкуйники постепенно превратились в жестоких и алчных пиратов. 
 
По мнению В.П. Аникина, в былине о Василии Буслаеве и мужиках новгородских показана политическая борьба. Главный герой совсем не похож на своего кроткого отца, который «поперек словечка не говаривал». Его мать, Амелфа Тимофеевна, отдала Василия учиться грамоте, «присадила пером его писать», «отдавал петью учить церковному». Василий быстро овладевает наукой и становится лучшим певцом в городе. Но еще больше отличается он своей силой богатырскою: 
 
Которова возмет он за руку, - 
 
Ис плеча тому руку выдернет; 
 
Которова заденет за ногу, - 
 
То из гузна ногу выломит; 
 
Которова хватит поперек хрепта, - 
 
Тот кричит-ревет, окарачь ползет. 
 
Василий Буслаев набирает дружину из 30 силачей и недовольных властью посада новгородцев и выходит на битву со своими противниками. Его не останавливает даже крестный батюшка – старец Приугрюмище-Пилигримище, несущий тяжелый колокол: 
 
- А и гои еси, старец-пилигримишша, 
 
А и бился я о велик заклад 
 
Со мужиками новгородскими, 
 
Апричь почеснова монастыря, 
 
Опричь тебе, старца-пилигримишша, 
 
Во задор войду – тебе убью!  
 
По мнению А.П. Аникина, это означает, что духовная власть в Новгороде ставилась от великих князей, сначала киевских, затем – владимиро-суздальских. В Новгородской феодальной республике (12-15 века) власть принадлежала архиепископу, посаднику (княжескому наместнику) и тысяцкому, возглавлявшему дружину. Они стояли во главе веча, но должности их были выборными. Великие князья могли опосредованно влиять на политическую борьбу в Новгороде. Многие новгородские архиепископы, действительно, были пилигримами или паломниками и побывали во Святой земле, в Иерусалиме, поклонялись Гробу Господню. Подвижники, совершившие паломничество, пользовались в Древнем Новгороде необыкновенным уважением. Былина о Василии Буслаеве показывает героя как человека, у которого нет никаких авторитетов. Единственным человеком, который может его остановить, становится его мать. В средневековом Новгороде, избежавшем татаро-монгольского нашествия, женщина пользовалась большими правами и авторитетом, чем женщины в других русских землях. 
 
Вероятно, составление былины о Василии Буслаеве относится к времени заката Новгородской феодальной республики. По мнению А.М. Астаховой, былина о Василии Буслаеве отразила социальное расслоение в новгородском обществе. В 1418 году в Новгороде произошел бунт черни против бояр. С.К. Шамбинаго считал, что былина является песенным памфлетом, сложившимся в 16 веке по поводу трагических событий 1570 года в Новгороде. За образом былинного богатыря Василия Буслаева исследователь видел реального Ивана Грозного, а его дружину считал иносказательным наименованием опричнины. Прототипом Старища Пилигримища он полагал новгородского архиепископа Пимена, над которым беспощадно поглумился Иван Грозный, обвинивший его в измене. 
 
В Приладожье была записана былина, где действие происходит при царе Иване Грозном. На пиру у царя Василий Буслаевич в ответ на вызов Ивана Васильевича берется биться с его «силой войской». В товарищи себе он берет Поташеньку сутула-горбата и Ваську Белозерянина (в Кирилло-Белоозерском монастыре вымолили родители у Господа сына Иоанна, будущего Грозного). Василий Богуслаевич заключает с царем Иваном Васильевичем договор о том, что если он окажется победителем, то ему владеть Новым городом. После того, как мать сажает его, опоенного вином, в погреб, его товарищи, начиная уставать в бою, посылают за ним девушку-служанку, которая будит богатыря. Он вступает в бой, сталкивается со своим родным дядюшкой, пришедшим из Юрьева монастыря, побеждает всю «силу войскую» и остается «владеть да всем Новым городом». 
 
Как справедливо заметила А.М. Астахова, отношение к Василию Буслаеву еще более неоднозначно, чем к Садко. Особенно в вариантах былин, которые сложились в Заонежье, Буслаев осмыслен как герой отрицательный. Так, в мезенских, пинежских, золотицких вариантах во время боя герой убивает сначала крестового брата, который учил его когда-то грамоте, затем крестного отца. Логическим продолжением первой былины является вторая, рассказывающая о том, как Буслаев ездил в Иерусалим на богомолье. 
 
Пропп считал Василия Буслаева бунтарем, который отправляется в Иерусалим не с покаянием, а с разбоем. Вступая в борьбу с роком, он гибнет, но сохраняет свою свободу. Иначе смотрел на этого героя Марков: он полагал, что смерть помешала Василию Буслаеву пережить преображение. Василий мечтал посетить Преображенский собор, но не смог сделать этого из-за смерти. Шамбинаго видел в этой былине напоминание о бренности земной жизни. 
 
Если рассматривать вариант былины, где Василий поднимается на Сорочинскую гору с огромным камнем-валуном и прыгает через этот камень, то можно говорить о его кощунственном отношении к языческим погребениям предков. Если обращаться к вариантам, где показана Фараон-гора с крестом на вершине и черепом у распятия, то героя можно воспринимать как богохульника. В надгробиях 18-20 веков изображение Голгофы с крестом и адамовой головой стало символом смерти. Изображение Голгофского Креста с черепом у ног распятого Христа находилось на оборотной стороне иконы Спас Нерукотвороный (12 в.) и символизировало победу над смертью. Таким образом, крещение в Иордань-реке не ведет к преображению героя. В конце былины, как и в начале, он не верит «ни в сон, ни в чох». Былина показывает нам трагедию героя, потерявшего веру. Образ человека безудержной силы, вольнодумца, мечущегося по жизни в поисках спасения и покоя, станет одним из главных в русской словесности.

 
Василий Буслаев – герой новгородский, но песни о нем имеют общерусский  характер. Содержание и смысл его  борьбы были понятны каждому русскому крестьянину, где бы и когда бы эти песни ни исполнялись. 
 
Былина о Василии Буслаеве имеет весьма широкое распространение. Очень часто былина о борьбе его с новгородцами и былина о его смерти объединяются певцами в одно целое. 
 
Первоначальная тенденция былины — осуждение Василия Буслаева, бесшабашного пьяницы и ушкуйника, вступающего в бой со всем Новгородом, нарушающего обычаи, сменяется любованием его широкой натурой, удалью, дерзостью, его свободомыслием, его «буйным озорством». Боярский сын в ранних вариантах былины, Василий Буслаев становится со временем выразителем стремлений новгородской вольницы, участником набегов, имевших целью добычу товаров и отвоевание земель для Новгорода. Былины о Василии Буслаеве содержат много бытовых подробностей из жизни той эпохи. 


Информация о работе Анализ образа Василия Буслаева